ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ. Фрагмент статті "КИРА И ДЕМОНЫ" С.Тримбача
06.11.2017
О фильме "ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ"
"Не труд, не заводы препятствуют одичанию – а наличие в человеке цельного мира. На какие-то экранные мгновения возникает в фильме Незнакомка (Людмила Гурченко). Она актриса, приехавшая в эту глушь на краткую гастроль. В брошенном ею письме неведомый поклонник пишет о том, что любовь никогда не соразмерна со своим предметом. Такой предмет, конечно же, нужен – для трения, образования чувственного огня. НО НИКОГДА НЕ УЗНАЕТСЯ В ЛЮБВИ ЕЕ ВНЕШНИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ. Пожалуй, эта формула применима к большинству фильмов Муратовой: режиссера мало интересует поверхность жизни, ее чувственная прорисовка. Последнее слишком хрупко, слишком эфемерно – словно зеркальная гладь [...]
Жизнь нетехнологична – вот что. Счастье нельзя построить, сконструировать, овеществить где-то за пределами личностного бытия, чтобы затем туда его трансплантировать. ЭТИМ И РАЗДРАЖАЛА МУРАТОВА СОВЕТСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ И ИДЕОЛОГОВ - СТАВИЛА ПОД СОМНЕНИЕ ГОСПОДСТВОВАВШУЮ УТОПИЮ. Один из адептов оной даже удостоил ее творчество званием «мещанский реализм»: мелкота, мол, рассматривает в киношный телескоп все эти бактериальные явления… Счастье обсчитывалось в километрах, тоннах и трудоднях. Оно должно быть весомым и зримым – никакой эфемерности. А у Муратовой получалось именно так: ее людишки не обладали способностью сфокусироваться на великих делах, мучительно пытаясь что-то в себе самом высмотреть-выстроить, да еще удержать хоть какие-то мгновения… [...]
Собственно говоря, МУРАТОВА ПРЕВРАТИЛА ДАВНИШНЕЕ ПОДОЗРЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ ИЗ РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО ПРОРАБОТАННЫЙ И АРГУМЕНТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ. Подозрение состояло в том, что, если вынуть отдельную особь из коллективного чрева и пустить в свет вольным и неконтролируемым, то из него попрет нечто малоприятное. В 89-м Муратова сняла «Астенический синдром», в котором попыталась каталогизировать тех самых демонов [...]
Автор тексту - С.Тримбач.