f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Денис Іванов: 90% дітей вперше потрапили в кіно на нашому фестивалі

08.12.2015

Продюсер і кінодистриб'ютор Денис Іванов – про Всеукраїнський фестиваль короткометражного кіно для дітей та підлітків "Єдність і толерантність".

Єкатерина Сєргацкова, "УП. Культура"

"Если человек в 12 лет не посмотрел Чаплина или какое-то европейской кино, а просматривал только всякие блокбастеры вроде "Форсаж-7", то вряд ли он, когда вырастет, придет к европейскому кино", – считает основатель прокатной компании "Артхаус Трафик" Денис Иванов.

Мы встречаемся с Денисом в кофейне рядом с "Жовтнем", одним из немногих в Киеве кинотеатров, где можно посмотреть альтернативные блокбастерам фильмы. "Артхаус Трафик" уже десять лет прокатывает на украинском пространстве жанровое кино и организует фестивали артхауса. А недавно Денис решил взять на себя новый вектор – детские кинофестивали и создание кино для детей.

Денис торопится – сегодня как раз закончились съемки фильма для детей "Полина", который снимает французский режиссер Олиас Барко вместе с оператором-постановщиком Тьерри Арбогастом (работает с Люком Бессоном, снимал "Пятый элемент").

Среди актеров – французские кинозвезды Виржини Ледуайен ("Пляж", "8 женщин") и Эдуард Баэр ("Астерикс и Обеликс в Британии"), голливудский актер Сол Рубинек ("Настоящая любовь", "Уолл-стрит"), украинский силач и актер Василий Вирастюк и белорусская актриса Яна Новикова ("Племя"). "Полина" – история 11-летней девочки, которая ищет правду о своей семье.

Съемки длились всего 26 дней, и удалось, говорит Иванов, сделать практически невозможное – организовать съемочный процесс за невероятно короткие сроки. А параллельно он успел провести совместно с Interfilm-Berlin фестиваль детского кино "Единство и толерантность", с которым даже ездил на восток Украины.

Журналистка Екатерина Сергацкова специально для "УП.Культура" поговорила с Денисом Ивановым о том, какое кино нужно показывать детям и как говорить с ними о сложных жизненных проблемах.

– "Артхаус Трафик" все время занимался взрослыми фильмами, а тут вдруг ты сделал сначала международный детский кинофестиваль "Чилдрен Кинофест", а теперь вот – фестиваль короткометражек "Единство и толерантность". Почему ты решил заняться детским кино?

– Когда произошли изменения, связанные с Майданом, стало очевидно, что нельзя жить так, как мы жили раньше. Мы стали думать о будущем, о том, что можем развивать зрителей с самого детства.

С другой стороны, мы увидели, к чему приводит информационная война и насколько те образы, которые нас окружают, этот аудиовизуальный текст, взрослые и дети не умеют считывать. Из-за этого многое и произошло с нашей страной. Так что элемент развития критического мышления нам показался очень важным.

Вообще, готовить человека к жизни должна школа, но там не преподают киноискусство. От этого возрастает возможность разного рода манипуляций.

Все эти факторы привели нас к осознанию того, что нам категорически не хватает детских проектов. Воспитывать публику нужно начинать с раннего возраста, это дает результаты – получается в том числе профессиональная среда. 

Сначала мы основали "Чилдрен кинофест", который проходил в конце мая этого года, – большой фестиваль для подростков и детей по всей Украине.

Потом мы основали вместе с Европейской киноакадемией приз на лучший фильм молодой аудитории, и Украина присоединилась к сетке показов, где дети голосуют за фильмы по всему миру. В этом нам помог "Гете-институт": они поверили в этот формат, в то, что можно после показа делать ток-шоу, дискуссии с детьми.

А потом уже они сами пришли к нам с концептом фестиваля "Единство и толерантность".

– А что такое детский фильм? Вот "Королевство полной луны" Андерсена – это детское кино?

– Это скорее инфантильный фильм для взрослых. Хотя не уверен, потому что формально он вполне может быть детским.

– Тебе не кажется, что понятие детского относительно? Ведь называя какие-то фильмы или другие произведения искусства и культуры детскими, мы делаем детей немножко инфантильными взрослыми: смотри, сейчас мы как бы играемся, а потом уже начнется реальная жизнь.

А реальная жизнь тем временем происходит прямо здесь и сейчас. Как ты определяешь эти границы?

– Вообще, фильм изначально должен быть снят для детей. Но дети с удовольствием смотрят и взрослое кино.

