f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Олеся Лук'яненко: Треба не просто забороняти російське, а й виробляти якісне своє

10.05.2015

Креативний продюсер української студії Film.ua Олеся Лук'яненко у розлогому інтерв'ю «Телекритиці» розповіла про специфіку своєї роботи, кухню вітчизняного телевиробництва, секрети успішних серіалів, перспективи локальних серіалів і міських історій та плани студії Film.ua. Подаємо першу та другу частину інтерв'ю.

Лілія Молодецька, «Телекритика»

Осенью прошлого года в Film.ua Group произошли структурные изменения: Владимир Иссат был назначен ведущим продюсером сериального направления компании, вы стали первым заместителем ведущего продюсера и креативным продюсером студии. Как изменились ваши функции? С чем связаны такие изменения? Студия ищет новые формы управления и производства?

- Film.ua продолжает активно развиваться в различных направлениях, в том числе увеличивая объемы производства собственных сценариев. Сейчас у нас в работе много проектов и идей, которые еще не в запуске, но ними уже нужно плотно заниматься. Поэтому руководство решило создать различные отделы, чтобы одни продюсеры занимались разработками проектов, как, например, я, а другие - непосредственно производством.

Мы ищем идеи и талантливых авторов - хотим создать некую креативную площадку при студии, чтобы создавать проекты различного направления: молодежные, комедийные, мелодрамы, анимацию, полный метр. Внутристудийные преобразования, которые произошли осенью, должны помочь расширить объемы производимого контента как с точки зрения количества, так и с точки зрения разнообразия жанров. Я свою задачу вижу в поиске талантливых пишущих людей для создания собственных проектов, которые мы могли бы реализовать здесь и, если получится, предложить международному рынку. Как, например, сериал «Нюхач». Он удачно продается не только как готовый сериал, но и как формат. Мы хотим создавать интересные истории, которые будут привлекательны разной аудитории. В том числе постараемся выйти со своими идеями на международный рынок. Это наша программа-максимум на ближайшие годы.

- Но ваши функции сейчас заключаются не только в разработке новых проектов? Ведь вы продолжаете участвовать в производстве в качестве креативного продюсера?

- Думаю, здесь нужно объяснить, что это за должность такая - креативный продюсер и как я понимаю эту работу. Для меня это художественный руководитель проекта. Он отвечает за художественное воплощение идеи на экране. Не за деньги, не за сроки, не за производство как таковое - это зона ответственности исполнительного продюсера. Мы с коллегами отбираем идеи на уровне сценарной заявки, разрабатываем ее вместе с авторами, а потом становимся, если так можно сказать, контролерами их художественного воплощения. Это, в частности, и редакторская работа. Наиболее плотная занятость - на этапе работы над сценарием, во время подготовительного периода, когда будущий фильм обсуждается со всей съемочной группой, и особенно во время монтажа. Мы отсматриваем рабочий материал, стараемся вовремя реагировать, если что-то идет не так, и принимаем готовый монтаж фильма.

Как креативный продюсер сотрудничает с режиссерами сериала? Ведь на больших проектах их бывает несколько - например, над 60-серийной «Гречанкой» работали три режиссера.

- Лично я разделяю продюсерское и режиссерское кино. Возьмем, например, мини-сериал «Мотыльки», где у меня были те же обязанности и полномочия. Но это режиссерское кино. У Виталия Воробьева было свое авторское видение истории, и мы старались помочь ему его реализовать. В проектах с небольшим количеством серий, где один режиссер снимает и монтирует, такое возможно. В многосерийных проектах, когда задействованы несколько режиссеров, акценты смещаются. На проекте «Гречанка» работали три режиссера: Игорь ЗабараИрина Громозда и Мария Ткачева. Почему так происходит? Существуют производственные сроки, в которые необходимо вложиться, а объем материала очень большой, поэтому параллельно работают две съёмочные группы. Также на таких проектах большая выработка - это количество полезного материала, снимаемое за день. И что самое важное: съемки и монтаж идут параллельно. Поэтому роль креативного продюсера существенно возрастает. Здесь он лидер мнений. Вовсе не потому, что студия не доверяет режиссеру - нет. Просто объем работы настолько велик, режиссеров несколько и каждый из них отвечает за свой отснятый материал, и нужен человек, который видит картину в целом.

