f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Яким є оптимальний бюджет українського фільму?

31.03.2017

Кінокритик Антон Філатов, «Фраза» провів опитування українських кінопродюсерів, аби виявити, яким, на їхню думку, є оптимальний бюджет українського фільму, аби той окупив себе в умовах чинного вітчизняного кіноринку.

Украинское кино остаётся неприбыльным бизнесом. За последние четыре года в кинотеатрах вышло более 80 отечественных фильмов. Но коммерчески успешные среди них можно пересчитать по пальцам одной руки.

Одна из главных причин, по которым наше кино не окупается, — в том, что кинорынок в Украине малоразвит. Он может принести совсем небольшой доход. Его едва ли хватит на то, чтобы вернуть бюджет фильма. А за пределами нашей страны украинское кино имеет коммерческий успех лишь в исключительных случаях.

В связи с этим мы опросили 17 действующих отечественных продюсеров, задав всем один вопрос: «Сколько составляет максимальный бюджет полнометражного украинского фильма, который мог бы окупиться исключительно за счёт отечественного рынка? Учитывая все возможные каналы доходов. При наиболее благоприятных обстоятельствах».

13 из 17 продюсеров сказали, что окупиться в Украине может отечественный фильм с бюджетом в диапазоне $200-350 тыс.

Сергей Шефир («Слуга народа», «Любовь в большом городе»)

Если кино хорошее, то оно может вернуть на украинском рынке $200-300 тыс.

За такой бюджет можно снять мелодраму или романтическую комедию. Хорошая касса для отечественного фильма — это 10 млн. грн. Касса классного украинского блокбастера — 25-30 млн. грн. (но таких — единицы).

За пределами Украины можно было собрать $20-25 млн. Но это с учётом широкого проката по всему СНГ. Сегодня же, когда российский рынок закрылся, то хорошая зарубежная касса составляет $10-12 млн.

Егор Олесов («Незламна», «Сторожевая застава»)

Если говорить про очень благоприятные обстоятельства, то математика следующая: 30 млн. грн. — бокс-офис, из которых 10 млн. грн. — чистый доход продюсера. Дополнительно до 2 млн. грн. принесёт продажа прав на ТВ и VOD, а также спонсорство и продакт плейсмент. Словом, если фильм станет хитом, то он принесёт в Украине около 12-14 млн. грн. А если это будет просто успешный фильм, то всего 7-8 млн. грн.

При финансировании украинского кино зона риска начинается после отметки $200 тыс. Поэтому в Украине надо снимать кино с максимальным потенциалом для других территорий. Тогда получаются другие цифры. За рубежом наш фильм «Незламна» собрал $11 млн., учитывая все возможные каналы дохода.

Андрей Селиванов («Тени незабытых предков»)

Если речь идёт о качественном украинском фильме, у которого грамотное промо и хороший график показов, то он может собрать около 10 млн. грн.

Отталкиваясь от этой суммы, бюджет фильма должен вписаться в 5 млн. грн. ($180 тыс.). Что касается больших бюджетов, то, к сожалению, без российского рынка нам их не вернуть.

Качественный голливудский фильм у нас может собрать миллион долларов, а известная франшиза — даже больше. Украинскому фильму пока нереально конкурировать с такими блокбастерами, но реально — с комедиями, драмами и триллерами.

Олег Щербина («Урсус», «На линии жизни», «Тройная защита»)

Даже фильмы США в большинстве своём не окупаются исключительно за счёт своего внутреннего рынка. Поэтому разработана очень широкая сетка проката американского кино во всём мире. Но, с другой стороны, это убивает кинематограф любой другой страны. Потому что американские фильмы со своими огромными бюджетами просто вытесняют менее дорогой местный кинопродукт. Практически ни одна другая страна не имеет возможности производить настолько дорогое кино и продавать его по всему миру.

В связи с этим весь мир использует государственную поддержку кинематографа. Потому что если фильм прокатывается только на одном или нескольких рынках, то он сразу же проигрывает конкуренцию. Так что если мы хотим, чтобы наш кинематограф был на высоте, он должен тоже поддерживаться за счёт госсредств.

