f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Два Порошенки, один «Аеропорт» і багато слів про подвиг «кіборгів»

14.05.2015

11 травня 2015 року у кінотеатрі «Україна», майже одночасно із трансляцією на українських телеканалах, відбулася презентація 45-хвилинного документального фільму «Аеропорт» про захисників Донецького аеропорту. Подаємо репортаж видання ДУСЯ з прем'єри.

Собственно, это фильм об одном дне из этой 242-дневной обороны – о 1 октября 2014 года. Дне, когда был ранен главный герой фильма – Герой Украины полковник Александр Трепак (позывной «Редут»), руководивший обороной аэропорта с августа по октябрь.

Полковника нельзя было снимать на презентации из соображений безопасности, поэтому в фильме его лицо, как и лица других «киборгов», скрыто.

На презентацию должен был приехать президент, так что у дверей кинотеатра столпилась небольшая очередь из желающих попасть внутрь, при этом большинство гостей были в форме. Пока вежливая охрана досматривала вещи, а посетители проходили сквозь рамки, один из людей в форме (назовем его Вова) обратился ко мне с вопросом: «Ну как, есть у вас тут свобода слова?» И было видно, что бойца действительно волнует ответ.

Как выяснилось из разговора, Вова – участник боевых действий в Донецкой области. И, получив мой исчерпывающий ответ о ситуации со свободой слова, перешел к рассказам о войне и мире. Рассказал, что принципиально не хочет подписывать контракт с армией. Правда, о причинах распространяться не стал – сказал только «сами понимаете…». Вместо контракта уже во второй раз собирается в зону АТО, хотя мог бы этого не делать по закону. «И в третий раз пойду, если надо будет», – с вызовом сказал Вова и оглядел окружавших его бойцов. Те покивали в знак поддержки. Как выяснилось, на фильм они попали по разнарядке – их генерал сказал, что от части должно быть пять человек. «Пришлось и ордена надеть, хотя я этого и не люблю», – сказал Вова. И попросил: «Вы напишите, что волонтеры очень много сделали. Обязательно напишите».

Люди все прибывали: большинство в камуфляже, другие – в парадной форме. В самом центре зала стайкой сбились ученики из лицея Богуна – и по тому, что они пили много воды и крепко сжимали свои фуражки, было видно, насколько им интересно и волнительно. Периодически по залу проезжали бойцы в инвалидных колясках – покурить на балконе, выпить бокал вина, поговорить с сослуживцами, – и их тут же окружали журналисты, записывая комментарии. Гражданские и девушки из АП выделялись на фоне погон, орденов и хаки, как экзотические птицы в сосновом лесу.

Прежде чем началась премьера, я успела поговорить с Александром Мартыненко о том, стоило ли, с его точки зрения, снимать фильм о защите аэропорта, учитывая, что в СМИ неоднократно обсуждали тему целесообразности этой защиты.

– Я думаю, что о том, был ли смысл в этой битве, судить не нам, а историкам, которые будут писать об этой войне, – говорит Мартыненко. – Как показывает опыт других войн, только спустя какое-то время становится понятно, нужно ли было то или иное сражение, и кто в нем победил. Кстати, по некоторым битвам до сих пор расходятся мнения – в частности, о битве под Бородино, в которой каждая из сторон считает себя победившей. И эти оценки не имеют никакого отношения к сражавшимся там людям.

Если они воевали, выполняли свой долг и проявили героизм – снимать об этом фильмы надо. И нужно отделять то, как это сражение смотрелось в геостратегической игре, от каждодневного подвига, который эти ребята проявляют на фронте. Так что об этом необходимо говорить и писать. А надо ли делать из их подвига специальную историю... Думаю, что нет.

– Вы знаете, что фильм был инициирован АП. Считаете ли вы такого рода проекты частью пропагандистской стратегии государства?

– Возможно, для тех, кто занимается пиар-технологиями, этот фильм – часть пропагандистской стратегии. И в этом нет ничего страшного, главное – чтобы в результате реализации этой стратегии живые люди, которые умирали и воевали, не превращались в искусственных персонажей, которые их замещают.

– Вы говорите о каком-то конкретном примере?

– Нет, я говорю вообще, вспоминаю нашу историю и нашу практику, в которой живой человек становился то ли символом, то ли чьим-то имиджем, и мог быть для чего-то использован то ли с благородной целью, то ли нет. Такие вещи нужно делать очень осторожно и всегда помнить о чувстве меры, о том, что за всем этим имиджем стоит живой человек со своими недостатками и достоинствами. Как показывает опыт, к сожалению, если такими проектами занимаются политтехнологи, то получаются искусственные образы, поскольку они специалисты как раз по созданию искусственных образов. Поэтому желательно, чтобы политтехнологи как можно меньше в этом участвовали – им ничего не надо создавать, уже все создано до них усилиями реальных людей, без всяких пиарщиков. Поэтому самое главное – не трогать реальные истории.