- По сути, сценарий мини-сериала - это такая же построенная вокруг основного конфликта история, как и в полном метре? Поэтому сюда переносится практика полнометражного, режиссерского кино?

- Да, в таком проекте режиссер отвечает за готовое кино. Он разрабатывает режиссерское решение для каждой сцены и точно знает, как эти сцены будут взаимодействовать в  монтаже. В сериалах же, где параллельно работают несколько режиссеров, есть представитель от студии, который и держит в голове логику истории.

- Как в проектах, где снимаются десятки серий, происходит разделение съемок между режиссерами? Существует ли какой-то принцип? Например, для съемок двух серий третьего сезона «Карточного домика» американская компания Netflix, когда нужно было снять еле уловимую неоднозначность в отношениях главного героя Фрэнка Андервуда и нанятого им молодого писателя, пригласила польского режиссера Агнешку Холланд. Она в свое время мастерски сняла фильм «Полное затмение» об отношениях Артюра Рембо (Леонардо Ди Каприо) и Поля Верлена (Дэвид Тьюлис). Другие серии снимали другие режиссеры, одну - даже исполнительница главной роли Клэр Андервуд актриса Робин Райт...

- В «Гречанке» не было главного режиссера. Все решения по съемкам принимались коллективно и согласовано. Это была команда единомышленников. Особенно это касается подготовительного периода. В большом сериале невозможно, чтобы один режиссер утвердил актеров, а другой - декорации и локации. Потому что и тому и другому работать с этими актерами, снимать в этих декорациях. Поэтому важно сразу найти компромисс для всех. Кроме того, мы стараемся делать «читку» сценария - детально обсудить со всеми отделами съемку каждой сцены, насколько это возможно. Признаюсь, в «Гречанке» до начала съемок так подробно мы успели обсудить лишь первые десять серий.

После «читки» сценария режиссер-планировщик готовит КПП (календарно-постановочный план) на весь этап производства, где расписывает по дням съемку каждой сцены. В первую очередь учитывается занятость актера - бывает такое, что один актер снимается на двух площадках в один день, и здесь нужно особенно точное планирование. Учитывается также место съемок: на натуре, в интерьере или в специально построенных декорациях. Естественно, вначале снимают натуру - она «зависима» от времени года, погоды, длительности светового дня и т. п. Например, съемки «Гречанки» стартовали в сентябре, поэтому мы максимально старались «отбить» теплую погоду. В павильон зашли позже. Снимать в построенных декорациях технологически проще - здесь выставлен свет, нет погодного фактора. Поэтому на павильон приходится наибольшая выработка.

Когда работают три режиссера, сложно заранее рассчитать, кто какую сцену будет снимать. Практически это невозможно. Но, например, у режиссеров «Гречанки» были свои предпочтения, и мы старались их учитывать. Ира Громозда сняла начало фильма и хотела снять финал. Мы пошли ей навстречу и, по ее просьбе, даже изменили локацию для финальной сцены.

- Принимает ли креативный продюсер участие в планировании? И каким образом обеспечивается то качество съемок, которое требует студия?

- Если это твой проект, ты должен понимать, как он построен изнутри. Я стараюсь работать в плотной связке с режиссером-планировщиком и редактором. Для нас важно, чтобы по итогу проект сложился, чтобы не нарушилась логика событий, чтобы не только совпал реквизит в стыковочных сценах, но и, самое важное, чтобы персонаж сохранил линию поведения. Когда разные сцены снимаются в разные дни с разными режиссерами, вполне возможно на монтаже получить эпизод, где вначале герой плачет, а потом смеется... без видимых на то причин. Это самое неприятное, что может произойти.

