f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Держкіно: 200 днів толоки без користі

01.04.2015

Директор Одеського міжнародного кінофестивалю Юлія Синькевич про перші підсумки роботи Державного агентства України з питань кіно.

Юлія Синькевич, LB.ua

Недавно Кабинет Министров представил отчеты о деятельности за первые 100 дней своей каденции. В результате стало понятно, что главным достижением Министерства культуры  под руководством Вячеслава Кириленко является рекордное количество скандалов - господину министру блестяще удалось публично рассориться с представителями практически всех существующих культурных сфер (кульминацией стало открытое письмо археолога Тимура Бобровского Вячеславу Кириленко с призывом самостоятельно уйти в отставку). Получив на днях от Государственного агентства Украины по вопросам кино (ГАУ) официальный отказ в финансовой поддержке 6-го Одесского международного кинофестиваля, мы поняли, что 200 с лишним дней работы нового состава Госкино (назначенного в августе 2014) вполне вписываются в тренд материнской структуры Минкульта.

Второй год подряд самый крупный в Украине международный кинофестиваль, который, среди прочего, с 2010 года привлекает интернациональное сообщество кинопрофессионалов, прессу и инвесторов для поддержки национального кино, остается без финансирования со стороны профильной государственной структуры.

Основания для отказа заслуживают упоминания. Причина номер один: сокращение дотаций на культуру. При этом, в отчете за первые 100 дней своей работы министр культуры Вячеслав Кириленко с гордостью сообщил об увеличении расходов на культуру в 2015 году до 2,3 млрд. гривен. Второй причиной стала ссылка на Постановление Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 №65, в котором указывается о запрете финансирования мероприятий, посвященных отмечанию памятных дат, юбилеев и пр. Очевидно, Государственное агентство Украины по вопросам кино не вполне представляет, что именно происходит на кинофестивалях за пределами вечерних фуршетов для гостей, которые и правда можно спутать с юбилеями уважаемых деятелей кино.

И раньше большую часть бюджета ОМКФ составляли взносы меценатов и спонсоров из сферы социально ответственного бизнеса, однако поддержка от Госкино была существенной - в среднем 1 миллион гривен. Сейчас же, когда кризис заставляет наших партнеров если не отказать в финансировании полностью, то по крайней мере в разы его сократить, и ОМКФ из режима развития прочно вошел в режим выживания, государство в лице Госкино демонстрирует полное равнодушие к одному из крупнейших культурных мероприятий в стране.

В 2014 году Одесский МКФ состоялся, несмотря ни на что. Нам досталось немало сложных испытаний как на этапе подготовки, так и во время проведения. В том году для нас приоритетом было поддержать украинских кинематографистов (напомним, что на момент проведения фестиваля Государственный Питчинг проектов был перенесен на неопределенный срок). Поэтому мы решили, что в международном конкурсе у нас будет два фильма украинского производства (в обход собственного регламента, который предусматривает участие в международном конкурсе только 1 фильма от страны). В секции Work In Progress были представлены 11 украинских кинопроектов на финальной стадии производства. Сейчас мы понимаем, что те фильмы, которые могли бы стать частью программы Одесского МКФ в этом году, не будут готовы. Причина – невыполнение финансовых обязательств со стороны Государственного Агентства Украины по вопросам кино, в результате чего остановилась работа по завершению около 10 украинских фильмов. Среди них - экранизация украинского комикса «Максим Оса» и «Моя бабушка Фанни Каплан» с Мирославом Слабошпицким в одной из главных ролей.

За 24 года в независимой Украине появилось несколько крупных, заметных в международном масштабе культурных инициатив - Гогольфест, PinchukArtCentre, Alfa Jazz Fest, Одесский международный кинофестиваль - и все они являются частными. Это не плохо, но в тоже время - в корне неправильно, ведь государство должно более активно участвовать в формировании международной культурной политики. В том случае, когда частные культурные мероприятия достигают определенного профессионального статуса, масштаба и работают на реализацию национальных интересов, их поддержка становится вопросом гражданской ответственности.

За «200 дней» работы нового состава Государственного агентства Украины по вопросам кино - то же рекордное количество скандалов, на этот раз - в узком кругу украинской киноиндустрии.

Во-первых - уже упомянутые прекращение поддержки фестивалей и невыполнение финансовых обязательств по финансированию кинопроектов.

