Нові герої, нові втрати і справжні солдати в кадрі: як знімають другий сезон «Гвардії»
26.06.2017
Подаємо репортаж видання «Детектор медіа» про зйомки другого сезону телесеріалу Олексія Шапарєва «Гвардія», що розпочалися 6 червня 2017 року.
Марія Ряпулова, «Детектор медіа»
«Гвардия» – сериал, основанный на реальных событиях, в котором речь идет о первых добровольцах, которые в 2014 году вступили в ряды Нацгвардии и отправились в зону АТО. Новый сезон – продолжение истории разведгруппы, которой руководит бывший афганец по прозвищу Дед в исполнении Алексея Горбунова.
– Это будет абсолютно новая история – продолжение приключений наших героев, – рассказывает о новых сериях режиссер Алексей Шапарев. – Но еще мы ввели в эту историю дополнительные линии – это будет тема пожилых людей и детей. В основе, конечно, – реальные события.Мы говорим о том, что происходило перед Иловайским котлом. Это было, пожалуй, самое тяжелое время. Мы немного изменили стиль, по сравнению с первым сезоном. Совсем чуть-чуть. Но дух истории оставили.
Произошли небольшие изменения в актерском составе. Ведь волею сценаристов зрители попрощались с Лейтенантом в исполнении Богдана Юсипчука и комбатом Душманом, которого играл Константин Шафоренко. Во втором сезоне у киношных нацгвардейцев новый комбат: на площадку прихрамывая выходит актер Алексей Тритенко. Так уж получилось, что артисту досталась обувь на размер меньше, чем нужно. «Ничего, это чтобы я хорошенько прочувствовал всю сложность воинской службы», – отшучивается артист. Впрочем, через какое-то время костюмеры все-таки добывают обувь нужного размера, но веселый настрой Тритенко никуда не девается.
– Алексей, как вы вписались в уже сложившуюся команду? Вы тут, если можно так сказать, человек новый, хоть и комбат.
– Я с большим удовольствием вклинился в эту историю. Разрушаю тут все стереотипы и устои. Так и работаю: только слышу, что запускается второй сезон какого-то сериала, говорю: «Давайте меня туда! У них там все устоялось, утряслось – надо привнести новые силы». (Смеется). А с «Гвардией» получилось так, что Алексей Шапарев, с которым мы давно дружим, позвонил и сказал, что меня утвердил на роль.
– Даже проб никаких не было?
– Знаете, как говорят: «Бабушкин борщ – чего его пробовать? Его есть надо!»
– Какой он – ваш комбат?
– Когда мне предложили сыграть комбата, я почитал сценарий и был приятно поражен: он выписан как сорокалетний умудренный жизнью и боевыми действиями человек. Мне было очень интересно попробовать сделать это. И я надеюсь, что не разрушил то, что задумывалось сценаристом.
– Это такая роль на сопротивление? Ведь вы создаете впечатление очень эксцентричного весельчака.
– Да! Мне кажется, что в случае с этой работой, просто пришел заказ от продюсеров украинского кинопроизводства, которые сказали: «Дайте ему наконец-то роль, где он должен быть очень-очень умный и серьезный!» (Смеется). Я работаю над этим образом с удовольствием. И, судя по тому, как мы довольно быстро снимаем – иногда с первого дубля – что-то получается как надо.
– Вы как-то готовились к роли военного? Была какая-то специальная подготовка? Ведь должна быть определенная выправка, как минимум.
– Конкретно к этому проекту я специально не готовился в этом плане. Но я ведь довольно давно в кинематографе и много военных переиграл… При чем не в карты. (Улыбается). Так что какие-то общие навыки и понимание специфических моментов у меня есть. А насчет выправки все очень просто: когда видишь этих ребят, которые служат, – а у них по умолчанию есть этот внутренний вышкол – легко потягиваешься к ним.