- На каждом мастер-классе в программе Skill Bill Pro, которые организовывает студия Film.ua, задают вопрос: работают ли в проектах студии шоураннеры?

- В моем понимании шоураннер - это автор идеи, который смог ее расписать и запустить в производство. Это творческий человек, генератор идеи. Возможно, он не автор сценария, но он, безусловно, хорошо понимает законы драматургии. Ему не обязательно руководить производством, но он должен знать, как достичь результата, и он формирует творческую команду.

- А когда сценаристов на проекте несколько? Ведь в США, например, шоураннер на проекте формирует сценарную группу, планирует ее работу, утверждает развитие сюжетов сериала и принимает готовые сценарии серий...

- Я знаю о работе многих высокопрофессиональных американских шоураннеров и не могу сравнивать себя с ними. Но если говорить о принципах, то наша работа - моя и Владимира Иссата - во многом схожа. Мы также начинаем с того, что после утверждения идеи формируем сценарную группу и ведем ее работу. Вначале пишется расширенный синопсис, потом - поэпизодный план. В больших проектах такой план пишется сразу на несколько серий - например, на неделю показа. В «Гречанке» мы разрабатывали сценарий блоками по пять серий. Важно правильно на «высокой ноте» закончить неделю показа, чтобы зритель включил телевизор в понедельник. Но в итоге канал показывал сериал по две серии четыре раза в неделю, поэтому мы корректировали финалы серий уже на монтаже. (Сегодня почти все каналы формируют сериальную сетку с понедельника по четверг, т. е. это показ четыре дня в неделю.) После утверждения поэпизодного плана пишутся диалоги.

Сразу скажу, я редко что-то пишу сама, потому что не считаю, что умею это делать. Но я чувствую материал, ритм. И, как мне кажется, могу определить, работает ли драматургия - все ли на своем месте и будет ли история понятна зрителю. Когда готовы диалоги, сценарий запускается в производство. Приглашается режиссер, формируется съемочная группа. И получается, что если это длинный многосерийный проект, на котором  работают несколько режиссеров, то кто лучше всех знает сценарий? Креативный продюсер. Ведь он начал свою работу еще с момента утверждения сценарной заявки.

- То есть сценаристы не заняты на этапе съемок?

- Как правило, нет. После того, как сценарий принят студией, мы подключаем сценаристов только в том случае, если нужно что-то переделать. В основном же стараемся идти дальше - предлагаем сценаристам новые проекты.

- У вас на студии съемки стартуют, когда уже весь сценарий готов? Например, всех 60 серий, как в «Гречанке»?

- В моей практике - да. Но, знаю, что у Владимира Иссата были проекты, когда работа над сценарием продолжалась после начала съемок. Это нормально для вертикальных сериалов. У меня таких проектов еще не было.

- Главный продюсер и шоураннер американского сериала «Закон и порядок» Рене Бальсе рассказывал, что в США запускают показ вертикального сериала на ТВ, когда еще не весь сезон снят и не написаны сценарии всех серий сезона. После выхода первых серий судьбу сериала решает доля телесмотрения. Если проект провалился, то сериал закрывают, дальше не снимают и сценарий не пишут. То есть вертикальный показ сериала позволяет уменьшить риск провала, но, с другой стороны, это стимулирует быстрый запуск нового проекта. У нас же намного больше подготовка на старте, но существует проблема покупки телеканалом продукта, который может оказаться не совсем удачным, но его придется показать до конца.

- Мы пока не можем себе это позволить, что, возможно, и хорошо. Каждый проект, снятый в Украине, обходится его создателям слишком дорого. В США огромная конкуренция, которая продолжается и после того, как фильм вышел на экраны. У нас же, если проект запущен в производство, это уже победа. Денег на рынке мало, поэтому решения принимаются долго. Конечно же, мы каждый раз переживаем о цифрах (доля смотрения). Они невероятно важны. Как правило, мы отдаем телеканалам полностью готовый продукт, поэтому что-то изменить после начала показа практически невозможно. Но, например, показ «Гречанки» начался, когда еще не были смонтированы все серии. И я готовила себя к варианту, что если что-то пойдет не так, проанализировать и внести корректировки. Однако сложилось все идеально - высокие рейтинги от первой до последней серии.

