Геннадій Кофман: «Сьогодні нашим кінематографістам є, що сказати»
20.03.2015
Від 20 до 27 березня 2015 року в Києві відбуватиметься ХІІ Міжнародний фестиваль документального кіно про права людини Docudays UA. Після того стрічки, продемонстровані в рамках фестивалю, розійдуться всією Україною. Їх будуть демонструвати у кіноклубах, навчальних закладах, а також закладах пенітенціарної системи. Протягом року Docudays UA охоплює більше 200 населених пунктів країни.
Антон Філатов, фрАза
Встретившись накануне кинофорума с его директором Геннадием Кофманом, мы обсудили, какое влияние документальное кино оказывает на наше общество и как с его помощью можно бороться с пропагандой, и другими недугами нашего государства. Кроме того, он подсказал, на какие фильмы фестиваля необходимо обратить внимание, и объяснил, с чем связан сегодняшний расцвет украинской документалистики.
Ежегодно ваш фестиваль диагностирует болезни общества и государства. Это все очень точно показывается в фильмах Docudays UA. Скажите, какие проблемы за 12 лет существования феста стали уже неактуальными, какие обострились, а какие остаются неизлечимыми?
Наш фестиваль постоянно находится на острие событий, которые переживает общество. Например, проблема коррупции, которой мы посвятили прошлогодний фестиваль, увы, остаётся очень актуальной. А вот проблема «все мы живём в полицейском государстве», которую мы подчеркнули два года назад, сегодня стала уже не столь актуальной. Также, к счастью, меньшей стала проблема детей улицы.
Но я не могу сказать, что после показа того или иного фильма был окончательно излечен тот или иной недуг общества. Наверное, кино должно, прежде всего, заострять внимание на той или иной проблеме. А решать их необходимо уже на других уровнях.
Одна из главных проблем, с которой столкнулось общество в этом году, — пропаганда. Именно ей будут посвящены многие фильмы и дискуссии на фестивале. Также будет обсуждаться тема энергозависимости.
С одной стороны, мы сегодня страдаем от российской пропаганды. А с другой — находимся под прессингом и украинской пропаганды. Какова позиция Docudays UA по отношению к этим двум полюсам пропаганды?
Конечно, мы дистанцируемся как от одной, так и от другой пропаганды. Наш фестиваль никогда не был в каком-то комплиментарном отношении к власти. Docudays UA по природе своей оппозиционен.
Своими фильмами мы попытаемся проанализировать такое явление, как пропаганда. Мы дадим зрителям инструмент для того, чтобы не стать её жертвой. Чтобы они могли воспринимать информацию критически.
Сколько пришлось пересмотреть фильмов, формируя программу?
Около тысячи.
Одна из наиболее ярких программ фестиваля — Docu/Хиты. Что можно будет увидеть в её рамках?
Двух номинантов на «Оскар» этого года. Также будет и сам обладатель премии Американской Киноакадемии — «Гражданин четыре: История Эдварда Сноудена» (реж. Лора Пойтрас). Мы долго сражались за то, чтобы показать на фестивале ленту Джошуа Оппенхаймера «Взгляд тишины», которая в прошлом году получила пять наград на Венецианском кинофестивале. Она ошеломляет. После того, как я посмотрел эту картину, ничего больше я в тот день смотреть уже не мог...
В последние годы киевскую часть вашего фестиваля посещало более 20 тыс. зрителей. Если же учитывать и тех зрителей, которые смотрели фильмы в рамках путешествующего Docudays UA, то цифра достигала 150 тыс.
В 2014 году путешествующий Docudays UA объехал 236 населённых пунктов. А в 2015-м — 229. При этом удалось организовать показы и в Крыму. Но мы не рекламировали это. И не показывали там фильмы, которое могли бы спровоцировать зрителя.
Нередко случается, что те или иные фильмы вашего фестиваля вызывают сопротивление СБУ или местных жителей. Яркий пример тому — альманах «Открытый доступ», буквально каждый показ которого сопровождался акциями протестов, дымовыми шашками и т. д. Изменилось ли что-то за последний год? Или подобное сопротивление на показах по-прежнему происходит?