В нынешних обстоятельствах очень трудно ответить на вопрос, сколько составляет оптимальный бюджет украинского фильма.

Ведь многое кардинально изменилось в последние годы.

В 2013 году я бы ответил на этот вопрос так: украинский фильм должен стоить $1,2-3 млн. (когда курс был 8 грн. за доллар). А сейчас я не могу точно ответить на такой вопрос. Потому что лишь в 2016 году наша киноиндустрия вернулась в нормальный рабочий ритм после краха 2014-го. И она ещё не показала результаты в новых обстоятельствах. По моим ощущениям, сегодня качественный фильм в Украине можно снять за $1,5 млн. Но это огромные деньги.

P.S. Справедливости ради нужно отметить также позитивную роль Голливуда. Стабильный выпуск в прокат высококачественных фильмов позволяет содержать кинотеатры во всех странах мира. Тем самым Голливуд создаёт и помогает содержать прокатную базу для локальных кинопроизводителей. И это, безусловно, позитивное влияние. Кроме того, именно Голливуд предлагает для потребителя разнообразие качественного продукта. Таким образом, необходимо искать баланс между свободой рынка и разумным протекционизмом. Это позволит обеспечить разнообразие продукта — как жанровое, так и культурно-ментальное и при этом не потерять ориентированную на потребителя рыночную саморегуляцию киноиндустрии.

Сергей Лавренюк (SELFIEPARTY)

До $200 тыс.

Юрий Минзянов («Припутни», «Тайны и ложь»)

Если речь идёт об арт-мейнстриме, то максимальный бюджет — $100 тыс. Если жанровое кино, то при благоприятных обстоятельствах может быть со скрипом $250-300 тыс.

Иван Букреев («Инфоголик»)

Хороший результат по кинотеатральным сборам украинского фильма составляет 10-12 млн. грн. Но в большинстве своём наши фильмы собирают меньше. И лишь единицы — больше этой суммы.

Но если бокс-офис составил 12 млн. грн., то создатель фильма получит где-то 4-5 млн. грн. Продажа прав на ТВ может принести от 300 тыс. грн. до 1 млн. грн. Правда, случается и такое, что канал покупает фильм за символическую стоимость в обмен на промо.

Дополнительный доход можно получить с продакт плейсмента и спонсорства. С учётом всего фильм может вернуть 6-7 млн. грн. И если из этой суммы вычесть затраты на продвижение, то получится, что бюджет фильма, который имеет шанс окупиться, — в районе $200 тыс. Но снять кино за такую сумму очень трудно. Это реально далеко не во всех жанрах.

Поэтому фильмы необходимо создавать, прицеливаясь на широкий прокат на ТВ и за рубежом.

Касательно фильмов, которые снимаются по госзаказу, то они практически никогда не возвращают вложенные в них средства.

Зачастую это оправдывается тем, что они способствуют построению украинской культуры. Но если подобное кино собирает где-то 20 тыс. зрителей, то как это может повлиять на 42-миллионную страну? В такой ситуации любой сериал на телевидении, даже вне ТОП-6 каналов, намного больше влияет на соотечественников, нежели любой прокатный фильм. Надеюсь, что уже в 2017–2018 годах эта ситуация изменится. И копродакшн принесет новые отечественные блокбастеры, которые если и не окупятся, то станут действительно массовыми.

Сергей Антонов («Под электрическими облаками»)

При благоприятных обстоятельствах — до $300 тыс.

Все, что выше, имеет неоправданные риски.

Виктор Вильгельм («Осенние воспоминания», «Люблю и точка»)

Если жанровое кино, то около $150 тыс. Если авторское, — не больше $100 тыс. Это слишком маленькие суммы, чтобы снимать кино. Но всё же можно попробовать...

Кинотеатров в Украине мало, так что они приносят слишком небольшой доход. С телеканалами тяжело договориться — они не соглашаются брать наши фильмы. Продакт плейсмент не эффективен. А показы в Интернете не приносят денег, так как наш зритель не готов платить за что-либо в сети.