- Ваши последние сериалы «Дом с лилиями» и «Гречанка» стали очень рейтинговыми. Существуют ли какие-то критерии успешности сериала, которые вы учитываете в своей работе? Бывает ли расчет на успех у креативного продюсера?

- Но это не только мои проекты. Оба проекта я получила в работу от нашего генерального продюсера. К тому же «Дом с лилиями» снимал классик советского кино - Владимир Краснопольский. Это режиссерский фильм. Со своей стороны могу сказать, что в каждой из этих историй очень крепкая драматургия. И это заслуга, в первую очередь, сценаристов. На мой взгляд, это и определило их успех. На уровне сценариев было понятно, что фильмы будут зрительскими. Хотя зрительский успех - или, как мы говорим, рейтинги - эта такая сложно предсказуемая штука. Мы верим в свои проекты, но не беремся загадывать наперед - это было бы слишком самонадеянно.

«Дом с лилиями» написали киевские сценаристы Елена Бойко и Мария Бек. Очень хорошие авторы. У Film.ua уже длинная история сотрудничества с ними. «Дом с лилиями» - прекрасный сценарий. Он читается с большим интересом - настолько убедительны персонажи и атмосфера времени. Кстати, одно из крупнейших издательств купило права на сценарий, и скоро выйдет книга «Дом с лилиями». И это не удивительно, потому что в основе действительно хорошая литература.

Над «Гречанкой» работала группа авторов под началом Ивана Угарова и Беллы Прибыловой. Это был наш первый опыт сотрудничества. Мы здорово подружились, и сейчас у нас с ними в разработке несколько проектов. В «Гречанка» - более простая, «мыльная» драматургия. Это обусловлено форматом. Нельзя все шестьдесят серий рассказать на надрыве - можно сорвать голос. В этом и мастерство автора - суметь сохранить интерес к истории на протяжении всех серий. К сериалам можно по-разному относиться, но тот, кто смотрел «Гречанку», вряд ли упрекнёт нас, что героям не хватает жизненной убедительности. Здесь нет однозначных или неинтересных персонажей. В этом и секрет.

- Вы работали с разными жанрами сериалов, был даже детектив - «Так далеко, так близко». А в США шоураннеры специализируются обычно в каком-то одном жанре, или даже подвиде жанра - например, не просто детектив, а полицейский процедурал.

- Я начала свою работу на проекте «Так далеко, так близко», когда уже был готов сценарий. Его писали питерские коллеги. Студия занималась исключительно производством. Не могу сказать, что это чистый детектив. Скорее, это экзистенциальная драма - герой заново открывает себя как личность - с элементами детектива... Нам по-прежнему интересны детективы. Считается, что это второй по популярности жанр после мелодрамы. Хотя лично у меня малый опыт в этом жанре. Мне кажется, процедуралами и медицинскими сериалами должны заниматься те, кто хорошо знаком с этой профессией. По крайне мере, сценаристы должны иметь или приобрести соответствующий опыт. Мне же пока ближе мелодрама. Еще интересно поработать с комедией.

- Эксперты говорят, что сейчас украинская телеаудитория особенно чутко откликается на комедии, что и подтверждает успеха сериала «Останній москаль» на «1+1». Ваша студия готовит комедийные сериалы?

Не могу раскрывать секреты - как правило, мы не называем проекты до запуска в производство. Но скажу, что у нас есть, помимо прочего, один очень симпатичный сериал - современная городская драмеди. Наш генеральный продюсер не любит покупать форматы, считает, что мы должны делать свое, и наша задача не покупать форматы, а продавать их. Но тут мы всем коллективом смогли его убедить. Уж очень симпатичная история. Мы купили формат и сейчас работаем над адаптацией сценария. Не скажу, что это чистая комедия, но в фильме есть большая доля юмора. Это история одной пары. Можно сказать, они влюбились с первого взгляда. У них было прекрасное свидание, романтические планы на вечер. Но в какой-то момент они поняли, что между ними колоссальная разница в возрасте. Ему - 24, ей - 39. Мне очень нравится эта история. Возможно, потому что я ее понимаю. Сейчас так сместились возрастные рамки - часто сложно по внешнему виду человека определить его возраст. Да и вообще, какая разница, сколько тебе лет. Важно, насколько лет ты себя чувствуешь. В общем, я рассчитываю на успех этой истории.