– Нельзя не заметить, что, по сравнению со многими другими украинскими актерами, у вас очень насыщенная съемочная жизнь. Вы ощущаете, что за последнее время ситуация в теле- и кинопроизводстве как-то изменилась, что запустились какие-то процессы новые?
– Дело в том, что актер – это такая очень сложная машинка. Когда у нас нет съемок, мы практически умираем: творческий человек без подпитки просто уничтожается как личность. Но когда очень много работы – мы начинаем бухтеть о том, как мы устали. Я все эти стадии проходил. И теперь я просто благодарен судьбе, что появляются такие возможности, что сейчас у меня такой насыщенный график. У меня все расписано практически по часам. Вот были моменты, когда совпадали разные экспедиции, и я за неделю в Киеве был четыре дня и при этом ни разу не попал домой. С самолета – в кадр, из кадра – в поезд, с поезда – в кадр, из кадра – в бусик. Научился спать вообще в любом месте, в любом состоянии, в любой позе. Конечно, можно сказать, что жизнь внутри процесса бурлит. Но если в общем говорить о том, что происходит внутри украинского кино- и телепроизводства и происходят ли там перемены… Да. Надежды есть.
Разговоры о надеждах и чаяниях в украинском кино здесь не случайны. На площадке «Гвардии» эта тема поднимается чуть ли не в каждый перерыв между сценами. Какие фильмы нужны украинским зрителям, что сделать, чтобы они как можно чаще появлялись на экранах, у кого перенять опыт и каким оно вообще должно быть – украинское кино… Об этом много разговоров, эмоциональных, громких (всем ведь известно, насколько мощным и грозным делается голос у Алексея Горбунова, когда речь заходит о важных патриотических темах!). Военная история, над которой работают артисты, вплетается в их личную военную тему – борьбы за свою профессию.
Именно отношение к своему делу людей, которые берутся снимать кино, и определяет, каким будет фильм, считает Алексей Горбунов. Параллельно со съемками «Гвардии» он работает над собственным фильмом под рабочим названием «Травень». О проблемах в сфере искусства говорит, не сдерживая эмоций:
– Руководителей нет, продюсеров нет! И тех, кто дал бы деньги на производство, переживая за свою страну. Есть гипер-супер-талантливые молодые актеры. Но им не на чем тренироваться, у них нет материала: ни пьес хороших, ни сериалов хороших. Я вчера был у студентов театрального: сидят красивые новые лица – новое поколение, новая энергия. Я говорю: «Дети, не вздумайте с этими лицами лезть туда, в сериалы, в это говно! Не надо, дети! Лучше нищими – в переходе с гитарой, либо на сцене… Или берете свои айфоны, ставите перед собой и монологи читаете. Но только не в сериалы – вас там уничтожат!»
– А на чем же учиться?
– Да все же нормальные давно смотрят хорошие вещи в интернете. Мы смотрим «Табу» Тома Харди, мы смотрим третий сезон «Фарго», мы смотрим третий сезон «Твин Пикс», и «Молодого папу» смотрим. Вот на этом надо учиться! И еще на «довженковских» фильмах – там тоже есть мастера, великие актеры, которые и меня еще учили. Эти фильмы нужно смотреть, чтобы понять, что вообще такое – украинское кино. Сейчас оно только-только начинает восстанавливаться. И нам не надо сериальное кино, нам необходимо кино про своих людей – вот таких, каких я вижу здесь – разных прекрасных людей, включая военных, с другими лицами и глазами, чем то, что показывают обычно по телику. Все эти сериалы, я считаю, просто позорят нашу страну. А когда же будут сериалы о Васе Ломаченко, о Саше Усике, о Саше Гвоздике? Вот такое кино мы хотим снимать и такие спектакли мы хотим ставить.
