f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Держкіно: 200 днів толоки без користі

01.04.2015

Директор Одеського міжнародного кінофестивалю Юлія Синькевич про перші підсумки роботи Державного агентства України з питань кіно.

Юлія Синькевич, LB.ua

Недавно Кабинет Министров представил отчеты о деятельности за первые 100 дней своей каденции. В результате стало понятно, что главным достижением Министерства культуры  под руководством Вячеслава Кириленко является рекордное количество скандалов - господину министру блестяще удалось публично рассориться с представителями практически всех существующих культурных сфер (кульминацией стало открытое письмо археолога Тимура Бобровского Вячеславу Кириленко с призывом самостоятельно уйти в отставку). Получив на днях от Государственного агентства Украины по вопросам кино (ГАУ) официальный отказ в финансовой поддержке 6-го Одесского международного кинофестиваля, мы поняли, что 200 с лишним дней работы нового состава Госкино (назначенного в августе 2014) вполне вписываются в тренд материнской структуры Минкульта.

Второй год подряд самый крупный в Украине международный кинофестиваль, который, среди прочего, с 2010 года привлекает интернациональное сообщество кинопрофессионалов, прессу и инвесторов для поддержки национального кино, остается без финансирования со стороны профильной государственной структуры.

Основания для отказа заслуживают упоминания. Причина номер один: сокращение дотаций на культуру. При этом, в отчете за первые 100 дней своей работы министр культуры Вячеслав Кириленко с гордостью сообщил об увеличении расходов на культуру в 2015 году до 2,3 млрд. гривен. Второй причиной стала ссылка на Постановление Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 №65, в котором указывается о запрете финансирования мероприятий, посвященных отмечанию памятных дат, юбилеев и пр. Очевидно, Государственное агентство Украины по вопросам кино не вполне представляет, что именно происходит на кинофестивалях за пределами вечерних фуршетов для гостей, которые и правда можно спутать с юбилеями уважаемых деятелей кино.

И раньше большую часть бюджета ОМКФ составляли взносы меценатов и спонсоров из сферы социально ответственного бизнеса, однако поддержка от Госкино была существенной - в среднем 1 миллион гривен. Сейчас же, когда кризис заставляет наших партнеров если не отказать в финансировании полностью, то по крайней мере в разы его сократить, и ОМКФ из режима развития прочно вошел в режим выживания, государство в лице Госкино демонстрирует полное равнодушие к одному из крупнейших культурных мероприятий в стране.

В 2014 году Одесский МКФ состоялся, несмотря ни на что. Нам досталось немало сложных испытаний как на этапе подготовки, так и во время проведения. В том году для нас приоритетом было поддержать украинских кинематографистов (напомним, что на момент проведения фестиваля Государственный Питчинг проектов был перенесен на неопределенный срок). Поэтому мы решили, что в международном конкурсе у нас будет два фильма украинского производства (в обход собственного регламента, который предусматривает участие в международном конкурсе только 1 фильма от страны). В секции Work In Progress были представлены 11 украинских кинопроектов на финальной стадии производства. Сейчас мы понимаем, что те фильмы, которые могли бы стать частью программы Одесского МКФ в этом году, не будут готовы. Причина – невыполнение финансовых обязательств со стороны Государственного Агентства Украины по вопросам кино, в результате чего остановилась работа по завершению около 10 украинских фильмов. Среди них - экранизация украинского комикса «Максим Оса» и «Моя бабушка Фанни Каплан» с Мирославом Слабошпицким в одной из главных ролей.

За 24 года в независимой Украине появилось несколько крупных, заметных в международном масштабе культурных инициатив - Гогольфест, PinchukArtCentre, Alfa Jazz Fest, Одесский международный кинофестиваль - и все они являются частными. Это не плохо, но в тоже время - в корне неправильно, ведь государство должно более активно участвовать в формировании международной культурной политики. В том случае, когда частные культурные мероприятия достигают определенного профессионального статуса, масштаба и работают на реализацию национальных интересов, их поддержка становится вопросом гражданской ответственности.

За «200 дней» работы нового состава Государственного агентства Украины по вопросам кино - то же рекордное количество скандалов, на этот раз - в узком кругу украинской киноиндустрии.

Во-первых - уже упомянутые прекращение поддержки фестивалей и невыполнение финансовых обязательств по финансированию кинопроектов.