- Это все-таки городская история. Но существует мнение, что наш зритель лучше воспринимает истории жизни героинь, которые живут в сельской местности. Например, знаю, что руководитель одного из украинских телеканалов говорил: в этом сериале три составляющих успеха - это женщина, это врач и это жительница села.

Но смотрите: «Гречанка» - это ведь тоже городская история. И она прошла с высокими рейтингами, особенно по аудитории 18+ («Вся Украина»), то есть сериал смотрели не только в больших городах. В регионах смотрение было даже выше. Мне кажется, уже не стоит делить истории на провинциальные и городские. Этот фактор уже не является определяющим в успехе. Например, в «Гречанке» - интересные персонажи. И прежде всего главная отрицательная героиня, которую сыграла Ольга Сумская. Знаете, когда мы разрабатывали этот персонаж, мы держали в голове образ Мерил Стрип из фильма «Дьявол носит Прада». Нам хотелось создать стильную, волевую, умеющую постоять за себя женщину. И мне кажется, нам это удалось. Ольга Сумская прекрасна в этом образе. Посмотрите на ее стиль: одежду, прическу, макияж - все это оказалось невероятно ей к лицу. Безусловно, она городская героиня. Да и в фильме большая часть истории происходит в столице.

- Вероятно, стоит вспомнить очень городские истории в двух последних сериалах студии «Среда» Александра Цекало - «Мажор» и «Фарца». Можно сказать, что Киев в сериале «Мажор» и Минск в сериале «Фарца» не только создают необходимую историю, но являются одними из персонажей фильмов. Правда в обоих сериалах подразумевается, что действие происходит в Москве, хотя в интервью Цекало подчеркнул: «"Мажор" снимался полностью в моем родном городе Киеве...»

В сериале, над адаптацией которого сейчас работаем, мы тоже хотим создать атмосферу большого города. Возможно, не будем называть какой-то конкретный город, но городская атмосфера обязательно будет присутствовать. И скажу, что  у нашей студии уже есть подобные проекты. Например, молодежная комедия «Одинок по контракту», где, помимо прочего, волшебная операторская робота. Это удивительные ощущения - во время просмотра узнавать свой любимый город.

- Да, в журнале Pink даже опубликовали «10 идей для свидания в Киеве по мотивам фильма "Одинок по контракту"». Журналисты утверждали, что Киев сыграл в картине одну из главных ролей.

И мы не хотим опускать планку. Уже думаем, какие локации, улицы, районы выбрать для адаптации нашей драмеди. К слову, наши коллеги из других стран не верят, что сериал «Нюхач» от первого до последнего кадра снимался в Киеве. Многие из них бывали в Киеве и не представляли, что наш город можно показать именно так, как это сделано в «Нюхаче», где картинка получилась абсолютно, скажем так, западная. Нам многие говорили, что попадая случайно на наш проект, сначала были уверены, что смотрят дублированный американский сериал.

- Сейчас все говорят о съемках локальных сериалов - где будет указано, что действие происходит в Украине, где будут действовать герои-украинцы, и они, эти сериалы, не будут продаваться в Россию. Например, соучредитель Film.ua Сергей Созановский сказал, что в Украине в ближайшие годы будут популярны политические сериалы, о Киевской Руси и фэнтези-экшн. Виктор Мирский прогнозировал в интервью «Телекритике» появление в Украине недорогих вертикальных сериалов с большим количеством серий, ориентированных только на внутренний рынок. При этом Сергей Созановский говорил, что дорогих украинских сериалов не стоит ждать ни в 2015-м, ни в 2016-м. Пока локальных проектов на нашем ТВ практически нет. В то же время успех сериала «Останній москаль» говорит о том, что украинский зритель хочет видеть себя на экране.

