Сергій Созановський: «Мені дуже подобається система ребейтів»
06.02.2016
Проект "Знято в Україні", ініційований порталом Delo.ua і медіа-холдингом "Медіа Група Україна", попросив учасників ініціативної групи "#Кінокраїна" оцінити стан виробництва і прокату вітчизняних кінострічок і серіалів. А також висловити власну думку із приводу законопроектів, які очікують на голосування найближчим часом. На питання Delo.ua відповів Сергій Созановський, співзасновник FILM.UA Group.
Ситуация с реформами в киноиндустрии сейчас самая горячая. Уже принят ряд изменений в законы, регулирующие деятельность в сфере показа кинопродукта в телеэфире и кинопрокате. На очереди рассмотрение законопроекта "О государственной поддержке кинематографии в Украине" (№3081-д), который лоббируют крупнейшие игроки рынка — киностудии и медиагруппы, объединившиеся в инициативную группу "#Кінокраїна".
В законопроекте предусматривается господдержка производства не только художественных, документальных фильмов и анимации, как это происходит сейчас, но и телеконтента. А также преференции иностранным производителям в качестве стимула проводить съемки кино в Украине.
Инициатива "#Кінокраїна" предлагает за 5 лет увеличить государственную поддержку до $250 млн., что позволит снять 75 художественных фильмов и более 5 тысяч эпизодов телесериалов и увеличит долю украинских фильмов в кинотеатрах с 2% до 25%, а украинских сериалов в телеэфире — в 3 раза.
До 100% может достигать господдержка дебютных, просветительских, авторских, детских, анимационных фильмов.
Для зрительского кино предлагается такая модель финансирования: государство дает до 80% стоимости сметы кинофильма и до 50% стоимости сметы сериала. Остальные 20% для фильма и 50% для телесериала должен подтвердить продюсер.
На вопросы Delo.ua отвечает Сергей Созановский, соучредитель FILM.UA Group.
Ваша оценка сегодняшней ситуации на кинорынке? Три основных фактора, повлиявших на бизнес продакшнов и медиагрупп, и результаты этого влияния?
В 2015 году произошло несколько событий, которые позволяют с оптимизмом смотреть на будущее украинского кино.
Во-первых, кинотеатральные релизы фильмов украинского производства продемонстрировали очень неплохие результаты в прокате и доказали верность тезиса о том, что украинское кино может быть востребовано, ведь зритель проголосовал за него, покупая билеты. Речь идет о новогоднем релизе фильма "8 новых свиданий" (около 27 млн. грн.) (производство студии "Квартал-95" в копродакшне с российскими компаниями — Delo.ua) и о "Незламной" (14 млн. грн.) (украинско-российский копродакшн — Delo.ua).
Второе ключевое событие — создание инициативы "#КіноКраїна", в рамках которой объединились крупнейшие производители и вещатели Украины для того, чтобы совместными усилиями урегулировать ситуацию на законодательном уровне, добиться введения ребейтов и в целом — изменить правила игры на локальном кинорынке.
Какие появились шансы развития кинобизнеса? Является ли запрет показа российских фильмов и сериалов таким шансом?
Любой запрет это плохо. Имеет смысл запрещать только абсолютно недопустимые с общечеловеческой морали вещи: пропаганду насилия и так далее. Но раз уж так произошло, производителям контента, бродкастерам, да и всем участникам рынка, пришлось начать думать о других рынках сбыта, не только об СНГ. Пришлось думать о развитии собственного продакшн-направления.
И я бы хотел особенно отметить канал ICTV, который не на словах, а на деле стал в этом осеннем сезоне каналом украинских сериалов. Лучше будет тому, кто быстрее и эффективнее решит те задачи, о которых я сказал выше.
Что в первую очередь надо менять в правилах игры на рынке?
Совершенно необходимо заняться развитием сети кинотеатров в Украине: это немаловажно. Я глубоко убежден в том, что это скорее задача не государства, а игроков рынка. Возможно, государство просто должно сделать небольшие преференции, чтобы запустить этот процесс.
С чем согласны в новом законопроекте (№3081-д), а с чем — нет?
Мне очень нравится система ребейтов, которая обеспечит привлечение иностранных групп для съемок больших проектов мирового уровня. Это ведь целый спектр возможностей: копродакшн с украинскими компаниями, финансовые, имиджевые и репутационные плюсы для Украины. Это деньги, которые зайдут в страну, это опыт, который получат наши кинематографисты, это тысячи рабочих мест, это налоги и многое, многое другое, что мы не можем пока даже представить. Польза от этого неоценима.
Что не очень нравится — безвозвратная система поддержки украинского продукта. Мое глубокое убеждение: государство — это инвестор, такой же точно, как и любой другой. А инвестору деньги нужно возвращать!
Заложенная же в законе система безвозмездной поддержки кино и телепродукта — это скорее компромисс, на который все участники инициативы пошли сознательно, чтобы запустить процесс урегулирования отрасли.
И важно, чтобы произошло главное: чтобы при обсуждении в парламенте не выплеснули ребенка вместе с водой, и закон был принят.
Delo.ua, 22 січня 2016 року