Голлівудський продюсер Джей Ді Захаріас: Україна в серці
05.04.2015
Джей Ді Захаріас - відомий кінопродюсер, режисер, сценарист і продюсер візуальних ефектів. На початку 2000-х років він поїхав з Києва втілювати власні мрії у Голлівуді, де нині успішно займається кіно. Даніель розповів виданню Mainpeople Kiev про секрети успіху і про те, як українець живе і працює в серці світової кіноіндустрії.
Євгенія Липська, Mainpeople Kiev
- Даниель, вы наш первый гость в новой рубрике об украинцах, достигших успеха зарубежом. К сожалению, “тот самый шанс” настиг Вас не на Родине и многие соотечественники о вас просто ничего не знают. Расскажите, с чего началась ваша история успеха?
Моя история началась с осознанного желания быть отдельной единицей, а не рабом офиса или чьего-то бизнеса. Мне хотелось что-то создать из себя и найти свою точку опоры в существующем мире. Формирование этой мысли привело меня к тому, где я есть сейчас.
Я музыкант с многолетним стажем, играю на многих музыкальных инструментах. Кроме этого, я пишу новеллы и сценарии, работаю как самостоятельно, так и в соавторстве. Я долго шел к тому, чтобы заниматься режиссурой, на поиски достойного материала пришлось потратить много времени. Сейчас в соавторстве с украинским поэтом и писателем Олесем Ильченко, который живет в Швейцарии, занимаюсь разработкой сценария о Владиславе Городецком. Это будет большой эпический фильм об известном украинско-польском архитекторе, съемки которого пройдут в Южной Африке, Польше и Украине.
До того, как я переехал в Америку, у меня было свое агентство. Мы были первыми в СНГ, кто представлял режиссеров, операторов и остальные профессии рекламной сферы. Первый раз я поехал в Америку не ради денег. Мне было интересно, я жаждал возможностей проявления своей творческой натуры. Желание увидеть что-то новое взяло вверх. Конечно, я не мог просто сидеть на месте. С моими друзьями из Украины мы развили достаточно хороший бизнес по компьютерной графике и сейчас работаем с большими киностудиями и не только в Украине, но и в Болгарии, России, Польше и Венгрии. Мы стали развивать это направление, наша компания окрепла и переросла в реальный бизнес, который во многом конкурирует с Китаем и Индией, и по качеству и в ценовом диапазоне.
Мне не импонирует однобокое восприятие кинобизнеса, я пытаюсь подходить к решению задач разносторонне. Не жду своего звездного часа и воспринимаю каждую минуту жизни как шанс. Использую возможности по максимуму для достижения желанных целей. После возвращения на Родину, я четко осознал, что в Украине кино это не благодарная профессия. Я должен был переехать в США, чтобы начать серьезно заниматься этим бизнесом.
- Что стало решающим фактором для переезда?
Это достаточно сложный вопрос. Я гражданин мира и мне сложно ассоциировать себя только с одной страной. Путешествовать я любил всегда и до 26 лет много ездил по миру. Мне везде комфортно: и в Таиланде, и в Канаде, и во Франции. У нас одна планета и мы ее граждане. По другому быть не может. Не смотря на такое отношение к жизни, я всегда хотел жить на Западе. Учитывая огромное желание заниматься кино и аудиовизуальной продукцией я осознавал, что не стану тратить жизнь на ожидание чуда в Украине, ведь не ясно произойдет ли оно вообще. Ведь лучше поехать туда, где уже есть все для воплощения моих идей. Только работай, падай и поднимайся. Решающим фактором было осознание, что велосипед не нужно выдумывать заново. В Америке, Канаде и Франции есть кино. Так едь туда, учи язык и не трать время на ветряные мельницы. Будучи человеком, понимающим такие элементарные вещи, я поставил себе цель уехать из Украины. Я здесь потому, что мы никому не нужны в нашей стране. А если и нужны, то только для каких-то корыстных целей, политических пиар нужд. Никто не хочет развивать культуру Украины.
- Ваша первая известная работа в Голливуде лента "Принцип неопределенности" с Джозефом Гордоном-Левиттом и Линн Коллинс. Расскажите об этом опыте.
