Володимир Філіппов: Доводиться застосовувати шокову терапію на державному рівні
17.07.2016
Продюсер Володимир Філіппов про законопроект Миколи Княжицького щодо обмеження використання медійної продукції держави-агресора, «чорні списки», необхідні кроки законотворців і державних органів і те, що має стимулювати внутрішнього «культурного виробника».
– Насколько сегодня реальна угроза медийному и культурному пространству Украины, исходящая от России и, в частности, от участия росийских деятелей в кино- и театральном продукте?
– Угроза более чем реальна, но она кроется не в участии или неучастии «кремлевских агентов» в кино-театральном продукте Украины, а в нашем собственном самосознании. Украина – удивительная страна, в которой можно четко сформулировать тот факт, что за 25 лет независимости мы без боя отдали своё медийное пространство всем, кто хотел нас поиметь. Важно отметить, что вирус чужеродного продукта, их шаблонов поведения, их героев, так плотно вошел в наше сознание, что теперь придётся его многолетними усилиями вытравливать, и результат этой работы на сегодня не прогнозируем. Уточню то обстоятельство, что главный вред нанесен в сознание зрителей, которые сегодня ждут от украинского кинофильма чужеродных моделей, и не важно каких – «русских» или «американских», – главное не своих, не украинских. Это основная беда. И как с этим жить, ни один закон не урегулирует.
– «Черные списки» и прочие ограничения, – насколько они эффективны? Сейчас на рассмотрение депутатов представлен законопроект №4303, который предлагает ввести норму «расписки» российских артистов о неподдержке политики Путина…
– Что-то необходимо менять, вот депутаты что-то и меняют, «черные списки», «расписки» и прочее. Всё это полумеры усложняющие жизнь топ-менеджеров телеканалов. «Простой зритель» он же и в сети всё смотреть может, сегодня медиaстены нет и быть не может, и по большому счету это хорошо. Плохо то, что нужно утверждать в Верховной Раде такие законы как №4303 или о запрете контента «страны агрессора», конечно, эти запреты можно назвать недемократическими, но где вы видите демократию в действиях Кремля? На мой взгляд, запрет должен был сложиться моментально после аннексии Крыма и идти от сердца. От сердца руководителей студий и театров, работающих с такими актерами, от сердца программных директоров и владельцев телеканалов, демонстрирующих подобный продукт.
Конечно, по большому счету зритель сам требует привычный контент и привычные лица, но ведь его 25 лет к нему приучали, ничего, почти ничего не противопоставляя данному. Теперь приходится применять шоковую терапию на законодательном уровне. От неё больно и неприятно, но излечение далеко не всегда «сладкий сироп», порой необходима операция. И данные законы и есть операция по спасению медийного пространства Украины.
– Какие еще шаги от госорганов, депутатов должны способствовать защите культурного и медийного пространтства от пропаганды?
– Обязательное принятие закона 3081-д о поддержке кинематографа, так как одними запретами ничего не решить. Необходимо создавать собственный контент. И в этом нужна действенная помощь от государства/депутатов. Так как создание собственного контента после четвертьвекового молчания без помощи невозможно.
Сегодня украинское кино почти не способно себя окупить, мы делаем только первые шаги в создании коммерческого продукта. В стране всего чуть более 300 киноэкранов, на телевидении крайне низкие бюджеты, да это и понятно, упала реклама, потерян зритель. Но всё это не важно, важно то, что нам необходимо любой ценой идти по дороге создания собственного КиноГероя, собственного кино. И здесь помощь государства/депутатов крайне важна. И мы надеемся на эту помощь.
– Если предположить, что российских актеров, режисеров у нас нет, российские продакшены не причастны, российские театры не приезжают... Это стимулирует внутреннего «культурного производителя»? Масштабная госпрограмма в этом вопросе – нужна ли она и при каких условиях может появиться?
– Предположить можно всё что угодно. Но вакуум не стимулирует.
Стимулирует искренний интерес публики, выход в кинопрокат украинских фильмов. Всегда интересно, когда на большом экране показывают кино о тебе. Мы ведь все понимаем, что кино – это зеркало нации, национального самосознания. Именно поэтому кино необходимо показывать в кинотеатрах.
Как я уже говорил, единая программа конечно нужна, и первым шагом к такой программе может быть закон 3081-д, но без поддержки депутатов на сегодня это практически невозможно.
На сегодняшний день единственная поддержка идет от Госкино Украины, проводятся питчинги, украинские фильмы принимают участие в международных фестивалях, проходят дни украинского кино за рубежом, налажена работа по финансированию, но этого мало. Необходимы законодательные изменения. В противном случае вакуум заполнят только «энтузиасты», но на энтузиазме далеко не уедешь. Нужна четкая программа действий.
– Какова роль медийного, киношного, культурного сообщества в этом вопросе?
– Очень важна роль телеканалов, в первую очередь в раскрутке КиноГероев, в создании института Звезд Украинского Кино. Только с помощью и участием телеканалов наши актеры будут узнаваемы и ожидаемы зрителем, а без данного ожидания ничего невозможно. Превосходно, если украинский зритель будет ждать свое – украинское кино.
И конечно у кинематографистов Украины должна быть солидарная позиция, но к огромному сожалению пока мы часто не понимаем и не хотим понять друг друга, и боремся сами с собой, а в это время зритель смотрит «свое» кино, и сегодня это кино, как правило, не украинское.
MediaBusiness, 8 липня 2016 року