Олександр Богуцький: Для перемоги важливо інвестувати в культуру
11.10.2015
Директор-президент телеканалу ICTV Олександр Богуцький в інтерв'ю виданню «Комсомольская правда в Украине» розповів про участь його каналу у кіно- та телевиробництві та реалії українського телеринку.
Юлія Кацун, «Комсомольская правда в Украине»
О ДЕНЬГАХ, КИНО- И ТЕЛЕРЫНКЕ
"Никакого качественного изменения без поддержки государства не будет"
– Насколько дороже снимать сериалы самим, нежели, как раньше, покупать российский продукт? У вас есть рецепт: как за меньшие деньги сделать лучше?
– Как только мы начинаем говорить о деньгах, вспоминаем о том, что с ними в стране не очень хорошо. Но все, что ты покупаешь, – в разы дешевле, чем то, что ты делаешь сам. Особенно в кино.
Украина только в начале пути. Если задуматься, можно насчитать лишь пару продуктов, которые вернули продюсерам деньги, вложенные в их съемки и создание.
В то же время зритель стал очень требовательным. Поэтому мы вынуждены делать продукт для украинского рынка таким, как будто бы этот рынок – раз в десять больше, чем он есть на самом деле. Но мы верим, что таким он когда-то станет.
– Но, планируя запуск сериала, вы все-таки рассчитываете на то, что сможете продать его и в другие страны?
– Очень важно себя не обманывать, когда ты начинаешь любое дело. Мы, например, в наших проектах много рассказываем историй о малом и среднем бизнесе. Ключевое в бизнесе – правильно сложить концы с концами, чтобы не получилось так, что ваш бизнес никогда не окупится. Если говорить о сериалах, то, конечно же, никакого качественного изменения и их увеличения без поддержки государства в нашей стране не будет.
Да, мы как самые смелые верим, что наши сериалы куда-то могут продаваться. Посмотрим! Кстати, каждая страна спокойно относится к продукту, выработанному за ее пределами.
– А что насчет украиноязычных фильмов? Понятно, что продать их будет сложнее, но все же, может, у вас есть план?
– Это не план, это – будни. Например, самые успешные украинские фильмы в украинском прокате – "Поводырь" и "Незламна". "Незламна" собрала в прокате примерно 11 миллионов гривен (14 мільйонів. – НСКУ). Экономика проката такова, что 50% всех денег себе забирает кинотеатр. Поэтому когда вы слышите, что фильм собрал 11 миллионов, надо сразу же делить на два. Еще 15% забирает дистрибьютор. Поэтому какой инвестор будет счастлив, вложив в фильм 16 миллионов гривен (столько он стоил в производстве) и получив обратно, минус все проценты, 4 миллиона?!
Нужно честно признаться, что украинское кино возможно только при поддержке государства, для которого создание украинского должно быть стратегической целью.
Мы много говорим и с правительством, и с политиками о том, что для победы важно не только дать миллиарды Министерству обороны, но и инвестировать в культуру.
– Есть еще страны, у которых с нами есть общее советское прошлое, и на этом можно было бы сыграть, продавая туда наши фильмы.
– Но уже есть и целое поколение людей, которые не понимают, что у нас есть советское прошлое. И слава богу. Вопрос здесь стоит в том, чтобы найти общие ценности.
Например, можно было бы придумать исторический проект, когда Великое княжество Литовское воевало с Галицким государством: приключения, рыцари... Но снять такой проект – очень недешево. И мы снова вернемся к тому, как сделать, чтобы за небольшие деньги снять продукт, который будет экономически успешным. Ведь акционеры не могут все время компенсировать убытки.
О ГРОМКИХ ТЕЛЕПРОЕКТАХ
"Героем-негодяем в нашей стране уже никого не удивишь"
– На канале выходило довольно необычное для нашего эфира шоу "Крот". Почему не делаете второй сезон?
– Шпионское реалити "Крот" у себя на родине, в Бельгии, было очень успешным – его смотрел каждый пятый человек. Зрителю было интересно вычислить человека, который в эпоху таких европейских ценностей, как верность, надежность, честность, команда, является негодяем. Но, видимо, в нашей стране героем-негодяем уже никого не удивишь. Все дискуссии о том, что зритель будет смотреть, а что не будет, что ему надо, что не надо, заканчиваются именно в тот момент, когда продукт попадает на экран. У каждого из телевизионных продуктов – своя судьба. В этом смысле "Крот" был яркий, но короткий.
