СЕРГІЙ ПАРАДЖАНОВ У РОЛІ КАРЛА МАРКСА
10.01.2023
Sergiy Trymbach
НСКУ, Українська кіноакадемія
9 січня, День народження великого митця.
Про нього існує безліч оповідок, більша частина яких належить самому Параджанову. Ось одна з них...
Режиссер Григорий Рошаль ПРИГЛАСИЛ ПАРАДЖАНОВА НА РОЛЬ МАРКСА. Факт сам по себе фантасмагорический, но факт. "Внешнее сходство, темперамент, фактурность". В общем Рошаль был уверен, что это в десятку.
ПАРАДЖАНОВА ВЫЗВАЛИ НА СЪЕМКУ В МОСКВУ. Для начала он наехал на нескольких друзей, пытаясь распознать розыгрыш. Когда убедился, что это не бред, по крайней мере не его собственный, - показывал телеграмму с вызовом на съемки всем: вот, дескать, что в жизни бывает! Но согласия все-таки не давал. Рошаль наседал: "У нас к роли Маркса будет принципиально иной драматургический подход, понимаешь?! НИКАКОЙ ИКОНЫ! Веселый, умный человек, весь земной, из мяса и крови, с бурлящей энергией в жилах! Ты понимаешь, Сережа, что это такое?".
Параджанов: "Да, ПОНИМАЮ, ЭТО ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ". Рошаль, смутившись: "Ну, заранее так не говорят, не принято. Но, разумеется, фильм не останется незамеченным, а уж исполнитель главной роли...". Любопытно отметить, что РОЛЬ ЭНГЕЛЬСА в этом фильме должен был играть АНДРЕЙ МИРОНОВ. Вот были бы основоположники! ...
Параджанов приезжает в Москву. Пробы. Рошаль немного взволнован, но держится бодро - уверен, что "худсовет будет потрясен сходством". В остальном дает "Марксу" полную свободу: "Ты же сам режиссер! Сочини мизансцену. Вот тебе гусиное перо, стол, керосиновая лампа, тетрадь. Пиши, размышляй, делай что хочешь". - "А с юмором можно?" - "Именно с юмором, молодец! Ну, начали".
..Параджанов-Маркс склонился над тетрадью. Рука с гусиным пером сама собой выводит: "Пролетарии всех..." Он задумывается: всех ли? Нет, ошибки нет, именно всех. Всех, совершенно точно. Всех, всех, ошибки быть не может! Хотя... Что-то его тревожит. Пером он почесывает бороду справа, все сильнее и сильнее. Опять задумывается. "Пролетарии всех стран..." НО ЧТО ДЕЛАТЬ ПРОЛЕТАРИЯМ? Что?! Может быть, может... объединяться?
То же бешеное раздражение в районе левой щеки, почти до полной истерики. Минута просветления. Да, по-видимому, ничего другого им не остается - только объединяться. Да, да, пусть объединяются! Пускай! Теперь уже обе щеки в огне, "Маркс" отбрасывает перо, пальцами как попало вычесывает что-то в распахнутую тетрадь и начинает давить - пальцами, страницами... В павильоне полное молчание, только шуршит камера - оператор забыл выключить. У Рошаля на глазах слезы. Придя в себя, он говорит: "Отснятое смыть, не проявляя. НЕГОДЯЯ В МАШИНУ и на вокзал!".