f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Олександр Ткаченко: «Сьогодні наше головне завдання – створення серіальної індустрії»

14.02.2016

Проект "Знято в Україні", ініційований порталом Delo.ua і медіа-холдингом "Медіа Група Україна", попросив учасників кінобізнесу, пов'язаних із виробництвом і показом вітчизняних серіалів, оцінити ситуацію на ринку. А також висловити власну думку із приводу законопроектів, які очікують на голосування найближчим часом. 

Ситуация с реформами в киноиндустрии сейчас самая горячая. Уже принят ряд изменений в законы, регулирующие деятельность в сфере показа кинопродукта в телеэфире и кинопрокате. На очереди рассмотрение законопроекта "О государственной поддержке кинематографии в Украине" (№3081-д), который лоббируют крупнейшие игроки рынка — киностудии и медиагруппы, объединившиеся в инициативную группу "#Кінокраїна".

В законопроекте предусматривается господдержка производства не только художественных, документальных фильмов и анимации, как это происходит сейчас, но и телеконтента. А также преференции иностранным производителям в качестве стимула проводить съемки кино в Украине.

На вопросы Delo.ua отвечает Александр Ткаченко, генеральный директор "1+1 медиа".

Что приветствуете в реформаторских инициативах, а что нет? Какие нововведения дадут максимальный эффект и для кого они в первую очередь выгодны?

Законопроект разрабатывался с привлечением большого количества участников индустрии, и в тексте закона, в принципе, нашли отражения практически все идеи, которые обсуждались на протяжении полугода, включая Tax Incentives, то есть налоговые льготы для съемок в Украине, которые способны привлечь иностранных производителей и, соответственно, насытить нашу индустрию новыми вливаниями или инвестициями.

Обсуждаются вопросы более прозрачной и понятной системы финансирования государством поддержки кинематографии. И, в принципе, это позволит создать нормальную европейскую систему кино- и телеиндустрии в Украине. Учитывая тот факт, что сегодня для нас главной задачей является создание по сути новой сериальной индустрии в стране, то такой закон очень серьезно в этом поможет и массовая истерия закупки русского продукта уйдет в прошлое.

Что в законопроекте осталось неработающего, в качестве дани компромиссам?

Я пока не знаю, если ли там такое, что можно было бы серьезно критиковать. Но не сомневаюсь, что во время обсуждения в парламенте оно может появиться.

Модель какой страны в развитии кинематографа наиболее приемлема для Украины?

Каждая страна исходила из своих определенных национальных особенностей в создании этой системы. Но мне кажется, если смотреть реалистично, то две страны нам наиболее близки в этом отношении — это Польша и Румыния.

Если закон примут, то небольшие компании опасаются, что будет как в России, когда большие подмяли маленьких и не дают добраться до госденег. Есть такой риск?

Нет. В законе убраны все моменты, связанные с приоритизацией выдачи каких-то государственных финансирований особым компаниям.

Как охарактеризуете сегодняшнюю ситуацию? Какие возможны варианты ее развития?

Ситуация не однозначная, потому что телеиндустрия живет вроде бы по одному закону, но читают и трактуют его по-разному. Тот факт, что в украинском эфире есть ряд игроков, которые делают вид, что закон их не касается — манипулируют с датами выпуска сериалов, выдавая сериалы 2015 или 2014 года за сериалы, отснятые в 2013 году, и продолжают их показывать, — говорит как минимум о недальновидности и нечистоплотности этих игроков. Потому что таким образом они не только закрывают возможности развития собственной телеиндустрии, но и продолжают финансировать телеиндустрию соседнего государства.

Есть ли интерес к локальным историям для сериалов у телезрителей? В чем проявляется?

Интерес, безусловно, есть. Все лучшие рейтинги, которые за последнее время были у сериалов, — у сериалов, сделанных в Украине и про Украину. И это касается почти всех каналов.

Смогут ли украинские сериалы заменить российские, особенно в прайм-тайм?

Любое государство в прайм-тайме ведущих каналов имеет национальные сериалы. Очень понятная вещь, почему: это местные истории, это местные герои, это идентификация с тем, что происходит в твоей стране.

Если не будет господдержки в ближайшее время, то будете ли снимать сериалы? В каком случае это будет выгодно — только с расчетом продажи за рубеж?

Закон вообще не направлен на поддержку съемок сериалов. Прежде всего он направлен на поддержку государством кинематографов. Поэтому, безусловно, будем снимать. Да, в наших интересах постараться сделать так, чтобы наши сериалы были проданы за рубеж. Это очень сложная задача, но надеюсь, со временем она будет выполнимой.

Delo.ua, 22 січня 2016 року