Эта работа с Гордоном-Левиттом не была полноценно моим детищем, я скорее просто помогал. Первой настоящей стала лента “Последнее племя” с Ирвином Кершнером, режиссером , которого уже нет в живых. Он был соинвестором, а мы создали очень много компьютерной графики для этого маленького фильма. Проект хоть и был небольшим, но достаточно амбициозным – его продажей занималась компания AfterDark, а в прокате он шел в жанре horrornight. Это первая совместная американская работа, в которой мы пробовали восточноевропейские таланты. Должен признаться, что это было безумно сложно. На картину ушло много времени, бюджета практически не было. Но мы показали настоящий класс несмотря ни на что. В моем профиле на IMDbможно увидеть около 45 лент, хотя на самом деле их гораздо больше. По ряду определенных причин, я не все могу добавлять. С Роэлем Рейном (режиссером фильма “Последнее Племя” – прим.ред.) после мы еще совместно работали над 7 фильмами.
- Почему украинцы, россияне, белорусы не так успешны в киноиндустрии, как британцы, австралийцы, французы и другие европейцы?
Чтобы преуспеть в кино, нужно быть гражданином мира, нужно быть очень “open”. Во-вторых, важную роль играет уровень владения языком – у вас не может быть акцента! Вообще! Если у вас несуразный акцент, это означает, что вы будете играть какие-то эпизодические роли или, в лучшем случае, “специальные”. Например, как в фильме “№ 44”, который продюсировал Ридли Скотт. Там Гари Олдмену и Тому Харди был специально необходим русский акцент. Вы должны выучить язык в первую очередь, а потом уже думать о том, как развивать свою карьеру здесь. Плохое знание английского языка это основная проблема для тех, кто приезжает сюда работать. И, конечно, абсолютное нежелание изучать рынок. Какие сайты существуют, как проходят кастинги, что такое аудишн и как правильно его записывать и прочее – вы просто обязаны это знать. Это что касается актеров. Люди удивляют меня своей ограниченностью, нежеланием элементарные вещи в интернете прочесть. Нужно подходить ко всему поэтапно. К сожалению, очень мало соотечественников по-настоящему заметны и где-то снимаются. К примеру, русская актриса Светлана Ходченкова снялась в “Росомаха: Бессмертный”. Она очень много снимается в России, у нее хорошее портфолио и ее агенту было, что показать в Америке. Я сейчас помогаю продавать ее новый фильм который продюсировал русский режиссер продюсер Сарик Андриасян и американский продюсер Стивен Шнайдер, знаменитый своей работой над “Паранормальным Явлением». Если вы уже являетесь брендом в своей стране или за вашей спиной финансово состоятельный человек, то, конечно, вам будет проще. Но если вы не известный селебрити – вряд ли вы так быстро куда-то попадете, нужно безумно много работать.
- Вы скучаете по Родине? У Вас тут кто-то остался?
У меня вся семья живет в Украине. Отец на фронте сейчас, воюет. А мама, сестра, бабушка и остальные родственники в Донецке и Луганской области. Они тоже пострадали от военных действий. Я не могу особо им помочь: они там, я в Америке, связь держим по скайпу. Фактически регион не доступен. К сожалению, физически очень сложно как-то воздействовать и помогать. Я не скучаю по Украине и не потому что я ее не люблю, просто у меня нет времени скучать. Настолько много работы, что я скорее скучаю по сну, чем по Родине. Безусловно, у меня очень много друзей в Киеве, которых я очень люблю. Скучаю все больше по людям.
- В одном интервью Вы сказали о том, что "В Голливуде не идет речь об искусстве. Это исключительно бизнес". Так ли все приземлено на самом деле?