Во-вторых, согласованная с Госкино инициатива проекта Закона Украины о введении специального сбора на развитие национального кинематографа с прокатчиков, телеканалов и провайдеров. Рассчитывая легким движением руки обогатить годовой бюджет на 200-250 млн. грн., друзья украинского кино не рассчитали, что побочные эффекты этого закона несовместимы с жизнью маленьких, но важных игроков рынка - региональных телеканалов, дистрибьюторов артхаусного, документального и - по жестокой иронии - как раз украинского кино. Неспособные оплатить эту непосильную дань, они бы просто прекратили существование, вместе с культурным разнообразием в кинопрокате.  После проведения круглого стола на эту тему, организованного «Телекритикой», к счастью, проект испарился - до недавнего времени, когда Вячеслав Кириленко вновь заговорил о нем в одном из своих интервью.

В-третьих - так называемый «оскаровский скандал», когда при сомнительных обстоятельствах и молчаливом согласии Госкино кандидатом на престижную кинопремию от Украины был выдвинут исторический блокбастер Олеся Санина «Поводырь», а не «Племя» Мирослава Слабошпицкого - самый успешный фильм в истории украинского кино, обладатель трех призов Недели критиков Каннского МКФ, премии Открытие года Европейской киноакадемии и еще нескольких десятков призов по всему миру. (Нині Держкіно не має безпосереднього відношення до Українського Оскарівського комітету, якому свого часу передало право визначати стрічку-номінанта на «Оскар» від України і проводити зносини із Американською кіноакадемією. - НСКУ).

Недавно было объявлено о новом составе Общественного совета при Госкино - общественного органа, который должен выполнять консультационные и контролирующие функции. Состав вызвал ироничные высказывания не только в среде кинематографистов, но и в соцсетях. В списке фигурируют политические организации вроде Правого сектора и, например, Ассоциация ногтевого искусства. Очевидно, у Совета не возникнет проблем с тем, чтобы при необходимости «прижать к ногтю» непослушных чиновников.

Тем временем, пока Госкино скандализирует профессиональную общественность нерабочими схемами, абсолютно все готово для подписания соглашения о членстве Украины в программе Creative Europe. Эта программа Европейского Союза по грантовой поддержке культурных инициатив в странах Европейского Союза и ассоциативных членах ЕС впервые была представлена украинцам как раз в рамках Профессиональной секции 4-го ОМКФ в 2013 году. После вступления в Creative Europe украинские кинодеятели получили бы возможность подать заявки на финансирование образовательных программ, дистрибуции, мероприятий и кинопроектов. Именно в том числе благодаря поддержке Creative Europe в Европе существуют кинофестивали в Софии, Варшаве, Хельсинки и других городах. Более того, вследствие беспрецедентной лояльности со стороны организации, Украине было предложено внести символический членский взнос в размере 1 евро (в обычных случаях этот взнос от имени страны не разглашается и зависит от экономических показателей). Почему соглашение до сих пор не подписано - вопрос, на который четкого ответа глава Госкино Филипп Ильенко так и не смог дать. (На VI Пленумі правління НСКУ, що відбувся 11 березня 2015 року, це питання також було задане пану Іллєнку. Він пояснив, що приєднання України до Creative Europe внесено у план імплементації Угоди про асоціацію України з ЄС і перебуває в компетенції Міністерства культури, а не Держкіно. - НСКУ).

Все это демонстрирует полное непонимание культурной дипломатии, нежелание установить диалог с активным сообществом кинопрофессионалов, отсутствие прозрачности в кадровой политике и неспособность предложить ни одно конструктивное решение по реанимации национальной киноиндустрии. Последняя сейчас находится в опасной близости к точке невозврата, после которой все достижения за последние несколько лет (производство и прокат украинских фильмов, их успех на мировых кинофорумах, перспективные копродукции и зарождение зрительского интереса к украинскому кино) могут быть разрушены без возможности скорого восстановления.

Юлія Синькевич, LB.ua, 30 березня 2015 року

26 травня, неділя, Червоний за ФІЛЬМИ-ПРИЗЕРИ МІЖНАРОДНИХ КІНОФЕСТИВАЛІВ

25 травня, субота-неділя, Синій зал ХХІІІ МІЖНАРОДНИЙ ФЕСТИВАЛЬ ФІЛЬМІВ, ТЕЛЕВІЗІЙНИХ І РАДІОПРОГРАМ ДЛЯ ДІТЕЙ ТА ЮНАЦТВА "ЗОЛОТЕ КУРЧА"

24 травня, п’ятниця, Синій зал НОСТАЛЬГІЧНІ ПОРТРЕТИ НЕЗАБУТНІХ