Во-вторых, согласованная с Госкино инициатива проекта Закона Украины о введении специального сбора на развитие национального кинематографа с прокатчиков, телеканалов и провайдеров. Рассчитывая легким движением руки обогатить годовой бюджет на 200-250 млн. грн., друзья украинского кино не рассчитали, что побочные эффекты этого закона несовместимы с жизнью маленьких, но важных игроков рынка - региональных телеканалов, дистрибьюторов артхаусного, документального и - по жестокой иронии - как раз украинского кино. Неспособные оплатить эту непосильную дань, они бы просто прекратили существование, вместе с культурным разнообразием в кинопрокате.  После проведения круглого стола на эту тему, организованного «Телекритикой», к счастью, проект испарился - до недавнего времени, когда Вячеслав Кириленко вновь заговорил о нем в одном из своих интервью.

В-третьих - так называемый «оскаровский скандал», когда при сомнительных обстоятельствах и молчаливом согласии Госкино кандидатом на престижную кинопремию от Украины был выдвинут исторический блокбастер Олеся Санина «Поводырь», а не «Племя» Мирослава Слабошпицкого - самый успешный фильм в истории украинского кино, обладатель трех призов Недели критиков Каннского МКФ, премии Открытие года Европейской киноакадемии и еще нескольких десятков призов по всему миру. (Нині Держкіно не має безпосереднього відношення до Українського Оскарівського комітету, якому свого часу передало право визначати стрічку-номінанта на «Оскар» від України і проводити зносини із Американською кіноакадемією. - НСКУ).

Недавно было объявлено о новом составе Общественного совета при Госкино - общественного органа, который должен выполнять консультационные и контролирующие функции. Состав вызвал ироничные высказывания не только в среде кинематографистов, но и в соцсетях. В списке фигурируют политические организации вроде Правого сектора и, например, Ассоциация ногтевого искусства. Очевидно, у Совета не возникнет проблем с тем, чтобы при необходимости «прижать к ногтю» непослушных чиновников.

Тем временем, пока Госкино скандализирует профессиональную общественность нерабочими схемами, абсолютно все готово для подписания соглашения о членстве Украины в программе Creative Europe. Эта программа Европейского Союза по грантовой поддержке культурных инициатив в странах Европейского Союза и ассоциативных членах ЕС впервые была представлена украинцам как раз в рамках Профессиональной секции 4-го ОМКФ в 2013 году. После вступления в Creative Europe украинские кинодеятели получили бы возможность подать заявки на финансирование образовательных программ, дистрибуции, мероприятий и кинопроектов. Именно в том числе благодаря поддержке Creative Europe в Европе существуют кинофестивали в Софии, Варшаве, Хельсинки и других городах. Более того, вследствие беспрецедентной лояльности со стороны организации, Украине было предложено внести символический членский взнос в размере 1 евро (в обычных случаях этот взнос от имени страны не разглашается и зависит от экономических показателей). Почему соглашение до сих пор не подписано - вопрос, на который четкого ответа глава Госкино Филипп Ильенко так и не смог дать. (На VI Пленумі правління НСКУ, що відбувся 11 березня 2015 року, це питання також було задане пану Іллєнку. Він пояснив, що приєднання України до Creative Europe внесено у план імплементації Угоди про асоціацію України з ЄС і перебуває в компетенції Міністерства культури, а не Держкіно. - НСКУ).

Все это демонстрирует полное непонимание культурной дипломатии, нежелание установить диалог с активным сообществом кинопрофессионалов, отсутствие прозрачности в кадровой политике и неспособность предложить ни одно конструктивное решение по реанимации национальной киноиндустрии. Последняя сейчас находится в опасной близости к точке невозврата, после которой все достижения за последние несколько лет (производство и прокат украинских фильмов, их успех на мировых кинофорумах, перспективные копродукции и зарождение зрительского интереса к украинскому кино) могут быть разрушены без возможности скорого восстановления.

Юлія Синькевич, LB.ua, 30 березня 2015 року

19 березня, вівторок, Червоний зал Художній фільм «КРИШТАЛЬ»

19 березня, вівторок, Синій зал ДО 110-РІЧЧЯ ВІД ДНЯ НАРОДЖЕННЯ ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ АКТРИСИ, КІНОРЕЖИСЕРА НАУКОВОГО КІНО ЛІДІЇ ОСТРОВСЬКОЇ-КОРДЮМ

20 березня, середа, Червоний зал Прем’єрний показ художнього фільму «ЧОРНИЙ КОЗАК»