Говорить об окупаемости украинского кино сегодня рановато. Всё, что снимается сегодня, — это работа на будущее.

Максим Асадчий («Поводырь», «Братья. Последняя исповедь»)

Учитывая ситуацию на рынке — 5,5 млн. грн. ($200 тыс.)

Владимир Хорунжий («Синевир», «Влюблённые в Киев»)

За $350 тыс. я могу снять кино, которое окупится и немного заработает. Общий доход, который может принести наш фильм на территории Украины, учитывая кинотеатры, ТВ и Интернет, находится в диапазоне $600 тыс. — $1 млн.

Например, в Эстонии, где всего лишь 150 экранов на всю страну, создаётся кино с бюджетом $150 тыс. Это для них оптимальная стоимость фильма, который можно окупить.

Но ставить себе за цель снять фильм, ориентированный только на Украину, — очень глупый вариант. Надо обязательно пытаться выйти с картиной ещё и за пределы нашей страны.

Это должен быть жанровый, коммерческий фильм. Никаких агитпропов, на которые не пойдёт ни наш, ни, тем более, зарубежный зритель. Ориентир в построении киноиндустрии в Украине — не Франция, а Польша, Румыния и Южная Корея.

Анна Паленчук («Родные», «Мариуполис», «Истальгия»)

Выйти в «плюс» можно с украинским фильмом, бюджет которого составляет $300-500 тыс. Всё зависит от жанра. Комедии всегда собирают больше.

Но сегодня стоит задумываться не о бюджетах, а о нестандартных подходах к промоции фильма. Зритель, который идёт на голливудское кино, сильно отличается от того, который отдаёт предпочтение украинскому. Сейчас важно срастить эти две аудитории.

К сожалению, бюджеты многих фильмов завышены. И, конечно же, у нас бюджеты мизерные, и мы не можем сопоставить наши фильмы с голливудскими.

Сегодня в Украине Держкино даёт возможность снимать кино, которое очень важно для имиджа Украины.

Например, «Родные» Виталия Манского — это далеко не блокбастер. Но мы показали его на престижных международных кинофестивалях. И благодаря этому он рассказал о современной Украине всему миру так, как это не сделал ни один наш коммерчески успешный фильм. Теперь фильм выходит в прокат, но большого бокс-офиса мы не ожидаем. Только жанровое кино в Украине может вернуть вложенные средства — комедии, экшн, фэнтези. Мы можем научиться снимать качественно и бюджетно. И дать украинскому зрителю новые любимые украинские фильмы.

Елена Ершова («Свидания вслепую», «Люби меня», «Иней»)

Конечно, можно просто ответить на такой вопрос: украинский фильм с бюджетом 300 тыс. евро окупится. Но какой это фильм? Какое у него качество? Может, он принесёт больше вреда, чем пользы? Может, опустит вкусы зрителя ниже плинтуса?

Вопрос тут не конкретно в бюджете отдельного фильма, а в развитии всей индустрии. Комплексно. Для этого нужна масштабная стратегия.

Можно, конечно, порадоваться за прокатный успех некоторых отечественных фильмов. Их авторы рассказывают, что их лента вышла в «ноль». Но при этом умалчивают, что они не до конца рассчитались со съёмочной группой. Можно ли в таком случае говорить, что их фильм окупился?

Игорь Савиченко («Поводырь», «Братья. Последняя исповедь», «Когда падают деревья»)

Более или менее точно можно ответить на этот вопрос, говоря только о комедиях. В случае с любыми другими жанрами сборы непредсказуемы. И если кто-то будет пытаться ответить на такой вопрос, оперируя конкретными цифрами, то это лишь от самонадеянности или непонимания процесса.

Украинская комедия может собрать до 40 млн. Возможно, «Слуга народа 2» дотянет до такой отметки.

В других жанрах необходимы более дорогие технические средства и пантеон звёзд, чтобы конкурировать с голливудскими фильмами, к которым привык зритель. А сборы при этом будут значительно ниже.

Например, к социальному кино наш зритель не приучен. Но этот рынок постепенно расширяется — так же, как и по всей Европе.