О новых героях, о создании легенд на основе современности говорит и исполнитель роли Вуйка Дмитрий Тубольцев. Он проводит параллели с сериалом «Братья по оружию», который продюсировал Том Хэнкс, увлекшись темой Второй мировой войны после съемок «Спасти рядового Райана»:
– Там был очень интересный прием: в начале серии сидели уже старые деды, живые участники тех событий, которые рассказывали, как они въезжали в Нормандию. Дальше – шла серия, в которой играли актеры, и в конце нее – снова показывали этих настоящих дедов. И вот мне запомнилась фраза одного из них. У него спросили: «Ты герой?» А он ответил: «Я не герой, но со мной воевали герои». Мы сейчас становимся свидетелями того, как возникают новые живые легенды. Как вот в Древней Греции мифология творилась: герои жили среди людей. Вот и вокруг нас каждый второй, третий – герои, легенды. Они просто об этом не всегда рассказывают.
– Один из таких людей – ваш экранный герой Вуйко. Он тоже обо многом не говорит, но делает важные, героические вещи. Что с ним будет происходить в новом сезоне? Будут ли какие-то внутренние трансформации?
– Внутри этот персонаж вряд ли меняется. Он только укрепляется в своих мировоззренческих позициях. Герои «Гвардии» представлены не такими людьми, у которых есть ломка или сомнения. Они ведь изначально патриоты и заточены защищать свою родину. Моего героя ждет очень непростой момент – я еще пока точно не знаю, как мы снимем это – принятие очень сложного судьбоносного решения. На Вуйка сценаристы повесили большую ответственность, наверное, потому что изначально он стал играть роль такого старшего брата. В первой части он ведь, будучи бизнесменом, втихаря еду привозил, потом уже стал командиром… Вполне логично, что ему придется принимать сложные и даже страшные решения.
А вот другой герой «Гвардии» знакомый зрителям по первому сезону – Дюк в исполнении Дмитрия Ступки – предстанет перед нами уже немного другим.
– В первой «Гвардии» он – молодой пацан-салага, который, на самом деле, ничего не умеет толком, и из него пытаются сделать солдата, – рассказывает Ступка о своем персонаже. – Там был показан процесс подготовки. А сейчас, по сюжету, прошло пару месяцев – и эти ребята уже что-то повидали, набрались опыта. У моего героя уже другой взгляд, ведь, когда человек проходит через многое, видит смерть, теряет друзей – психика немножко меняется. Он, пожалуй, более уравновешенным становится, более продуманным.
– Вы же смотрели первый сезон? Как вам целостная картина, что получилось?
– Да, конечно, я смотрел. Причем, когда была премьера, я был в Майами и смотрел его там по спутниковому телевидению. По-моему, классно получилось. Конечно, я понимаю, что бюджеты у нас далеко не такие, как хотелось бы, отсюда и многие вещи не такие хорошие, как хотелось бы. Вот хотя бы носитель видео и какие-то другие технические моменты. Не хочу никого обидеть, но когда оператора картины Анатолия Химича привязывали веревками к капоту машины, чтобы снять погони, это просто не укладывалось в голове. Ведь для этого давно существует Russian Arm – машина, которая просто ездит и все это снимает. Но, нужно сказать, что в этот раз, ко второму сезону, как я посмотрю, все немного лучше. И техника уже другая – это даже приятно. Мы ведь первый сезон снимали на blackmagic – это камера, знаете, такая небольшая. А ведь хочется уже снимать такие сериалы, как в Голливуде снимают – как кино: с классными декорациями, с костюмами, круто, качественно.
Съемки второго сезона «Гвардии» действительно проходят с большим шиком в техническом плане, чем первого. Чего стоит только тот факт, что кино решила поддержать Нацгвардия Украины – предоставили настоящую военную технику и даже бойцов.