Вы знаете, это правда. Но, как известно, все в мире имеет как минимум две грани. В любом кинобизнесе - европейском или американском – существует две стороны медали и две группы людей – финансисты и творческие натуры. Есть люди, которые читают сценарий, верят в него, прикладывают максимум усилий для того, чтобы тот или иной проект был реализован. Конечно, это творческие люди и без них никуда. Именно эти люди приносят сценарии менеджерам которые считают деньги, объясняют, почему стоит заниматься именно этим проектом, если говорить совсем приземленно. А вот уже менеджеры продумывают, почему стоит вкладывать миллионы долларов в производство и рекламу, почему они должны производить именно этот фильм, а не какой-то другой. Конечно, без творческих людей, которые верят и видят реальность проекта изначально было бы невозможно, без них бизнес ориентированные люди совершенно ничего не смогли бы изобрести. Но в конечном счете, Голливуд – это конечно же большой бизнес. Мне часто приходится сталкиваться с тем, что люди в Восточной Европе совсем не понимают как работает киноиндустрия и наверное не хотят этого делать. Есть даже такая шутка, что каждый богатый человек, в конечном итоге снимает фильм: о себе или о своей жене. Эти горе-бизнесмены в первую очередь думают о своем кармане, о том как быстро и много урвать, а не о реалиях кино рынка, а правила игры меняются слишком быстро. По этому как правило они теряют деньги первыми и зачастую благодаря воровитым или глупым продюсерам. Не опытные продюсеры обещают золотые горы, облекая свое невежество и незнание элементарных основ того, что происходит в кинобизнесе. Все это приводит к финансовой катастрофе.
- Помогли ли Вам славянские корни, пока вы осваивались в другой стране или наоборот, менталитет - страшное дело?
В одном из интервью я говорил, что славянские корни не есть хорошо и не все относятся к ним с доверием. До недавних громких событий на Западе Украину и Россию воспринимали как одну страну, потому что для Западного Мира мы все еще одно большое СССР. Русские люди здесь не в почете из-за своей натуры. Халтурщиков и обманщиков предостаточно, но, конечно, есть адекватные и бизнес ориентированные люди. Не стоит рассчитывать, что гражданство поможет если только у тебя не Австралийский или Канадский паспорт где кино субсидируется с колоссальной мощностью. Здесь лучше быть итальянцем, французом, новозеландцем, но точно не «Русским”. С недавних пор к украинцам стали лучше относиться. Понятно, что события на родине тому способствуют – нам сочувствуют. Я уверен, что в некотором смысле это моя миссия здесь – менять отношение к Украине и ее гражданам. Я делаю свое дело, отвечаю за свои слова, показываю результат. Многие не учитывают, что именно такие маленькие кирпичики строят в итоге большое здание. Это кстати нужно и нашим политикам выучить за правило.
- Вы работали вместе с украинским режиссером Любомиром Левицким над его фильмом “Тени не забытых предков”. Что привлекло Вас в этот проект?
Любомира я знаю давно и дорожу дружбой с ним. Он очень хороший человек, огромный мечтатель, каким и необходимо быть любому режиссеру. Он талантливый парень с очень глубокой и большой жизненной историей, которую он мало кому открывает. Стать коммерческим режиссером в Украине и верить в то, что ты делаешь неоспоримо - необходимо иметь “стальные яйца” и как-то выживать еще при этом. Несмотря на то, что я не всегда согласен с его творческими приемами, за фундаментальность бронелобства безгранично его уважаю. Всегда готов прийти ему на помощь, если он этого попросит. С “Тенями” так и было. Я согласился поддержать проект в качестве исполнительного продюсера и максимально профессионально исполнить свою часть работы что бы максимально повысит уровень фильма там где есть силы. С Любомиром мы постоянно находимся в процессе создания интересно продукта. К примеру, сейчас готовим проект международного формата, который планируем снимать в 4-5 странах.
Лента “Тени не забытых предков” своего рода пример того, что я всегда открыт для интересного сотрудничества. У меня много связей в Европе и США я с радостью помогу обратившемуся ко мне режиссеру или продюсеру. Тут дело не только в Любомире и в “Тенях”, дело в концептуально-фундаментальном подходе к работе с людьми. Сегодня я им помог, завтра они мне помогут где-то в Украине. Главное, чтобы не было колхозного надменного отношения между людьми и странного недоверия, даже ничего не услышав и не прочитав.
- Конечно, украинскому кинематографу до Голливуда еще пока слишком далеко, но все же говорят, что за последние годы Украина таки сделали некоторые шаги в этом направлении. Так ли это?