Вопрос производства локальных сериалов в основном зависит от возможностей наших телеканалов: есть у них бюджет или нет. Поскольку локальные истории интересны прежде всего своему региону, своей стране. Поэтому инициатива, на мой взгляд, должна исходить от заказчика, в данном случае - от украинских телеканалов или государства. Но ситуация такая, что у телеканалов сейчас просто нет бюджета на собственное производство. Мы со своей стороны предлагаем истории, в том числе и экранизации украинских романов. Есть интерес, но пока нет денег. Впрочем, я знаю, что в сотрудничестве с каналом ICTV один такой проект уже запускается.

- Локальные сериалы могут быть интересны и зарубежному зрителю - прежде всего за счет интересных природных мест, в которых происходит действие. Например, американский канал НВО снял вместе с Польшей сериал «Ватага» о полицейских, работающих в горном районе Карпат, который называется по-польски Бещады, а у нас - Бескиды. Красивые пейзажи плюс полицейская история, которая понятна везде. В Украине огромное количество интересных мест, которые можно было показать в сериалах и заинтересовать зарубежного зрителя.

Безусловно. Но это скорее исключение. Такое производство нельзя поставить на поток, это точечный и дорогой продукт. А каналам нужно закрывать сотни часов каждый год. Но, конечно же, мы думаем над этим и ищем темы для копродукции с европейскими партнерами. Например, у нас есть идея экранизации одного известного украинского романа - не могу назвать автора, поскольку ведутся переговоры с правообладателем. Это очень интересный материал. Знаковое для Украины время - от прихода большевиков до начала коллективизации. Сумятица в головах, постоянная смена власти. Мне кажется, самое время провести параллели с сегодняшним днем. Поискать там ответы на многие актуальные сейчас вопросы. Мы планируем начать работу над сценарием, но это серьезная большая работа. Думаю, что проект будет готов не ранее, чем через два-три года, поскольку это исторический фильм и он требует больших вложений.

- Виктор Мирский говорил в интервью, что пока будет малейшая возможность, он хотел бы продолжать работать на два рынка - украинский и российский. Но сериалы Film.ua все же продаются не только в России - и недавний Каннский рынок это показал, и громкая продажа сериала «Нюхач» для показа и для адаптации во Францию. Студия пытается сейчас расширить свое сотрудничество - снимать не только с российскими студиями?

Я уже говорила, что международный вектор сейчас базовый для Film.ua. Студия постоянно расширяет свои контакты с международными партнерами. Это не только Европа, но и Азия, и Америка. Есть много планов по копродукции. Но это не вопрос одного дня. Если говорить о больших проектах, то с момента утверждения идеи до выхода фильма на экран уходят годы. Возьмем тот же «Нюхач» или «Дом с лилиями». И в том, и в другом случае нам потребовалось больше трех лет, чтобы зритель смог увидеть эти фильмы. Но мы уже начали этот путь. И думаю, что уже совсем скоро мы услышим о новых проектах студии, ориентированных, прежде всего на международный рынок.

- Три года, а запрет на показ российских сериалов начнет действовать уже с июня. То есть ни один детектив производства 1991 года и позже, в котором действуют российские полицейские, сотрудники прокуратуры, суда, на телеэкраны в Украине не попадет. Потому что закон № 1317 запрещает популяризацию и пропаганду органов государства-агрессора. На телеэкраны не должен также выйти ни один боевик с российским спецназом, армейцами, моряками и т. д. Кроме того - ни одна драма, комедия мелодрама российского производства 2014 года и позже. То есть наши каналы будут показывать только старые российские мелодрамы или покупать новые зарубежные, но нероссийские сериалы? Мне кажется, что телеканалы должны были броситься на вашу студию, начать обсуждать, составлять планы, искать финансирование. Мне только так кажется, что большинство каналов замерло в ожидании чего-то? Что закон не будет действовать?

