f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

«Студія Довженка в центрі Києва нікому не потрібна»

07.11.2014

Юрий Володарский, forbes.ua

Продюсер Арнольд Кременчуцкий рассказал Forbes о том, как война изменила положение в украинском кино.

Арнольд Кременчуцкий – человек, который досконально знает кинопроцесс изнутри. В его активе двадцать с лишним лет продюсерской деятельности, более пятисот рекламных роликов для клиентов из десятков стран мира от Канады до Японии, работа над музыкальными клипами и художественным полным метром, сотрудничество с EuropaCorp и Columbia Pictures.

Будучи владельцем кинокомпании PSBfilms, Кременчуцкий также является исполнительным директором «Украинской фильм-комиссии», членом совета «Центра реформ в киноиндустрии Украины», состоит в экспертной комиссии Госкино Украины, от которой зависит финансирование новых отечественных кинопроектов. Именно с нее и начался разговор.

– Недавно директор компании «Артхаус трафик» Денис Иванов написал заметку под названием «Те еще кадры». Его впечатления по поводу нового списка экспертов, которые будут принимать решения о государственной поддержке будущих кинопроектов, сводятся к недоуменной фразе: «Кто все эти люди?»

– Я первый раз в экспертной комиссии, и хочу задать этот же вопрос Денису. Денис как раз должен знать, кто эти люди. Он был гораздо ближе к Госкино, и много лет с ними работал. Я понимаю, что эти люди являются специалистами в своей области, но сейчас трудно сказать, насколько их взгляды соответствуют актуальным приоритетам. До войны ситуация была одна, сейчас она совсем другая.

– Каким образом война изменила положение в кино? Неужели сейчас все режиссеры должны броситься снимать фильмы военно-патриотической тематики?

– Вопрос не в режиссерах, вопрос в зрителе. Поменялось все: мотивация, внутреннее напряжение, ассоциативные ряды, новостные ленты. Те, кто делает кино, пишут будущее. Сейчас снимаются фильмы, которые будут смотреть через полтора-два года. Военно-патриотические фильмы нужны не тогда, а сейчас, но их-то как раз и нет, мы их не сняли. Вопрос в том, какое кино финансировать сегодня, чтобы оно выполняло необходимые функции через полтора-два года.

– Раньше множество фильмов, в том числе с украинскими актерами, у нас снимали россияне. Сейчас их количество резко уменьшилось, верно?

– То, что русские снимали здесь свои сериалы, не имеет никакого отношения к тому, о чем они их снимали. Русские продолжают снимать, но уже гораздо меньше, тут бизнес столкнулся с политикой и идеологией. С коммерческой точки зрения, после того как закончится война, мы вполне можем продолжать сотрудничать с Россией. Что касается идеологии, Украина сейчас идет совсем в другую сторону. И ответственность за успех на этом пути во многом лежит на кино. Владимир Ильич Ленин – пусть имя его горит в аду и пусть его уже наконец похоронят – иногда говорил правильные вещи: «Важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк».

– Вроде бы это фейк – такой цитаты у Ленина ни в одной работе так и не нашли.

– Если не было, ее нужно было придумать.

– Стоит ли сейчас рассматривать кино с прикладной точки зрения? Какой-то советский подход.

– В популярном кино идеологическая составляющая всегда работала на основную зрительскую массу, которая делает кассу.

– То есть речь о том, какой именно опиум следует производить для народа?

– Вот это и есть самый интересный вопрос. Если в обозримом будущем, как обещает нам президент, мы увидим реальное улучшение жизни, если война с божьей помощью закончится, если зайдут инвестиции и начнется реальное движение в Европу, нам понадобится соответствующее кино, причем, скорее, оптимистическое.

– Самое оптимистическое время для нашего кино – это период застоя. Большинство популярных советских фильмов сняты в 1970-е – начале 1980-х. «Все эти бесконечные мюзиклы – «Собака на сене», «Соломенная шляпка», «Труффальдино из Бергамо», душевные фильмы вроде «Иронии судьбы» и «Москва слезам не верит».

– Совершенно верно! Известно, что Америка вышла из Великой Депрессии во многом благодаря кинокомедиям Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда, братьев Маркс. Мы строим новую страну, и нам нужно доброе кино – его у нас страшно не хватает. Что-нибудь наподобие «Дневника Бриджит Джонс». Я хочу прийти к министру культуры и сказать: давайте снимем что-то наше и что-то приличное.

Вот у нас есть талантливые писатели с именем, например, Сергей Жадан или София Андрухович. Пусть они напишут сценарий – такой сценарий стоит дорого, но мы договоримся за меньше. Возьмем первоклассного режиссера, пригласим Джорджа Клуни, который обещал приехать сниматься в Украину, если будет хороший сценарий. Дальше красная дорожка, Катенька Осадчая в шляпке…

– Просто какие-то Нью-Васюки!

– Никакие не Нью-Васюки! Все это давно уже происходит в Восточной Европе. Супербоевики сейчас снимаются в Чехии. В Румынии четыре современнейших студии, в Польше две. Ридли Скотт повез свой продакшн на 15 млн фунтов в Венгрию. Люк Бессон оставляет по 20 млн евро в год в Сербии. Не надо изобретать велосипед – это уже работает во всем мире.

Нужно в Украине создать киноиндустрию, которая выйдет на прибыльный уровень уже через несколько лет. К этому времени следует построить больше кинотеатров. Сейчас у нас чуть больше 300 экранов, до войны было 430. Чтобы фильмы могли себя окупать, надо больше 1000. Это не так сложно: население есть, чуть только экономика даст подъем – люди пойдут в кинотеатры. Это даст возможность делать хорошее украинское кино и зарабатывать на его прокате.

– Хорошо, откуда взять стартовый капитал?

  – Для начала продать все государственные киностудии, и половину вырученных денег дать тому, кто будет инвестировать в строительство современной киностудии. Студия Довженко в центре Киева никому не нужна, для работы она не годится и никакой исторической ценности не имеет. Не сохраняют же старые заводы – разве что организуют в них арт-центры. Студию Довженко продать, эта земля в центре города стоит очень дорого. Одесскую киностудию продать и построить современную за городом. Не проблема найти 40 га вдали от города и дороги – обрыв над морем, закат, вся красота.

– Какие еще конкретные шаги нужны для реформирования киноиндустрии?

– Первое: создание современной технической и образовательной базы. Второе: создание необходимой юридической базы и условий для инвесторов – ничего не надо придумывать, нужно взять опыт успешных стран, скомпилировать, запустить, и пусть работает. Третье – это уже касается непосредственно украинского кино – следует найти интересные темы, в которые стоит инвестировать. Мы строим новую страну, и нам нужны новые истории, новые мифы, новые герои, новое украинское кино, какого у нас еще никогда не было. Я верю и знаю, что оно обязательно будет.

12 грудня, середа, Синій зал Прем’єрний показ художнього фільму «ТРИМАЙ БІЛЯ СЕРЦЯ»

12 грудня, середа, Червоний зал ДИВІМОСЬ, ХТО ПРИЙШОВ Громадська організація «Сучасне Українське Кіно» (СУК) презентує вечір «Кіносереда – Зимове»

12 грудня, середа, Малий зал «ЦИКЛ ВЕЧОРІВ ІСПАНОМОВНОГО КІНО» Художній фільм «ГАВАНАСТЕЙШН»