– Зараз в Україні дуже мало патріотичного кіно. Саме такого, що засновано на реальних подіях, які переживає зараз уся країна, – рассказал нам о решении ведомства поддержать сериал пресс-секретарь командующего Нацгвардией Вадим Голуб, – Адже не секрет, що ця війна зачепила майже всі родини в Україні, і в дуже багатьох людей за ці роки є свій персональний список тих, хто загинув. Ми повинні про це пам’ятати, про це говорити. І наші діти повинні виховуватися на цих подіях, на цьому патріотизмі. І зараз ми в телеефірі та в кінотеатрах можемо знайти багато фільмів, пов’язаних з Другою світовою війною. Але дуже мало фільмів ми маємо про війну на Сході. Тому для нас це рішення було принциповим і важливим. Гвардія повинна булла підтримати серіал «Гвардія».
Исполнительный продюсер проекта Тарас Босак подтвердил: Национальная гвардия довольно оперативно отреагировала на просьбу команды о помощи.
– Проблема в том, что подготовка к съемке велась в очень сжатые сроки, а ведь военные – они все-таки немного бюрократичная структура. Мы же со всеми общались по поводу техники, и, чтобы вы понимали, ВСУ нам до сих пор шлет письмо с каким-то ответом… А в Нацгвардии процесс как-то пошел-пошел – и вот у нас уже есть техника. Причем ребята из юридической службы Нацгвардии работали с нами и на выходных, и поздно вечером отзванивались – ладно мы, для нас такой график нормальный, для них-то нет! Но они пошли нам навстречу, и довольно быстро, как для таких структур, все решили.
– Это правда, что, по сравнению с прошлым сезоном, техническое обеспечение съемок выросло в разы?
– Да, это правда. Когда мы снимали первый сезон, еще практически вся киноотрасль работала на Россию, и почти весь бизнес был под это заточен. Так что своего кинопроизводства в Украине практически не было. И когда возник вопрос о том, чтобы снимать что-то свое, украинское, оказалось, что ни бюджетов нет, ни возможностей особых. Вот и выкручивались, как могли. Когда маленький бюджет – это, конечно, очень плохо, но, с другой стороны, это заставляет хорошенько думать головой, а не делать все просто по технологии, когда надо три вертолета – будет три вертолета, надо десять танков в кадре – проедет десять танков. А вот тут надо десять танков – а танков нет. Так что давайте как-то обманываться, главное, чтобы создать нужное ощущение для зрителей.
– Снимали в прошлый раз, конечно, на дешевенькие камеры, – продолжает Тарас. – Просто была задача, которую в сложившихся условиях мы пытались выполнить. Но вот прошло несколько лет, и все-таки украинское кинопроизводство и телепроизводство чуть-чуть шагнуло вперед: стало больше профессионалов, больше техники. Кроме того, это уже второй сезон – и нам немного легче вести переговоры с разными локациями, с различными службами. Приезжаем, говорим, для какого проекта все это нужно, и люди уже охотнее соглашаются. Да и для самого канала проект стал еще более значимым: он прошел с хорошими рейтингами, так что теперь это имиджевый момент. Поэтому этот сезон, надеемся, будет еще интересней, зрелищней. По картинке мы его стараемся сделать более похожим на боевик, с экшеном.
– Так что теперь все будет красиво взрываться и греметь?
– Да, у нас будут взрывы. Завтра будем взрывать нескольких актеров с каскадерами вместе. С нами работает каскадерская группа Саши Филатова, а пиротехник Саша Суворов будет все это взрывать. По сюжету у нас один из героев гибнет от взрыва миномета. И можно было это дешево сделать, но решили сделать эффектно, красиво. Попробуем даже «КамАЗы» в кадре взрывать, если получится.
О судьбах полюбившихся зрителям героев сериала «Гвардия» мы узнаем уже в этом году – премьеру второго сезона готовят к одному из больших осенних праздников. А о судьбе украинского кинопроизводства, о которой так много говорилось на площадке, надеемся, тоже узнаем очень скоро. Хочется верить, что у нее запланирован не трагический финал.
Світлина Романа Закревського
Марія Ряпулова, «Детектор медіа», 8 червня 2017 року