Еще одна важная особенность украинского проката — мало залов за пределами мегаполисов, а именно там находится основной зритель украинского кино. И высочайший, просто гигантский уровень пиратства, причина которого, в том числе, лежит в узком репертуаре кинотеатров и слабом покрытии залами вне больших городов. Но даже в Киеве лишь несколько кинотеатров могут порадовать зрителя хорошим авторским кино и делают это осторожно, показывая только фестивальные хиты.

По своим будущим фильмам могу сказать, что «Трое» соберут в прокате 6-9 млн. грн., а «Брама» — 4-6 млн. грн. Менее предсказуемая ситуация по фильмам «Когда падают деревья» и laquo;Путь мертвеца» — тут может быть и 1 млн. грн, и больше 10 млн. грн.

Артём Колюбаев («Правило боя», «Киевский торт»)

Одним из наиболее успешных украинских фильмов последнего времени стала комедия «Слуга народа 2». По последним данным, в кинотеатрах она собрала больше 20 млн. грн. Непосредственно создателям фильма в руки попадает 35% от этой суммы — около 7 млн. грн. Кроме того, права на фильм можно продать на ТВ, за что они получат ещё от $10-40 тыс. (300 тыс. грн. — 1 млн. грн.).

Ещё можно продать права онлайн-кинотеатрам, что принесёт дополнительные $10-15 тыс. (около 300 тыс. грн.) То есть около 8 млн. грн. фильм может заработать в Украине. И это в лучшем случае. Но создание «Слуги народа 2» стоит намного дороже, чем 8 млн. грн.

Словом, окупить украинский фильм только на украинском рынке невозможно. Например, на создание «Правила боя» мы потратили $500 тыс. (14 млн. грн). Так что мы сразу понимали, что нужно выходить в другие страны.

Владимир Филиппов («Гнездо горлицы», «Иван Сила»)

Нисколько! На внутреннем рынке невозможно окупить дорогой проект, так как у нас слишком мало экранов, ТВ не доверяет национальному продукту, а Интернет ещё не имеет постоянных точек продажи именно украинского контента, и он «тонет» в сети. Дешёвый в производстве продукт не интересен публике ни в одном из сегментов реализации. Ведь за 25 лет независимости наш зритель стал зависим от иноязычного зарубежного контента, внедряющего иные модели мировосприятия.

Нам необходимо создавать продукт в привязке к мировым тенденциям кинорынка. Тому есть удачные примеры: анимация, фестивальные изыски и телевизионный контент, рассчитанный на русский рынок.

Также нужно создавать фильмы, пытающиеся рассказать наши, локальные истории, сделанные на основе принципа «Мы, про нас, для себя». Такое кино обречено на финансовый провал, но оно необходимо! В нём открывается новый украинский киногерой, так необходимый нашему современному обществу в сложнейших условиях необъявленный войны. И это должен быть не фанерный «герой», а сложный многогранный образ, отображающий наши чаяния.

Кино — зеркало национального самосознания. Кроме нас самих, никто фильмы о нашем создавать не будет. А окупаемость придёт, когда мы начнём интересоваться собой и уважать себя.

Например, в Турции около 60% кассовых сборов приходится на локальный контент. Есть над чем нам задуматься.

Дмитрий Белинский («Никита Кожемяка»)

В жанре анимации, учитывая нынешнее положение украинского кинорынка, это невозможно. Кинотеатров мало, цена билетов низкая.

Производство анимационного фильма стоит намного дороже, чем создание игрового кино. Поэтому изначально нужно ориентироваться на продажу фильма на другие территории.

Полный список стран, в которых будет прокатываться «Никита Кожемяка», я смогу перечислить в конце года, потому что со многими мы ещё ведём переговоры. Но уже сейчас могу сказать, что фильм будет показываться во всех странах Латинской Америки, в большинстве азиатских государств, а также в Польше, Англии, Турции, Румынии, Болгарии и т.д. Не во всех из этих стран будет именно кинотеатральный прокат.

Антон Філатов, «Фраза», 3 лютого 2017 року