f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Федір Александрович: «Бюджети українських фільмів – як у Голлівуді»

02.05.2015

1 травня 2015 року в рамках Другого міжнародного фестивалю кіно та урбаністики «86» у Славутичі відбулася українська прем'єра документальної стрічки «Російський дятел» за участі режисера Чада Грасії та продюсерки Марини Орєхової.

Протагоніст фільму – київський художник, сценограф Федір Александрович, що проводить альтернативне дослідження причин Чорнобильскої катастрофи. Він вбачає в аварії спеціально влаштовану акцію із замітання слідів, вчинену радянськими посадовцями, які прагнули уникнути відповідальності за невдалу секретну розробку радіолокаційної станції «Дуга».

31 січня 2015 року «Російський дятел»,  що є спільним виробництвом США, Великобританії та України, отримав Гран-прі Журі («Grand Jury Prize») у номінації «Світове документальне кіно» на фестивалі Санденс.

Подаємо інтерв'ю, яке напередодні української прем'єри фільму Федір Александрович дав Ользі Артеменко, ART UKRAINE.

*

Федор, с чего началось работа над фильмом «Русский дятел»? И почему вы решили снимать о Чернобыле?

Пару лет назад возникла идея сделать документальный фильм о Дуге, в котором бы поэтическая сторона превалировала над элементами публицистики.

Режиссер Чад Грасиа заинтересовался нашей идеей, увидев клип о Дуге, отснятый нами с Артемом Рыжиковым несколько лет назад. В основу «Русского дятла» легло мое расследование, в ходе которого вскрылись факты о том, с какой целью был построен Чернобыль и что его связывает с Дугой.

Чад Грасиа – режиссер и продюсер. Он рассказал гениальную историю, хотя это его первая работа в кино. Я же никогда раньше не занимался  актерством и не проводил расследований. «Русский дятел» стал нашим совместным приключением.

Кто участвовал в съемках фильма?

В его создании принимала участие большая команда профессионалов, среди которых – продюсеры Рам Девинени и Майк Лернер, снявший фильм о «Pussy Riot», оператор Артем Рыжиков, режиссер и сценарист Ален Берлинер, а также архивисты, историки и много других людей с не менее важными задачами. В нашей команде не было иерархии: каждый занимался своим делом, помогая при этом друг другу.

Как съемочной группе удалось попасть на Дугу и что вы узнали о ней в ходе расследования?

Надо было брать специальные разрешения и платить взятки, так как на территорию Дуги можно проникнуть только нелегально.

По распространенной в интернете версии, радиолокационная станция Дуга строилась рядом с ЧАЭС, потому что потребляла много энергии. Но это не так, ведь она была принимающей. Никто не вспоминает, что работала Дуга ужасно, а комиссия, на которой должны были вынести такой вердикт, не состоялась как раз из-за катастрофы. Средства на ее строительство выделил один человек под свою ответственность, получив за это Ленинскую премию и пост министра связи. Потом он отвечал за телевидение и продвигал заказные расследования про взрыв на электростанции.

Какие источники Вы использовали в своем расследовании?

Сейчас достаточно информации, так что мне не пришлось пробираться с фонариком по подвалам госархива. Я проверял данные, которые находятся в открытом доступе, общался с людьми, работавшими на ЧАЭС. В итоге мы собрали очень много материала и доказательств, но в сам фильм вошло лишь немногое.

Сначала я тоже должен был режиссировать «Русский дятел», от чего позже пришлось отказаться: вскрытая информация, которая до сих пор тщательно умалчивается, могла угрожать мне опасностью. Ведь люди, взрывавшие Чернобыльскую станцию, остались у руководства нашей страны.

Ожидали ли Вы успеха, отправляясь на фестиваль такого масштаба, как «Sundance»?

Я не думал, что эта тема так связана с современностью и чернобыльские угли еще не погасли. «Русский дятел» отличен от привычных документальных фильмов, в которых действо разворачивается неспешно. Это своеобразный триллер в новой форме. Конечно, некрасиво хвалить то, к чему ты причастен, но мне кажется, этот фильм повлияет на то, как будут снимать документальное кино в будущем.

Мировая пресса назвала «Русский дятел» выдающимся произведением и сравнила его с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса, который в свое время совершил некий переворот в документалистике, но абсолютно разорил своего творца.

Чад Грасиа поверил в этот фильм и вложил в него личные деньги, отложенные на старость. Пока нам удалось отбить только ту сумму, которая была потрачена на фильм. Успех имеет разные измерения – Фаина Раневская, даже во времена своей наибольшей славы, носила штопаные платья.

Не обращались ли за поддержкой к государственным учреждениям?

Нет, конечно. В Украине, если государство вкладывает средства в фильм, то он уже не принадлежит его создателям, а полностью переходит в государственную собственность. Наши законы и запутанные схемы Госкино порождают коррупцию, государство не занимается продвижением и продажей фильмов, а просто отбирает на них права.

Бюджеты украинских фильмов – как в Голливуде, а зарплаты у людей мизерные. Я считаю, что в нашей стране надо вообще запретить финансировать культуру, потому, что получается не культура, а проституция какая-то.

В одном из постов на Facebook вы выразили свое разочарование в украинской журналистике. Что стало причиной этого высказывания?

Я сделал вывод о слабом уровне нашей журналистики, потому, что в то время, когда большинство ведущих мировых изданий написали о нашем фильме, отечественные медиа как воды в рот набрали. У нас заговорили про «Русский дятел» только после его победы. Но то, что украинский фильм попал на «Sundance» – это уже новость, которую наши СМИ не посчитали весомой. Нас даже обвиняли во вранье, не веря, что мы участвуем в «Sundance».

Почему «Русский дятел» не видели в Украине раньше?

Мы все очень хотим, чтобы его увидели украинцы. Но на Docudays, например, фильм не приняли, в связи с чем к организаторам возникает вопрос.

Я думаю, после показа на фестивале «86» в Славутиче его больше не будут нигде демонстрировать, так как у нас любят спускать все на тормозах.

Сейчас решается, быть ли новой Украине, и «Русский дятел» является для меня определенным индикатором: если осенью он выйдет в украинский прокат – я пойму, что что-то меняется. Но если окажется, что его выгодней скрыть – победа старой системы будет очевидной.

Где еще покажут «Русский дятел»?

Насколько мне известно, премьера состоится в Америке, потому что он выдвигается на Оскар от США. Весь этот год он будет ездить по фестивалям, скоро отправиться в Висконсин, а затем в Нью-Йорк.

Ольга Артеменко, ART UKRAINE, 27 квітня 2015 року