– А "Свобода слова" все еще пользуется популярностью? Наши люди еще не устали от политики?
– Мне кажется, что люди устали от несправедливости. О ней все знают, о ней все говорят с экранов телевизора, о ней говорят в программе "Свобода слова", но на следующий день после разговоров ничего не происходит. Что с этим сделать, я не знаю.
"Свобода слова" – очень важная, с моей точки зрения, программа: и важная она скорее не как телевизионное событие, а как общественный феномен.
Украина во время советской оккупации жила в такой парадигме: партия знает, что делать, об остальном думать не нужно. Все эти годы в людей закладывали неверие в собственные силы. Мне кажется, что "Свобода слова" – это один из тех инструментов, который может возвращать веру в то, что все может быть по-честному.
О СЕРИАЛАХ И КИНОПАРТНЕРСТВЕ
Место России может занять Польша
– Александр, чем собираетесь удивлять своего зрителя?
– Одна из наших задач – не удивлять зрителя, а быть для него хорошим и верным другом. С нами можно быть уверенными, что добро победит зло. Поэтому мы показываем фильмы, сериалы, развлекательные программы, которые могут наполнить жизнь чем-то хорошим.
Мы каждый день стараемся делать правильные, качественные, хорошие новости: не о китах за тридевять земель, которые съели неосторожного туриста, а о наших людях, о том, что может изменить их жизнь, как они сами меняют и свою жизнь, и жизнь других людей.
– Есть ли телепродукты, которыми вы особенно гордитесь?
– Конечно. Например, именно к нам много лет назад прилетел пришелец Альф (американский комедийный сериал "Альф". – Авт.). Он настолько милый, открытый, отзывчивый и с юмором персонаж, что до сих пор живет в памяти украинцев, они о нем не забывают.
Наверняка все помнят, что "Свобода слова" начиналась именно на ICTV.
Сейчас у нас идет очень важная линейка социально-публицистических программ – "Дістало!", "Гражданская оборона", "Инсайдер", "Антизомби".
Недавно мы предложили зрителям наше "Утро в большом городе", и оно мне очень нравится, как и многим.
Также в этом году мы поочередно представляем восемь новых сериалов. Надеюсь, они тоже станут любимыми, а некоторые из них будут продлены на второй сезон.
– Планируете ли вы снимать продолжение сериала "Пес", ставшего очень популярным? Кстати, многие как хвалят его, так и ругают. Вы как-то прислушиваетесь к критикам? И лично вам сериал нравится?
– Мы готовы детально обсуждать, что кому нравится, что не нравится. Я уверен, что сериал полюбили. Об этом говорят хорошие рейтинги и лидерство по числу поисковых запросов.
Второй сезон сериала выйдет осенью 2016 года, и мне кажется, его будут ждать. Я лично очень доволен и считаю, что "Пес" был прекрасной премьерой осени.
Дальше нашу сериальную эстафету поддержат сериалы "Владимирская, 15", "Нюхач-2", "Никонов и Ко".
– Есть ли у нас шанс наладить копродукцию в производстве фильмов с другими странами, кроме России?
– Мы много работаем над идеями, которые можно воплотить в копродукции, например, с Польшей. В таком сотрудничестве я вижу большое будущее. Но есть много непростых решений. Например, на второй-третьей встрече возникают вопросы, почему главный герой должен быть из одной страны, а главная героиня – из другой.
В отдельных случаях украинское телевидение даже интереснее, чем польское. Например, наши сериалы более динамичные. Но бывает, человеку и не нужно лучше, ему нужно свое.
К примеру, сериал "Первый поцелуй" в Польше смотрят полстраны уже 9-й год подряд.
– Над чем сейчас работаете?
– Мы много работаем в направлении юмора. Сейчас у нас есть "Дизель Шоу". Снимаем скетч-шоу "На троих". Ведь когда люди смеются – это хорошо. И нам бы хотелось, чтобы этого было больше.
