"Мужскую работу" Марины Степанской назвали лучшей короткометражкой на прошедшем Одесском кинофестивале. Фильм рассказывает о 40-летнем юристе, который работает в компании, скупающей земли, иногда на грани закона. На очередном объекте, которым стала недостроенная церковь, он сталкивается с дилеммой: как договориться о "несопротивлении" со стороны фермера, которому принадлежит эта земля.
Что говорят другие
Алик Шпилюк, программный директор Одесского кинофестиваля: "У нее точный, своеобразный, утонченный взгляд на жизнь вокруг и на то, как кино может эту жизнь отобразить. Она высокопрофессиональный художник — это касается и режиссуры, и сценариев, и монтажа, и любой другой составляющей кинематографической профессии".
Дарья Бадьёр, редактор культуры lb.ua: "Марина — один из тех молодых и рефлексирующих украинских режиссеров, кто может оправдать возложенные на них надежды по оседланию некой условной "новой волны". Она пытается работать в другой, не заданной наперед конвенциональным украинским кино эстетике, и у нее это хорошо получается. Очень хочется увидеть ее развитие в полном метре".
Что говорит Марина
Я закончила режиссуру в Карпенко-Карого. На курсе третьем поняла, что это прекрасный культурологический институт: тебя учат любить искусство. А как сегодня, сейчас делать кино и какими инструментами — этому не учат.
После института я три года снимала сериалы. Была постановщиком на площадке, в основном рассказывала актерам, кому откуда выйти и как органично разыграть сцену. У меня произошел brainwash, и я начала мыслить в формате сериалов. После этого понадобилось еще года три, чтобы вернуться к исходной точке.
Я бы хотела посмотреть хотя бы на одну из этих бабушек, для которых все снимают сериалы.
Я не люблю, когда на фильмы вешают ярлыки. Для меня кино аполитично, асоциально, агендерно, как любая хорошая литература.
Победа на Одесском кинофестивале — это в первую очередь ресурс для следующего прыжка: чтобы сделать полнометражный фильм, нужно получить "знак качества". Как режиссеру мне было важно, что кому-то пришлась по душе эта история.
Все персонажи "Мужской работы" — это я. И водитель, который хочет, чтоб жизнь стала понятней. И главный герой, который прозрел в какой-то момент. И фермер, который не понимает, что ему делать. И "решатели", которые к нему приезжают, — тоже я. По сюжету невозможно, чтобы герои были женщинами. Это специфически мужское качество — "решатель", а не рефлексирующий человек.
Я сейчас пишу полнометражный сценарий. Это кино о молодом алкоголике, который решил избавиться от зависимости в Глевахе. Это не американская клиника, а такое очень экзистенциальное место, откуда он выходит и не понимает, что ему делать со своей жизнью. Как все мы сейчас, герой полон агрессии, которую выплескивает в политическое движение, некое сообщество, куда он вступает.
Опять у меня про мужиков, но так получается. Мне интересен их мир, женщины меня мало волнуют. Я исследую то, чего не понимаю.
Я все время думаю о Сэлинджере, но его невозможно экранизировать. Потому что он про то, что между. А кино, оно очень конкретное. Самый лучший урок я получила на мастер-классе документалиста Сергея Дворцевого. Он долго смотрел студенческие короткометражки, а потом сказал: "Ребята, поймите! Стакан в кадре — это всего лишь стакан!"
К тому же Сэлинджера нельзя экранизировать из-за какого-то там моратория. Он же ненавидел Голливуд.
В обеих моих короткометражках есть одна общая штука: мне интересно изучать реальность.
Меня интересует сегодняшнее время. Хочется думать об этом и разбираться. Исторические фильмы — не мое. Прошлое дошло до нас в каких-то застывших позах, и выходит, что ты делаешь маску маски.
Мне нравится говорить с кинематографистами о новых проектах, а не о том, что денег нет и завтра не будет.
Поддержку государства ждать придется. Потому что короткий метр можно сделать своими силами, а полный метр — нет. Сейчас все мечтают о копродукции, но эта история о том, как один здоровый родитель — Госкино — обеспечивает часть финансирования, а потом приходит второй — европейский фонд — и дает оставшуюся сумму.
Один фильм "Племя" не может сделать Украине репутацию в мире.
Как-то в качестве эксперимента мы показывали на сайте cineticle.com мою короткометражку "Каникулы". За два дня ее посмотрели 1 500 человек. Это здорово.
Меня не удивляют очереди на украинские короткометражки на фестивалях. Я сама такая, мне интересно, что снимают люди, с которыми я живу.
Классно, наверное, снять фильм, который понравится всем. Но я не верю, что смогу так. С помощью кино люди общаются, а у меня ограниченный круг собеседников.
Наркотики не употребляю, к алкоголю равнодушна. Хотя у меня есть наркотик — лимонные пирожки.
Хотелось бы думать, что я хороший человек. Хотя кому-то я, наверное, не очень.
Марія Глазунова, "Buro 24/7", 25 серпня 2015 року