У меня двое детей,  и старший пару лет назад посмотрел "Начало" и "Бойцовский клуб", ему понравилось.

Нельзя говорить, что дети – недоразвитые зрители по сравнению со взрослыми. Киноязык уникальный в том смысле, что он универсален.

Но если говорить о том, какое кино мы ищем, то есть несколько критериев. Если мы посмотрим, какое детское кино идет в широком прокате, то в основном это фэнтези.

В Европе же много жанрового кино, в котором не обязательно присутствуют элементы фантастики, там герои живут вполне реальной жизнью. А у нас этого нет и в литературе, кстати. Когда мы начинали делать детские проекты, то как раз хотели познакомить детей с другим кино.

В случае фестиваля "Единство и толерантность" главный герой фильмов, как правило, ребенок, который оказался в понятных другим детям обстоятельствах и должен найти выход из ситуации, например. После показов мы обсуждали с детьми, кто был прав, что произошло, как бы они поступили, и это заставляет их анализировать.

Я был модератором в Киеве и Краматорске. В отличие от многих культурных проектов этот фестиваль попал в города, в которых ощущается культурная изоляция из-за прифронтового статуса. Было интересно поговорить с детьми.

– О чем говорили? Какие у них возникали вопросы?

– На самом деле это у нас возникало много вопросов к ним. Например, в Краматорске один из мальчиков сказал, что учитель – чисто женская профессия, и мы поняли, что у него в школе, судя по всему, преподают одни женщины, а это наталкивает на определенные мысли.

– Почему фестиваль назвали именно так – "Единство и толерантность"?

– Толерантность помогает выживать в моменты кризиса и катастроф, она сглаживает острые углы. Но не все так просто у нас с толерантностью. На Западе это воспринимают скорее как религиозный термин, а у нас его почему-то полностью апроприировало ЛГБТ-сообщество. 

– Как вы с детьми говорили о толерантности? Каков ключ? И в чем для тебя суть слова "единство" в названии?

– Все просто: невозможно добиться в стране какого-то общества, члены которого будут между собой позитивно взаимодействовать, не уважая инаковости, другой точки зрения. Поэтому без единства не может быть толерантности и наоборот.

– Ты упомянул про проблемы ЛГБТ. Нужно ли и как нужно рассказывать детям об этом?

– В кинотеатре Краматорска главный инженер сказал, отсмотрев все фестивальные фильмы: "Фух, ну хоть не будет педерастии".

Мы эту тему не поднимали, поскольку толерантность и ЛГБТ у нас находятся в такой железобетонной связке. О таких терминах проще говорить, когда ты смотришь фильм с конкретными героями в конкретной жизненной ситуации. Тогда все становится понятно.

– Что дальше? Судя по тому, что ты задумал, это будет целая цепь задач на много лет вперед.

– Мы будем расширяться вглубь и вширь, потому что наша основная задача – продвигать искусство кино. Вырабатывать привычку культурного семейного досуга, поддерживать людей, которые не могут позволить себе сходить в кино.

В маленьких городах во время нашего фестиваля 90 процентов детей впервые попали в кино. То есть они не знают, что это такое. Из-за бедности исчезла привычка. Зачем идти в кинотеатр, если можно посмотреть телевизор или скачать фильм в интернете?

Они не знакомы с видом самого массового искусства. В том же Краматорске сотни тысяч жителей и всего один работающий кинотеатр.

– И гостиница одна.

– Ага, с СБУшниками (смеется).

–  Так во что все это может перерасти? Школа юных кинокритиков? Детская киностудия?

–  Благодаря таким проектам постоянно расширяется наша сеть друзей. С "Гете-Институтом" мы сделали семинар для киноактивистов из разных городов – от Житомира до Мариуполя. Мы посмотрели фильмы, обсудили их, придумали, как будем объяснять детям, что такое толерантность.

И вот эта сеть сама по себе уже существует, люди знают друг друга, и это основа того, как будет развиваться детское кино в регионах. В общем, мы будем продолжать в том же духе: проводить фестивали, находить интересное украинское детское кино и показывать его.

Всеукраинский фестиваль короткометражного кино для детей и подростков "Единство и толерантность" проходил в Украине с 16 сентября до 26 ноября 2015 года. Программа фестиваля была показана в 12 украинских городах, включая Славянск, Краматорск и Мариуполь. Показы были бесплатными, после них проходили обсуждения фильмов со зрителями.

Єкатерина Сєргацкова, "УП. Культура", 7 грудня 2015 року