f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Минуле й майбутнє Ялтинської кіностудії

05.09.2014

Лариса Малюкова, novayagazeta.ru

Ялтинскую киностудию присоединили вместе с Крымом. Теперь решают, что же с ней делать.

Во время своего визита в Крым Владимир Путин на встрече с деятелями культуры 14 августа распорядился поддержать Ялтинскую киностудию, а 27 августа, в день рождения отечественного кино, руководители киноотрасли, директора киностудий встречались с журналистами. Цветущие оптимизмом речи напоминали празднование Нового года в совучреждениях. Докладывали в основном об успехах и достижениях, росте доли нашего кино в прокате. На вопрос «Новой» о судьбе Ялтинской киностудии (тема была заявлена в пресс-релизе первой, но «пропущена» спикерами) глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов, помрачнев, скупо пояснил, что студия находится в частной собственности, сейчас «проводятся переговоры и решаются вопросы, поэтому о развитии студии на сегодняшний день говорить пока рано». Ректор ВГИКа Владимир Малышев добавил, что готов удовлетворить просьбу правительства Крыма и открыть филиал вуза: «Мы не против, но надо подготовить условия. Пока что мы двух крымчан приняли на первый курс. Ялта — земля кинематографическая, и надеюсь, что там все будет развиваться», — завершил он.

А пока правительство «решает вопросы» с очередными хозяевами, взглянем на прошлое, настоящее и будущее одной из старейших в СССР фабрик по производству кино.

Ихтиандр отдает деньги, ценность которым не знает.
«Человек-амфибия»

Первые кинематографисты начали снимать в Крыму в начале прошлого века, а в 1911-м Александр Ханжонков и Василий Гончаров уже демонстрировали монументальную эпопею «Оборона Севастополя» — первый русский полнометражный фильм — в Ливадийском дворце первым зрителям: Николаю II и его семье. Малоизвестный факт: последний самодержец был не только почитателем синема, но и продюсером, по его высочайшему повелению авангардный для своего времени документально-игровой проект был запущен, снабжен историческими консультантами, получил частичное финансирование из казны. Немую картину для пущего эффекта озвучивали прямо в зале (в основном оружейными выстрелами).

1919-й. Успешные киноателье Ханжон-кова, Ермольева, Трофимова национализировали — сформировав единую государственную Ялтинскую кинофабрику.

На протяжении столетия переустройства сотрясали студию. Ее вливали в трест «Востоккино» (1930), передавали «Союздетфильму» (1936), дарили во владение «Мосфильму» (1951). В 1957-м неистовой энергией чиновничьего энтузиазма преобразовали в «Ялтинскую киностудию художественных фильмов». Нашу, как говорил Шкловский, «очень художественную реальность» следовало отражать соответствующими средствами. Через шесть лет кинофабрику превратили в филиал Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Несмотря на организационную чехарду, фабрика кино набирает обороты, используя дивное местоположение для сотворения волшебных миров в «Новом Гулливере», «Золотом ключике», «Алых парусах» Птушко, в «По щучьему велению», «Коньке- Горбунке», «Новых похождениях Кота в сапогах» Роу. И право же, наши доморощенные сказки по выдумке, зрелищности, таланту не уступали Голливуду.

В крымских пейзажах, где «…странный отблеск меловой расщелин древних», время теряет очевидные приметы. Здесь вольготно чувствует себя классика («Садко», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Дама с собачкой) и остросовременные ленты («Друг мой Колька»). И для жанра трудно представить себе больший простор и безграничье натурных видов. На полуострове снимали «Остров сокровищ» и «Детей капитана Гранта»; прорывный для своего времени фантастический хит «Человек-амфибия» (для уникальных подводных съемок нашли бухту с чистой водой Ласпи). Ленту о мытарствах морского дьявола посмотрели более 100 млн зрителей. Гайдаевская комедия «Кавказская пленница» в первый же год собирает более 76 млн зрителей, а камень, на котором студентка-комсомолка-красавица Нина голосом Аиды Ведищевой поет про медведей, становится местом паломничества туристов. Для еще одного прокатного рекордсмена — истерна «Новые приключения неуловимых…» в массовку отбирали ялтинцев: платили 1 руб. 50 коп. за день съемки. Да и для авторского кино в Крыму находилось место: Тарковский с художниками воссоздавал здесь комнату Криса в «Солярисе».

Кинематографическая Мекка в оптическом прицеле камеры превращается в средиземноморские пейзажи, в виды Северной Америки, скалы Африки, европейское высокогорье и даже в заснеженную сибирскую тайгу (финальный эпизод «Девчат»).

Шестидесятые — золотой век «рус-ского Голливуда». В золотую пору советского кино здесь снимался каждый третий фильм, сотни человек в штате, рука об руку работали отечественные и «заграничные» съемщики. Группы могли приезжать налегке: их обеспечивали и массивным техническим оборудованием, и реквизитом.

В конце 80-х «южная база Госкино» стала самостоятельным государственным предприятием — Крымской киностудией «Ялтафильм». В среде кинематографистов студию любили не только за комфортные погодные условия, каникулярное настроение даже в разгар самой сложной работы, но и за реноме «особой удачливости». Считалось: хочешь снять шлягер, команда «Мотор!» должна прозвучать под олеандрами, рядом с древними руинами, под отвесными крымскими скалами. Бестселлерами становились «Пираты XX века», «Человек с бульвара Капуцинов», «Десять негритят» (фильм по роману Кристи Говорухин снимал непосредственно в «Ласточкином гнезде»). И, конечно же, культовая «Асса» Сергея Соловьева — фильм-прощание с СССР, с героем, ищущим путь к личной свободе, снимали среди заснеженных ялтинских пальм.

