Наріман Алієв: В кожному фільмі в графі «продюсери» одні й ті ж фамілії – це мої батьки
11.02.2016
Подаємо інтерв'ю із молодим режисером Наріманом Алієвим, що його стрічка «Sensiz» бере участь у 66-му Берлінале у секції «Generation 14+».
Юлія Федотовських, «КримSOS»
Нариману Алиеву 23. Закончив школу в Крыму, в 2009 году он переехал в Киев с мечтой поступить на режиссуру в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенка-Карого. С институтом не сложилось, и вскоре он оказался в частном ВУЗе, где начал изучать все ту же режиссуру.
Сегодня на счету молодого режиссера 3 коротких метра: «Tan Atqanda Qaytmaq» («Вернуться с рассветом», 2013), «Seni Sevem» («Тебя люблю», 2014), «Sensiz» («Без тебя», 2015). Родина каждого – Крым, актеры – родственники и близкие друзья Наримана, крымские татары.
Фильм «Sensiz» не только стал первой самостоятельной работой молодого режиссера (предыдущие две были дипломными работами за 4-й и 5-й курс), но и получил шанс достойно представить Украину на 66-м Берлинском международном кинофестивале в секции «Generation 14+».
В Киеве фильмы Наримана Алиева будут представлены 1 марта 2016 года в рамках закрытого показа, организованного при поддержке общественной организации «КрымSOS».
Нариман, расскажите про Ваш первый фильм «Tan Atqanda Qaytmaq». Что подтолкнуло рассказать именно эту историю?
Фильм «Вернуться с рассветом» – моя дипломная работа по режиссуре за 4-й курс. Я хотел рассказать историю отца и сына, историю о том, что нужно давать человеку шанс делать собственный выбор, идти своим путем. Крымские татары отличаются семейными и культурными традициями. Сами понимаете, что отпускать детей не просто. Но жить с понимаем того, что шанса на собственные решения у тебя даже не было, еще сложнее.
Сложно ли было работать над сюжетом?
То, что я задумывал на старте и что мы видим по итогу – абсолютно разные вещи. Изначально я хотел снять сюжетную линию в Киеве, без привязки к Крыму, при участии народных артистов Украины. Ничего не вышло из этой затеи. И вскоре мой художественный руководитель Олег Фиалко натолкнул меня на мысль о том, чтобы снять фильм в Крыму, на крымскотатарском языке, вовлекая в съемки близких.
Как складывалась работа с актерами, которыми по сути стали Ваши родственники – брат и дядя?
Фильм мы отсняли за 3 дня, можете себе представить? Снимали на родине родственников матери. Мне очень повезло – мой дядя Нариман Белялов очень талантливый человек, искренний, душевный по своей природе. Думаю, именно поэтому работать с ним было очень легко: он прекрасно вжился в роль и трудностей на площадке у нас не было. Вскоре после съемок наша семья узнала о том, что дядя неизлечимо болен. Было ясно, что уже тогда, во время съемок он плохо себя чувствовал и ему было трудно. Когда я закончил работу и показал ему готовый фильм, он сказал, что вместе мы с ним еще снимем хорошее кино. Вскоре его не стало.
Ваша вторая работа – «Seni Sevem» – о любви крымского татарина к девушке-украинке. Работа очень интересная и по сюжету, и с технической точки зрения. Расскажите о ней.
Мое поколение – это поколение, которое уже не помнит депортацию. Одна из главных задач наших родителей, дедушек и бабушек – сохранить традиции, культурные ценности. Подобные любовные истории а-ля Ромео и Джульетта – не редкость, поверьте. Сейчас нагнетает проблему и тот факт, что много молодых людей снова вынуждены были покинуть Крым, это может усилить ассимиляцию крымскотатарского народа в некотором роде. Поэтому и фильм не только о любви, но и о семейных традициях народа, важности их сохранения.
Расскажите о съемках: чем вызвана динамика фильма, кто принимал в нем участие?
Идею я вынашивал долго, но все никак не доходили руки до сюжета. Удивительно, что мне удалось отснять фильм и выехать из Крыма ровно за день до его оккупации. Когда смонтировал картину впервые – сюжетная линия получилась простой и незамысловатой, да и фильм был долгим. Тогда я решил придать ему динамики с помощью монтажа. Вы могли видеть эти контрасты по звуку, времени – получилось намного интересней.
Чем вызвана неоднозначная концовка фильма? Казалось бы, очевидно, что героиня фильма решит не покидать Крым и останется с любимым человеком вопреки воли родителей.
Мне многие задавали этот вопрос (улыбается). Есть несколько причин. Первая, самая главная, заключается в том, что я как режиссер и сценарист, должен был дать шанс своим героям на разные варианты развития событий. Ну и вторая причина – профессиональная, ведь фильм с хэппи-эндом – это слишком предсказуемо, как по мне.
Совсем скоро Вы представите на «Берлинале» свою первую самостоятельную работу – фильм «Sensiz». Работа философская, глубокая – расскажите об идее, которую хотели донести до зрителей.
Фильм «Sensiz» – очень личная история. Помните, я рассказывал о том, что фильм «Seni Sevem» мне удалось снять практически за пару дней до начала оккупации Крыма? После этого я понял, что снимать свободно я там уже вряд ли смогу. Нужно было поставить точку, каким-то образом логично завершить этот цикл короткометражек.
Фильм я посвятил родному брату Эрфану Селимову, который погиб в автокатастрофе. Поэтому работа «Без тебя» – о братской любви, о потере, о памяти. Сюжетная линия достаточно простая, но имеет сильный контекст, она очень метафорична.
Было ли трудно работать с новоиспеченными актерами?
В фильме главные роли сыграли мои двоюродные братья Февзи и Ремзи Биляловы. По правде говоря, работать над фильмом было достаточно сложно. Проблема в том, что парни сами по себе сильные духом ребята, а в фильме им нужно проявить слабость – заставить плакать, обняться, проявить сочувствие, настроить на близость. Они отнекивались, отмахивались, поэтому мы сняли очень много дублей. Верите ли, после первого дня съемок они со мной не разговаривали. На локации мы импровизировали все вместе, думали, как лучше снять ту или иную сцену.
Чего ожидаете от участия в «Берлинале»?
Для меня этот показ много значит. Я уже даже установил приложение мероприятия: здесь программа, работы участников и все что хочешь (показывает дисплей телефона). Меня даже предварительно предупредили, чтобы я перед поездкой выспался, так как на сон там времени не будет (смеется). Для меня участие – это возможность раззнакомиться с интересными людьми, найти точки соприкосновения с ними, получить поддержку лиц, заинтересованных в развитии украинского кино.
Кто Вам помогает в работе, вдохновляет?
Если Вы внимательно посмотрите титры, то увидите в каждом фильме в графе «продюсеры» одни и те же фамилии – это мои родители. Многие думают, что задача продюсера – найти деньги. Так вот, я скажу иначе: задача продюсера в том, чтобы организовать процесс, найти ресурсы и возможности для того, чтобы картина, сюжет получили право на жизнь. Благодаря моим родителям, которые всячески меня поддерживают, принимают активное участие в творческом процессе, и появились на свет эти фильмы.
Фото Анни Гольцберг
Юлія Федотовських, «КримSOS», 10 лютого 2016 року