Любому кино, в принципе, далеко до голливудского. Потому что здесь всегда были самые большие деньги, а там где есть большие деньги есть большие умы. Как говорится, нищего кино не бывает. Чтобы делать хорошее кино, нужно быть там где на это есть финансирование и есть люди, которые четко понимают – зачем вкладывать невероятные суммы в создание фильма. Деньги притягивают людей, талантливые люди понимают, что реализовать себя можно только там, где готовы вложить финансы в их талант. Голливуд стал Меккой для “больших умов”, потому сравнивать его с кем-либо, а тем более с Украиной, просто невозможно. В Голливуде каждый второй или даже первый думает о кино, во всех смыслах. Что же касается того, что Украина сделала определенные шаги в сторону развития кинематографа - это правда. В украинский кинематограф стали вливать неплохие финансы и умные творческие люди потянулись к “очагу”. К примеру, компания PRONTO создали такие ленты как “Поводырь” и “Братья”. Они знают, как сделать по-настоящему качественный конкурентоспособный продукт. Конечно, вопросы к игре актеров и качеству режиссуры остаются, но все же это уже определенный уровень, который стоит уважать. Украина только начала свой путь по кинокарте. Лента “Племя” Мирослава Слабошпицкого побывала на многих кинофестивалях и это тоже показатель, хотя этого, конечно, не достаточно.
- Существует мнение, что несмотря на слабую техническую сторону отечественного кинематографа, у нас сильная эмоциональная составляющая.
Это самое большое заблуждение, которое существует на сегодняшний день. В Украине замечательная техническая часть. Просто прекрасная! К примеру, Россия большую часть своих фильмов снимала именно в Украине. В техническом смысле мы подкованная страна, профессионалы этой отрасли работают на высочайшем уровне. В Украине проблема с глубиной мысли, то есть эмоциональная. А почему? Потому что нет сценаристов. Актерская база такая же сырая, ее еще нужно формировать. Большинство тех, кто сейчас снимается в кино у нас даже актерами назвать нельзя – так, любители. Только тогда, когда в Украине появятся глубоко мыслящие сценаристы, которые будут писать достойные тексты, а не то телевизионное мыло, которое они вынуждены “рожать”, произойдет настоящий всплеск в киноиндустрии. Например, Корея на мировой кинокарте занимает третье место по качеству режиссеров, сценаристов и продукта в целом. Причина в том, что государство субсидирует – оно заинтересовано в развитии этого рынка. Власть понимает, что люди все равно будут вкладывать в кино деньги, частные инвесторы будут приезжать, налоги оплачиваться – эта “машина” будет работать. В Украине политики думают только о себе и больше ни о чем. По сравнению с нами, в несчастной Южной Корее уровень кинематографа просто космический. Дело в том, что к делу изначально необходимо подходить профессионально и хотеть качественного результата. Мыслить глобально и не стесняться слушать и спрашивать, если сам не знаешь.
- Вы получили образование в Украине. Этого багажа знаний хватило для старта работы в Голливуде?
У меня юридическое образование. Безусловно, я учился всему сам. Кинообразования у меня никакого нет. Однажды я посоветовался с американским другом стоит ли мне пойти учится на драматурга или режиссера. Ответ был очевидным – мне необходимо было перестать заниматься ерундой и начать работать. Постигать все в самом процессе. Самообразование – вот основополагающее для каждого человека любой сферы, который желает по-настоящему чего-то добиться и переступить через грань возможного. Правила киноиндустрии чрезвычайно переменчивы и чтобы приспособиться к ним по учебникам, ты должен играть по правилам тех, кто их диктует, а настроения «покупателей» очень переменчивы. Юридическое образование дало мне очень многое и я рад, что оно у меня есть. Но если вы хотите профессионально заниматься кино, то получать специальное образование не нужно. В Украине так точно! У нас ведь вообще нет киношколы как таковой.
- Над какими проектами Вы работаете сейчас?