Мне кажется, это вопрос к телеканалам. Мы постоянно обсуждаем с нашими каналами совместные проекты, но сейчас сложное финансовое время. Мы не можем производить бесплатно или в долг. У нас нет таких возможностей. Нам нравится наша работа, но мы все же работаем за деньги. Мы готовы на минимальную рентабельность, в некоторых случаях, и я знаю это точно, студия вообще готова отказаться от заработка, чтобы проект состоялся. Но за производство нужно платить. Сейчас крайне сложное время для украинских телеканалов. Этот рынок нуждается не в запретах, а в поддержке.

- Генеральный директор «1+1 медиа» Александр Ткаченко уже обратил внимание на размытость в законе понятия «российский продукт». То есть если это российско-украинский продакшн, то сериал может и не подпадать под действие закона.

Этими вопросами у нас занимаются юристы. Мы работаем в Киеве и снимаем, за редким исключением, тоже в Киеве. Мы украинская студия и никогда и ни от кого это не скрывали и не планируем. Да и как тут скроешь, если это прямо читается в нашем названии? У нас были совместные проекты с российскими коллегами. Ну а уж как будут толковать ту или иную норму этого закона - покажет время.

- В сериалах вашей студии снимались многие российские звезды, которые приезжали на съемки в Киев. Недавно прозвучало мнение, что в Украине будто бы возникнет дефицит актеров, нет своей школы сериальных актеров.

Мы пока не ощущаем дефицита. У Film.ua сильный кастинг-отдел. Идет постоянный поиск актеров, новых лиц. Скорее, наоборот, сейчас самое время для украинских актёров. К ним сейчас прицельное внимание. Особенно это касается молодых. Старшее поколение уже сформировано. Здесь вряд ли стоит ожидать новых имен. Хотя сегодня - также их время: они, как никогда, востребованы. Что же касается молодых актеров, особенно студентов, это их звёздный час. У нас запускается проект «Забыть и вспомнить», в котором, как и в «Гречанке», будет много украинских актеров.

- Вы сказали о новом проекте студии «Забыть и вспомнить». Можно ли уже сейчас рассказать о сюжете и жанре сериала?

Это попытка поэкспериментировать с жанром. К привычной для нас мелодраме мы добавили немного триллера - тайны и загадок. Молодая девушка думает, что влюбляется в знатного богатого мужчину. Он красиво ухаживает. Делает ей предложение. Девушка, естественно, соглашается. Казалось бы, жить - не тужить. Но оказалось, что у ее мужа раньше уже была жена, и она бесследно исчезла... Когда героиня пытается разгадать тайну пропавшей женщины, она понимает, что вышла замуж за настоящего садиста. Ей удается от него сбежать, но через семь лет этот человек находит ее. Но девушка уже повзрослела, она стала опытнее, и самое главное - ее теперь есть кому защитить. На мой взгляд, здесь как раз интересен мужской персонаж - главный злодей Мазов. Мы немного похулиганили и добавили ему качеств, благодаря которым можно провести параллели с некоторыми бывшими украинскими политиками... Уже начался подготовительный период. Над проектом работает молодой, но опытный режиссер Максим Мехеда. Кстати, изначально мы думали с ним делать «Гречанку». Но тогда проект отложили, и Макс ушел на другую картину. И теперь это наша вторая попытка сотрудничества.

- Возвращаясь к теме украинских актеров, можно вспомнить о судьбе хорошего киевского актера Михаила Пшеничного, который начинал в Театре на Левом берегу, снимался в вашем сериале «Дом с лилиями», но больше занят как актер в России. Не станет ли Украина такой фабрикой молодых, красивых, талантливых актеров, которые будут потом уходить в более мощный российский продакшн?