Кстати, весной следующего года у нас будет очень хорошая многосерийная история, которую для нас снимает "Квартал 95", – называется "Пацики". Мне кажется, это будет смешно. Вопрос только в том, порвут ли они животы или все обойдется без хирургического вмешательства (смеется).
О ПОЛИТИКЕ И ЗАПРЕТАХ
"Я не понимаю, что такое черный и белый список"
– Могут ли черные или белые списки актеров и певцов помочь решить наши проблемы?
– Как говорил Вольтер, я могу быть не согласным с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать его. Я не понимаю, что такое черный и белый список. У каждого человека есть свои взгляды, я могу их не разделять, но он остается точно таким же человеком, как я. Другое дело, когда российский актер берет в руки оружие и стреляет в сторону украинцев. Тогда канал ICTV был первым, кто огласил, что этого актера не будет в нашем эфире (серіал "Агент національної безпеки" із Михайлом Порєчєнковим у головній ролі виходив на каналі ICTV до того дня, коли актор почав публічно обстрілювати позиції українських військових під час свого "візиту" до терористів з ДНР. – НСКУ). Признаюсь, это решение нам стоило очень дорого, потому что пришлось снять все фильмы с его участием. Но другого выхода не было.
Все войны рано или поздно заканчиваются миром. Но для этого нужно приложить очень много усилий.
– Запрет российских сериалов – это плюс или минус для украинской индустрии?
– Я сторонник того, чтобы каждому решению предшествовала дискуссия. Например, запрет российской продукции с 1 января 2014 года сделал невозможным показ по телевизору фильма Андрея Звягинцева "Левиафан".
В этом смысле, наверное, достаточно было запрета сериалов, которые пропагандируют вооруженные силы РФ, а также структуры к ним приравниваемые.
Хотя я, честно говоря, никогда не был сторонником тотального запрета. Нужно же двигаться не назад, а вперед!
Кстати, хороший ход сделали магазины, которые возле каждой продукции дают информацию о стране происхождения товара. Покупатели сами решают, что им покупать, а что нет. С телевизором – аналогичная ситуация. У зрителя в руках пульт – и у него тоже есть выбор: что смотреть, а что нет.
Что касается развития украинских сериалов на фоне запретов, то развивается все то, что экономически обосновано и получает на выходе больше денег, чем тратит на входе. Мы имеем сейчас дело с переходным периодом. Я считаю, что со временем у нас станет меньше телеканалов, потому что не могут они все время финансироваться своими основателями. Ведь такого количества телеканалов, как в Украине, нет ни в одной европейской стране.
– Как вы считаете, достаточно ли у нас своих актеров, чтобы снимать хорошее кино? Или без российских актеров не обойтись? И является ли приглашенная звезда залогом успеха фильма?
– Украинские зрители относятся к российским звездам как к своим. Поэтому популярный, узнаваемый среди наших зрителей российский актер – это 100-процентное преимущество. В принципе, как и любой другой популярный актер. Если вы пригласите Аль Пачино или Роберта Де Ниро, то сериал с их участием с момента старта будет овеян ореолом ожидания, потому что люди их знают и любят.
Что касается наших актеров, то сейчас на них будет огромный спрос. Представьте себе, например, производство 10 сериалов. Это означает, что нужно минимум 20 основных мужских и 20 женских героев. То есть – в процессе должно быть задействовано 400 актеров.
Так что у наших актеров большое будущее!
КСТАТИ
"Нюхач" - выдающаяся разработка нашей страны
– Когда в эфире наконец-то появится "Нюхач-2"? Кстати, в России этот сериал считают своим, у нас – своим. Чей же он на самом деле?
– Премьера на ICTV – 27 октября. "Нюхач" – это проект, изготовленный в Украине компанией Film.ua, выдающимися продюсерами современности. И продан он не только нам, но и в Россию. В этом смысле дискуссия о том, чей это сериал, зависит от того, кому что приятнее слышать. Для меня это точно украинский сериал!
Надо очень постараться, прикрыть левый глаз, а может, и два, чтобы он был не украинский, а российский.
Более того, "Нюхач" как формат – абсолютно выдающаяся разработка нашей страны и компании Film.ua. Насколько я знаю, они уже продали этот формат во Францию и Японию.
Юлія Кацун, «Комсомольская правда в Украине», 5 жовтня 2015 року