В раздумьях о том, насколько реальные люди, получившие прозвище «киборги», превратятся на экране в пропагандистские клише, я отправилась в зал, непривычно полный мужчин, в том числе в форме, ожидавших главнокомандующего.

В какой-то момент в зале начал гаснуть свет и все встали, чтобы поприветствовать президента и первую леди. И уже через несколько минут после того, как представили команду авторов фильма, глава государства появился и на экране, произнося пафосную и незапоминающуюся речь. Причем и в фильме, и в зале президенты были одеты в камуфляжную форму.

Более подробно о фильме я расскажу чуть позже, но сразу замечу: он получился неровным. Местами – там, где реальные люди рассказывают свои истории, – очень убедительный, а местами похож на пропагандистскую поделку, озвученную закадровым голосом в лучших традициях энтэвэшной пропаганды. И, конечно, те, кто ожидал масштабного охвата, размаха, тоже были разочарованы – это история о небольшом эпизоде обороны Донецкого аэропорта. Но курсанты смотрели не отрываясь , а в некоторых местах, где рассказывали о снаряжении спецназа или характеристиках танков, даже переставали дышать, как мне казалось.

После окончания фильма снова выступал президент, и на этот раз его речь была очень вдохновляющей. Судя по реакции, присутствующие в зале особенно ждали от него слов о том, что Донбасс и Крым будут нашими, а аэропорт отстроится, и в одной из его частей обязательно сделают музей, посвященный «киборгам». Президент говорил, в зале единодушно кивали, а затем все встали и долго аплодировали.

В своей речи Порошенко говорил о мужском подвиге, но, увидев среди зрителей девушек, поправился и добавил: «...и женский подвиг тоже».

А когда Порошенко пригласил на сцену героя фильма полковника Трепака, все снова встали и слушали его стоя. От такого приема полковник совсем смутился и попросил всех сесть. Его речь была совсем непафосной – он говорил, явно волнуясь, что под его командованием в аэропорту погибли 16 человек, что он просит прощения у их родителей (мамы двоих погибших бойцов присутствовали в зале). Было видно, как полковник переживает, как ему тяжело всеобщее внимание и сам факт того, что его сделали героем, поэтому говорил он кратко и тихо, лишь в конце по-военному четко рубанул: «Слава Украине!» И ему хором, как на параде, ответили: «Героям слава!»

Президент снова взял слово, показал нашивку «киборгов», подаренную ему бойцами из аэропорта (в фильме есть комментарий дизайнера, который ее сделал), и заявил, что гордится такой армией и страной. После этого поблагодарил волонтеров, которые много сделали для боеспособности армии, и запел гимн. Было странно, что президент запевает, но гимн тут же подхватил весь зал, снова поднявшись со своих мест.

По окончании торжественной части началось неформальное общение президента и бойцов, а я поговорила с создателями и инициаторами фильма, а также с его главным героем Александром Трепаком, который все время был окружен бойцами и неохотно отвлекался от разговоров с ними.

– Александр, вас смутило, что в фильме вы – главный герой?

– Да, я не привык к такому вниманию. Это все немножко из другой области, из другого мира.

– Среди гостей презентации есть те, с кем вы воевали?

– Да, вот здесь, рядом со мной – все, кто воевал в аэропорту в течение полугода.

– Когда вы выступали на сцене, было видно, что вас удивила цифра убитых сепаратистов, указанная в картине, и еще какие-то моменты.

– Да. Во-первых, меня поменял не «Майк», как сказано в фильме – я этого не говорил, и это неправда. Второе – цифры убитых и подбитой техники... Я их не называл – их вставил кто-то другой. Я не люблю это комментировать и не хочу, но это нереальная цифра.

Трепак вернулся к сослуживцам, а я задала несколько вопросов продюсеру картины Полине Толмачевой:

– В своей финальной речи Порошенко сказал, что будет снято несколько фильмов. Вы уже знаете, когда их планируют реализовать?

– Мы знаем только то, что есть такое желание – снять трилогию о трех периодах обороны аэропорта.

– А Film.ua будет принимать участие в съемках?

– Это пока обсуждается.

– Картина полностью снималась силами Film.ua?

– Мы оказали техническую и консультационную поддержку телевидению Министерства обороны.

– Каков бюджет этого фильма с вашей стороны?

– Это закрытая информация, но мы все сделали pro bono, за свои средства – из бюджета государства на этот фильм не ушоло ни копейки.

Более подробно о киноленте рассказала Наталья Попович, советник главы АП:

– Президент сказал, что это только первый фильм об аэропорте. Да и в названии указано: «часть первая». Вы уже знаете, каким будет продолжение?