Не вижу здесь ничего плохого. А если бы этот актер стал знаменитым в Европе или в Голливуде, то мы бы с гордостью говорили - смотрите, у них там наш украинский актер снимается? Это же хорошо, когда человек становится успешным. Если мы не хотим отдавать своих актёров, давайте снимать их здесь. Чтобы они чувствовали себя востребованными.

- Понятно, что телеканалы заинтересованы также в повышении медийности актеров, которые постоянно заняты в проектах канала. Например, актер Юрий Горбунов - ведущий канала «1+1» снялся в главной роли в сериале «Останній москаль» «1+1 продакшн».

Мне кажется, наши каналы начали формировать свой шорт-лист звезд. На российских телеканалах он давно существует - у каждого свой. По сериалу «Останній москаль» видно, что у телеканала «1+1» есть свои любимые актеры. СТБ активно развивает свой продакшн - наверняка они тоже знают, какие актеры более других нравятся их зрителям. У каждого канала есть свои предпочтения. Да и у нас они есть, чего греха таить :)

- И все же сейчас сложно сходу так назвать, какой украинский актер - это лицо «1+1», а какой - СТБ...

Для этого и нужно создавать собственное производство. Это один из способов формирования своих звезд, в том числе.

- И еще недавно несколько украинских каналов буквально дрались за новинки российского сериального рынка...

В России - огромный по сравнению с Украиной рынок. Прежде всего с точки зрения денег. И давайте говорить правду - без российского рынка мы никогда не сняли бы ни «Нюхач», ни «Дом с лилиями», ни массу других хороших проектов. Мы бы просто не смогли себе позволить производство такого уровня. Сегодняшнее состояние развития сериального производства в Украине - результат нашего сотрудничества с российским телевидением. Нравится это кому-то или нет - это правда. Правда также заключается в том, что украинскому зрителю сегодня проще идентифицировать себя с российскими героями, чем с европейскими или американскими. Это естественно. Мы можем ввести миллион запретов, принять тысячи законов, но если мы не будем производить качественное свое, наш зритель будет смотреть российское. Сейчас это не проблема. Не будет на центральных каналах - найдут в интернете, поставят спутниковые тарелки. Если мы хотим что-то изменить, то в первую очередь нужно набраться смелости смотреть правде в глаза. И не просто запрещать, но и думать о том, что мы сможем предложить взамен. Просто в один прекрасный день заменить российские сериалы на польские или американские не получится. Как бы нам этого ни хотелось.

- В начале нашего разговора вы сказали, что одна из ваших задач - создание некоей креативной площадки на студии. Значит ли это, что студия ждет предложений и сценарных заявок?

Мы ищем авторов и готовы работать с теми, кто пока не имеет опыта сценарного мастерства. Мы отбираем идеи на уровне заявок и присматриваемся к тем, кто может интересно расписать историю. Ведь часто кто-то хорошо придумывает сюжеты, а кто-то - здорово пишет диалоги. Не всегда это один и тот же человек. Мы проводим мастер-классы в рамках программы Skill Bill Pro. У нас на сайте есть форма в разделе «Сценаристам», с помощью которой можно высылать сценарные заявки. Также можно писать мне напрямую. Анализируя сценарные заявки, мы обращаем внимание на разные моменты. Бывает так, что нам нравится история, но мы понимаем, что сейчас ее некому предложить, и берем автора на заметку. Предлагаем ему придумать сюжет на интересующую нас тему. Присматриваемся к тем, кто просто интересно пишет. Приглашаем на студию, знакомимся, ищем возможности привлечения к проектам. У нас несколько продюсеров, которые читают заявки, и мы постоянно обмениваемся присланными текстами. Также мы отслеживаем новинки украинских изданий. Среди украинских писателей много молодежи, и мы стараемся разобраться, кто кинематографично, фабульно пишет. Понимаем, что опытных сценаристов в Украине единицы, и поэтому предлагаем молодым авторам вместе развиваться. Кстати, один из способов наработки сценарного опыта - работа над адаптацией, чем мы также плотно занимаемся.

Фото Максима Лисового

Лілія Молодецька, «Телекритика», 7 і 8 травня 2015 року