Например, в Чернигове один из кинотеатров по настоянию местных властей отказался показывать фильм «Путинские игры» (лента, изобличающая коррупцию в подготовке Олимпиады в Сочи — А.Ф.). Я так понимаю, местные власти просто хотели подстраховаться на всякий случай (российская граница от Чернигова-то недалеко).
То есть в Украине пока только-только отучились срывать показы фильмов. До того, чтобы решать показанные в них проблемы, наши власти ещё не дозрели. А часто ли случается в высокоразвитых странах, что проблема, показанная в документальном фильме, вызывает резонанс, и власти берутся за её решение?
Это редко случается даже в высокоразвитых странах. Намного чаще фильм вызывает обсуждение между зрителями. А это уже немало.
Отдельные кинематографисты отмечают, что после Майдана сильно изменился украинский зритель. Люди уже не будут смотреть кино, в котором реальность показывается искажённо. Они начали остро реагировать на правду и неправду, которые видят на экране.
После всех событий в Украине, действительно, многие перестали смотреть телевизор. Правда, многие продолжают сидеть на этом наркотике.
Особенно те, кто живет недалеко от границы с Россией, и привыкли смотреть российское телевидение. Они по сложившейся десятилетиями привычке продолжают слушать, что «говорит Москва». Ну, а на наш фестиваль приходит другой зритель, который готов к серьёзному разговору.
В прошлом году было рано говорить о кино, которое переосмысливало бы события на Майдане. Появились ли такие фильмы сейчас, по прошествии года?
Чтобы показать Майдан отстранённо, прошло ещё недостаточно времени. На нашем фестивале будет несколько фильмов, которые сняты участниками тех событий. Например, «Всё пылает» Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова. Своеобразная короткометражка Кати Горностай «Везде Майдан». Мы покажем также публицистическую работу Сергея Андрушко «Постмайдан», который рассказывает о людях, которые получили травмы во время протестов. Все эти картины прекрасно показывают, насколько сильно этот год изменил судьбу каждого из нас.
За последние полтора года было снято колоссальное количество украинских документальных фильмов. Большинство из них так или иначе связаны с событиями в Украине. Пойдёт ли на спад эта тенденция, как только ситуация в стране стабилизируется?
Люди в Украине просто взяли камеры и начали снимать кино, не обсуждая при этом бюджеты и прочие организационные моменты. У нас появилось направление «гражданская документалистика». Практически все эти ленты создаются по зову сердца. Правда, не всегда их можно назвать именно кинематографом. А скорее, публицистикой или телерепортажем...
Я не берусь сейчас предугадывать, что будет с этой тенденцией в дальнейшем. Но я уверен, что люди, которые сегодня снимают, — уже научились выражать себя через кино. Иными словами, они научились говорить-через-кино. А в таком случае они уже вряд ли снова замолчат. Сегодня нашим кинематографистам есть, что сказать, так как за последние полтора года они накопили очень ценный опыт.
Ещё год-два назад мы с вами говорили о разрыве поколений в украинском документальном кино. Сегодня же у нас формируется поколение документалистов, у которых свой самобытный почерк. В этом году мы покажем на фестивале около десяти украинских фильмов.
В последнее время начала разрабатываться новая схема финансирования украинского кино. Одним из основных источников средств, по идее, должно стать телевидение. Скажите, а сегодня телевидение финансирует нашу документалистику?
Часто телеканалы отвечают, что «это не наш формат». А «их» формат заключается в том, чтобы в документальном фильме присутствовали реконструкции исторических сцен с актёрами, которых сами каналы и определяют. И чтобы в этих лентах обязательно появлялась какая-нибудь знаменитость.
Случается, что каналы готовы брать уже готовое кино. Но зачастую в таком случае они не оплачивают показы этих лент. Буквально в считанных случаях телеканалы заказывали у документалистов создание тех или иных фильмов. Хотя в любой развитой европейской стране телевидение активно заказывает документалистам фильмы.
В прошлом году появился целый ряд киноклубов, которые отныне будут регулярно показывать фильмы с вашего фестиваля.
Сегодня действует уже больше 60 таких киноклубов. Они находятся в самых разных уголках Украины. Они не просто показывают фильмы, но и ведут образовательную работу.
Антон Філатов, фрАза, 17 березня 2015 року