Кончен бал. Тушим свет и курим солому.
«Асса»

В те же 80-е планов было громадье. На территории основной студии в центре Ялты Госкино планировало построить трехзальный киноконцертный комплекс на 2000 мест с гостиницей… Киностудия (земельный участок площадью 1,4 га на ул. Севастопольская, 4) получила новую территорию на Поликуровском холме, том самом, где похоронен Ханжонков. Поговаривали о переезде… а под шумок распродавали имущество.

Упадок 90-х фактически обанкротил фабрику, а ее территория (более 12 га) всегда казалась лакомым куском для нечистоплотных бизнесменов. Студийные старожилы взывали к общественности, оберегая от распродажи корпусов и золотой земли. Студия выживала за счет оказания услуг заезжим кинематографистам.

В нулевые «Ялтинская киностудия» — совместное российско-украинское предприятие (с 2000-го) — энергично привлекала инвестиции, снова активно начали снимать («72 метра», «Водитель для Веры», «Яды…» Карена Шахназарова, «9 рота», «Обитаемый остров», «Кавказский пленник»). В 2003-м Марлен Хуциев создавал здесь свою «Невечернюю» — незавершенную поэму о встрече Толстого и Чехова, в фильме есть эпизоды, на которых видна Ялта, часть сцен в чеховском доме-музее.

Между тем массовые сокращения продолжались. Гендиректор Дмитрий Таран объяснял это отсутствием средств и единственным способом выживания — налог на землю неуклонно рос. В приказе о сокращении указано: «В связи с прекращением работ по основному профилю…» Студия переориентирована на аренду оборудования и постпродакшн.

— Цель приезда?
— Этнографическая экспедиция.
— Понятно. Нефть ищете?

«Кавказская пленница»

Украинский вектор решили поддержать проектом «Фабрика украинских ремейков». Очередной директор обещал лично заняться компанией по созданию фильмов, в названии ее непременно включить слова «Ялта», «Продакшн» и «Таран». Метод «таран» не сработал, проект заглох. Штат усыхал, последнее сокращение пощадило около двух десятков сотрудников: менеджмент, бухгалтерию, сторожей, электриков — все с символической зарплатой.

Последние годы информация о студии напоминает военные сводки: рейдерские захваты, крышевание бандитами, нечистые на руку руководители-лопахины, мечтающие об одном: раздербанить, распродать участки (пресса писала о продаже «Поликомом-Вест» в 2005-м студийных зданий, построенных в конце ХIХ и в начале ХХ века, по стоимости малогабаритных квартир). В 2008-м депутаты ялтинского горсовета разрешили Ялтинской киностудии изменить целевое назначение части территории (5 из 12,8 га) — планировалось отгрохать аж 70 особняков элитного жилья (земля — примерно $20—25 тысяч за «сотку»).

Старожилы, такие как Валерий Павлотос, проработавший здесь 40 лет, собирали пикеты, заваливали президентов и министров письмами… Останавливали беспредел. Тем временем территория, окруженная колючей проволокой, и сама студия приходили в запустение, привлекая не столько кинематографистов, сколько автолюбителей. Говорят, здесь неплохо чинили машины.

Аполитично рассуждаешь, честное слово.
«Кавказская пленница»

 Выступая в Музее имени Чехова, Владимир Путин рассказал, что вместе с премьером Медведевым они просматривали документы, связанные с отчуждением территории и имущества Ялтинской киностудии в пользу бизнесменов, — но четкого ответа о собственниках так и не получили: «…Какие-то российские собственники, какие-то строительные компании с Украины. Интернациональная бригада, но надо бы их найти», — велел президент, чтобы «договориться с ними цивилизованным образом». (Среди недавних и нынешних собственников значатся российское ООО «СтройСектор», компании «Поликом-Вест», а также основатели московского Национального космического банка Сергей и Андрей Аршиновы.)

Часть средств программы социально-экономического развития Крыма (стоимостью 700 млрд рублей) уже решено направить на развитие культурного потенциала Крыма, а значит, и киностудии перепадет.

Судьбой проблемной кинофабрики и ее активами всерьез озаботился СК во главе с Никитой Михалковым, предложившим возродить Ялтинскую киностудию, создав на ее базе молодежный экспериментальный центр «Дебют». По словам очевидцев, Михалков приезжал вместе с крымским премьером Аксеновым, внимательно осматривал студийные гектары. На знаменательной встрече Путина с работниками культуры Крыма он сообщил президенту, что мог бы «показать наработки по Ялтинской студии», но сослался на отсутствие необходимой аппаратуры в Доме-музее Чехова. Режиссер и кинодеятель доложил, что крымское отделение российского СК уже образовано, что создается и крымское отделение Фонда культуры, возглавит его, судя по всему, Арина Новосельская — министр культуры Крыма.

Министр культуры Новосельская активно подключилась к вопросу: «Нами уже готовится проект постановления Госсовета РК об отмене ряда решений, связанных с киностудией, принятых много лет назад не совсем корректно. Постановление будет принято в ближайшее время. Сегодня наша главная цель — сохранить деятельность Ялтинской киностудии и сделать так, чтобы она принадлежала государству».

Обретет ли «русский Голливуд» вторую жизнь, покажет время. Грустно, но закономерно вот что. На ялтинскую встречу с деятелями культуры, судьбоносную для кинофабрики, и не подумали пригласить тех самых кинематографистов, которые десятилетиями бились за киностудию, отстояли легендарный бренд, не позволили застроить виллами элитную территорию. Тех самых «деятелей культуры», благодаря которым она еще существует.

P.S. 2 сентября правительство Крыма приняло решение принудительно выкупить Ялтинскую киностудию, средства для этого планируется выделить из бюджета республики. Решение крымского совета министров стало первым фактом применения регионального закона о выкупе стратегических объектов, принятого в начале августа.