– Не знаю. Потому что была идея – инициировать процесс, сделать первый фильм. Однако понятно, что их должно быть больше – возможно, серия о семи-десяти героях Украины, но сколько точно, сказать не могу. Сейчас думаем о второй важной теме (или аспекте), который сможем предложить продюсерским группам или каналам, а те могли бы снять их и показать в эфире. Главное было – начать, чтобы инициатива имела место, чтобы ее могли подхватить другие. Многие каналы жалуются, что вместо запрещенного российского контента им нечего показывать. Вот мы и предложили вариант создания украинского контента о тех людях, которые сейчас реально рискуют своей жизнью.

– То есть, возможно, следующие картины будут не только о Донецком аэропорте?

– Могут быть и о нем, но о других аспектах защиты аэропорта. Может быть, о Дебальцево или о других эпизодах нашей истории за последний год.

– Кто был автором идеи?

– Борис Ложкин – глава Администрации президента. Он пришел и сказал: настало время и есть необходимость в том, чтобы героизировать наших воинов. И это верно: если мы говорим о героях Небесной сотни, несколько фамилий назовет любой, так как мы уже знаем о них из книг, СМИ, других материалов. А о героях нашей войны, длящейся уже год, нам мало известно, и нет людей, которые четко назовут фамилии, с которыми она ассоциируется. А ведь вырастает новое поколение, есть лицеисты, воины... На кого они должны ориентироваться? На какие примеры силы духа? И Борис предложил такую идею, а затем каналы могут сами ее подхватить.

– Каким каналам вы предлагали этот проект?

– Мы просили все ключевые каналы, и, кажется, шесть сообщили, что готовы его транслировать. Нам очень хотелось бы, чтобы этот фильм показали в регионах. Мы будем предлагать кинотеатрам ставить его как социальный показ, чтобы люди, которые не смогли сегодня посмотреть картину, посмотрели бы позже и вдохновились бы примером этого героизма.

– А кто отвечал за конечный продукт?

– Не могу сказать, что это был один человек – это была творческая группа продюсеров и режиссеров, дизайнеров, которые фактически до последнего момента продолжали работать над фильмом.

 – Я разговаривала с главным героем ленты, и он сказал, что там есть как минимум одна фактическая ошибка – по ротации в аэропорту его сменил другой человек. Не тот, позывной которого указан в фильме.

– Я не знаю об этом, но если там существуют неточности, то, по крайней мере, перед показом в регионах мы внесем изменения. На самом деле полковник Трепак принимал серьезное участие в создании фильма – именно его интервью легло в основу, а потом уже добавили комментарии командования, волонтеров, его побратимов из разных частей.

– Каков бюджет фильма?

– Не могу сказать, потому что продюсерская группа делала это за свой счет.

Когда президент покинул презентацию и большинство гостей разбились по группам, чтобы выпить вина и побеседовать, я разговорилась с Марией Поповой – бывшей журналисткой, а ныне сотрудником пресс-службы АП – о том, как ей работается «на другой стороне»:

– Это совсем другой опыт. Честно говоря, я совсем по-другому представляла себе работу в АП.

– А кто вас пригласил на эту работу или вы сами подали резюме?

– Нет, меня пригласили. В «Коммерсанте» я писала о медиа, и после того как Ложкин стал главой Администрации президента, его товарищи, медийная «тусовка», обсуждали, кого позвать выстраивать работу пресс-службы АП. Они знали меня, знали, что я нормальный хороший журналист, и пригласили.

– Вы сомневались, прежде чем принять решение?

– Я очень долго думала, часто критиковала работу госслужб – мы же знаем, как они работают. Чаще всего мне просто говорили в редакции: напиши запрос – и мы об этом напишем. Никто никогда не рассматривал вариант, что нам ответят. И когда мне делали предложение о переходе на госслужбу, меня взяли «на слабо» – предложили сделать так, чтобы пресс-служба работала как надо, а не как обычно.

По поводу моего решения коллеги, бывшие коммерсантовцы, даже шутили: наконец-то Маша пришла работать к Ложкину. Дело в том, что меня звали в «Форбс» раз пять, но получилось только после продажи «УМХ», когда мы оба стали работать в АП.

На этом и завершился вечер. Фильм показали на многих каналах, и «Фейсбук» полнится противоречивыми отзывами, а я вам расскажу о своих впечатлениях завтра.

Ваша Муся

На фото  команда творців фільму: автор сценарію – Олексій Гончарук, оператор – Мітя Кіптилий, продюсер – Поліна Толмачова, ініціатори проекту – радник голови АП Наталія Попович, радник міністра оборони Олексій Макухін, герої фільму – генерал-майор Сергій Наєв і волонтер Павло Кащук (фото – Максим Лісовий).

ДУСЯ, 12 травня 2015 року