Драма по українському: неприємна правда про нас самих
10.05.2015
В прокат вийшла дебютна стрічка режисера Анни Акулевич "Це я".
Сергій Васильєв, Апостроф
Это украинская семейная драма, которая не обещает ни спецэффектов, ни сюжетных интриг. В основу положена обыкновенная история женщины, которая решила вернуться из города в свое родное село. Фильм как на ладони показывает все достоинства и недостатки современного украинского кинематографа, одновременно открывая зрителям яркую творческую индивидуальность режиссера и не совсем приятную правду о самих себе.
После премьеры на прошлогодней киевской "Молодости" фильм Анны Акулевич успел получить награды на двух международных фестивалях — в Анкаре (Турция) и Лукании (Италия) и даже предпринимал робкую попытку достучаться до отечественного зрителя — в конце ноября картина в течение недели демонстрировалась в одном из столичных кинотеатров. У нас, как известно, несмотря на хронический кризис в кинематографе, фильм легче снять, чем показать его публике. Прокат прочно оккупирован голливудскими мейджорами, найти в их плотной шеренге узкий зазор в виде одного-двух сеансов весьма проблематично. В этом смысле можно подивиться упорству создателей картины "Это я" — они не только сумели пробить для своей работы брешь в прокате, но и выпускают ленту на 37 копиях в 14 украинских городах. Выпускают практически без рекламы, надеясь, что их камерная картина с не очень-то зазывным названием все-таки найдет адресата.
Фильм "Это я" не обещает ни сногсшибательных аттракционов, ни драк с погонями, ни даже какого-нибудь убийства. Это, кстати, недостаток. Не то, конечно, что авторы обходятся без криминала. Просто они, как это принято, увы, в современном украинском кино, совсем мало заботятся о том, чтобы увлечь публику какой-то необычной историей. И это не признак снобизма или высокомерия, как кажется некоторым суровым критикам, а, скорее, проявление наивности и беспечности. Невесть с каких времен у наших режиссеров укоренилась превратная, в общем-то, мысль, мол, умный зритель все сам додумает и поймет. Такое доверие к публике похвально, но почему-то в итоге сценарии украинских картин полны недомолвок, вялых перипетий, сюжетных неувязок и обескураживающих пустот.
"Это я", к сожалению, не исключение. Зрителям фильма Анны Акулевич на интриги рассчитывать не стоит. Сюжет картины можно изложить буквально в двух-трех фразах. В родное село, пережив явно не первую в своей жизни любовную драму, возвращается молодая женщина Яна (Яна Соболевская). Дома, где ее родня — мама с папой и младшая сестра с мужем — воспитывают 8-летнюю дочку героини, она наверняка долго не задержится. Раздаст сувениры, почмокает в щечки дочурку, восстановит пошатнувшуюся гордость, легко соблазнив влюбленного в нее с детства одноклассника, побранится с мамой и сестрой и отправится снова покорять столицу. Успеет еще, правда, довести до инфаркта и свести в могилу отца. Обыкновенная история, которую можно было бы рассказать куда занимательнее, чем это происходит на экране.
А между тем если по сценарному мастерству дебютантка Анна Акулевич получает скромную оценку, то по всем остальным дисциплинам она оказывается отличницей. Во-первых, ее картина невероятно красиво снята, в чем ей, несомненно, помогли молодой оператор Данила Дедков, маститый художник Сергей Хотимский, а также ее личный художественный перфекционизм. Тут почти каждый кадр, в котором герои то ссорятся, то обнимаются, то накрывают на стол, то ведут душещипательные разговоры хоть в душевой, хоть у пруда, хоть на огороде, многозначителен, несет информацию, которую зачастую не дает сценарист. В этой щедрой, невероятно богатой на детали визуальности есть своя философия. Трудно припомнить в последнее время украинскую картину, где так сильно чувствовались бы человеческая теплота и душевное благородство авторов. Дело не в том, что они никого не осуждают. Они, скорее, изумляются человеческому несовершенству, ограниченности и глухоте.
"Это я" — в общем-то, фильм-диагноз. В нем мы узнаем самих себя. Не умеющих слышать друг друга, даже друг друга любя. В фильме есть много эпизодов каких-то ничтожных споров и перебранок — автомобилистов на дороге, соседей в селе, родителей с детьми, жены с мужем. Они выглядят удивительно правдиво и одновременно абсурдно. Поскольку мир, окружающий нас, в фильме колдовски прекрасен. Осока на берегу пруда, пыльные дороги, древесная стружка, жучки и котята, даже банки с консервацией, которую изготовили еще лет двадцать назад, да так и не успели съесть. В каком-то смысле Анна Акулевич доказывает, что законсервированное давным-давно в украинском кинематографе поэтическое ощущение жизни никуда не исчезло. Нужна только громадная любовь и доверие к жизни, чтобы вернуть ее подлинный, чистый и терпкий вкус. Уникальный вкус домашнего пирога или варенья. Наверное, и фильм "Это я" стоит смотреть с таким доверием. Не чертыхаясь на пунктирность его интриги, а отдавшись воздушному течению его акварельной интонации. И во время просмотра вспомнить о своих близких людях — маме, брате, друге. И о том, как много тепла мы не отдали друг другу.
Сергій Васильєв, Апостроф, 10 травня 2015 року