Сейчас я занят работой над фильмом ужасов, который создаю совместно с режиссером Питоф (“Женщина-кошка” и фэнтези-ужастик “Видок” с Жераром Депардье и Гийомом Кане). Сценарий очень хорош, планируем съемки в Канаде и Франции. Проект сам по себе достаточно сложный, мы его уже два года разрабатываем если не больше. Кстати, Любомир был одним из тех, кто подал идею для этого фильма. Много работаем над проектом о Городецком. Он приоритетен для меня сейчас в творческом плане, так как это будет мой режиссерский дебют. И я хочу чтобы все было очень правильно. На финальной стадии находиться пилот для сериала, который мы снимали с другом из США для российского канала СТС в Беларуси. Автором сценария выступил Дмитрий Глуховский, который написал “Метро 2033”. Он один из самых известных и самых продаваемых русских авторов. Параллельно работаем над несколькими сериалами: один для Южной Кореи, другой для Америки. Также мы работаем над сериалом о русскоязычной мафии в Нью-Йорке, он также сейчас находится в стадии разработки. Мы в поисках финансовых партнеров. По духу похож на клан сопрано, хороший драматический сериал. В кино развиваем интересный проект с телеведущими британского шоу Top Gear. Сейчас идет процесс написания сценария под них. Это будет что-то в жанре кинокомедии-боевика. В планах также масштабный и высокобюджетный проект о ребятах, защищавших аэропорт в Донецке. Хочется сделать хорошее кино с массивным международным прокатом, с объективной политической оценкой, с живыми диалогами и так далее. Такая задача стоит и, конечно, сколько лет мы на это потратим я даже не знаю. Моя мечта сделать хороший биографический фильм о Гоголе. Это безумно амбициозная затея! Гоголь очень длительное время прожил в Риме. Большую часть своих самых известных произведений он дописывал и дорабатывал в Италии, был большим фанатом итальянской кухни. Потому в этой стране есть люди, заинтересованные в данном проекте, готовые поддержать его финансово. Все перечисленное это те проекты, которые мы развиваем сами. Но есть еще множество других, в которых я выступаю как исполнительный продюсер или как-либо еще помогаю.
- Просматривая Ваши фотографии с именитыми голливудскими кинозвездами, понимаешь – вот она настоящая “американская мечта”. Вы мечтали о чем-то подобном в детстве?
Чаще всего я фотографируюсь для себя, просто на память. В такие моменты, я всегда думаю, что сегодня человек есть, а завтра его может не стать. У меня никогда не было мечты работать в кино или стать космонавтом. Я всегда был разгильдяем, единственное что меня интересовало по-настоящему – музыка и я до сих пор ее слушаю даже когда сплю. Юридическое образование изменило меня, сделало серьезным и целеустремленным но не выбило всю дурость из головы как я вижу и слава богу. Именитых актеров я вижу часто. Бывает заходишь в ресторан, а там просто так за столиком сидит Том Харди. Или в круглосуточных кофейнях, в районе Studio City вываливается из джипа очередной Диснеевский суперстар. На него даже внимания никто не обращает! Тут все иначе: в престижном ресторане на тебя не станут пялиться, потому что ты – Вин Дизель.
- Личная цель в карьере, к которой Вы неуклонно идете?
Я довольно многогранная личность. Моя задача, как человека который живет в Голливуде и олицетворяет (как бы пафосно это не звучало!) свою Родину, сделать так, чтобы о ней думали как о стране талантливых, ответственных и трудолюбивых людей. Создавая себя здесь – я создаю образ целой нации.
Хочется, чтобы не просто я один развивался как частный индивидуум, а чтобы со мной в контексте развивалось и отношение к стране. Несмотря на мои космополитное мировоззрение, я всегда оставляю место для своей национальности.
В остальном же, меня интересует творчество и реализация мысли. Моя цель - нести какую-то идею, а не просто делать продукт для масс. Хочу создавать глубокие вещи, но при этом коммерчески успешные.
- Ваш личный рецепт успеха?
Каждый человек должен сам для себя решить кто он, чем он хочет заниматься и что конкретно ему необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к своей цели. Чем бы вы не хотели заняться - нужно пробовать, изучать и видеть процесс изнутри. Если вы хотите быть режиссером, то попробуйте поработать вторым режиссером. Узнайте о том, что это вообще такое, пообщайтесь с известными режиссерами. С любыми! Если вы хотите быть продюсером, поработайте ассистентом продюсера; сценаристом – ассистентом сценариста. Пойдите на курсы, читайте литературу. Осознав, что вы хотите делать максимально приближайтесь к людям, которые уже делают то, о чем вы только мечтаете. Получив опыт и знания ищите им применение. Успех напрямую зависит от кропотливых и длительных тренировок, которыми к сожалению многие люди пренебрегают. Успех – это результат бесконечного труда.
Євгенія Липська, Mainpeople Kiev, 5 березня 2015 року