Хто боїться «Золоту Дзиґу»?
22.02.2017
Подаємо репортаж видання «Медіаняня» з презентації Української Кіноакадемії та Національної Кінопремії «Золота Дзиґа», що відбулася 20 лютого 2017 року.
Хотите немного непримиримых дебатов, иногда перерастающих в мордобой? Заявите, что создаете в Украине кинопремию.
Тут же найдутся те, кто заявит, что свой «Оскар», BAFTA, «Сезар» или Премия имени Дадасахеба Фальке Украине не нужен, потому что фильмов вообще нет (или почти нет) а те, что есть, внимания не заслуживают, и вообще премия уже есть (и не одна). А еще – что кто-то пытается на этом заработать или украл чужую идею.
Но в индустрии премий и наград работает детсадовский закон «кто первый встал, того и тапки», а идея создания Украинской Киноакадемии, выдающей национальную украинскую кинопремию, названную «Дзига» в честь одного из самых влиятельных украинских кинематографистов, оригинальностью не отличается. Наоборот, тапки давно лежат и стынут – ждут, пока кто-то проснется и заявит на них свои права. Что же касается претензии о нехватке фильмов, то она столь же неконструктивна, как спор о курице и яйце. Сложно сделать селебрити из людей без премии, сложно сделать премию без селебрити: нужно на глазок догадаться, когда сформируется критическая масса и того, и другого.
Все это предисловие имело место до 20 февраля 2017 года, когда в VIP-зале кинотеатра «Оскар» кто-то – в лице президента ОМКФ Виктории Тигипко, главы Госкино Филиппа Ильенко, а также Алика Шпилюка, Юрия Минзянова (Star Media) и полусотни журналистов и кинокритиков – перешел, наконец, Рубикон. Киноакадемия и Кинопремия созданы. Обсуждать теперь нужно, не какой в них смысл, а как теперь с ними работать.
Кстати, те, кто подозревал за организаторами какие-то претензии на копирайт, здорово разочаровались в первые же минуты.
– Мы не считаем нужным изобретать колесо, – начала Виктория Тигипко. – Для нас очевидно, что создание Украинской Киноакадемии и Украинской кинопремии созрели. Но придумывать в этом вопросе нечего – все уже придумали за нас. Мы изучили структуру и стандарты работы многих международных кинопремий – особенно нас вдохновила Британская BAFTA – и заимствовали их опыт.
Что в итоге пока получилось – докладываю.
Создается Украинская Киноакадемия. В нее войдут академики – сами, которые проявят желание. Они выберут победителей в 14 номинациях. А впервые вручат премию, которая получила название «Золотая Дзига», уже 20 апреля. Церемония состоится в Fairmont Grand Hotel в Киеве.
Украинская Киноакадемия будет иметь статус общественной организации. До 20 марта будут приниматься заявки на участие от творческих команд фильмов, а уже с 21 марта по 18 апреля академики первого созыва будут голосовать за кандидатов.
Участвовать в конкурсе могут фильмы, вышедшие в прокат и/или участвовавшие в фестивалях с 1 января по 31 декабря предыдущего (то есть 2016-го) года. Может, хотя бы благодаря этой премии мы получим точные сведения о том, какие фильмы где и когда выходили в прокат.
Впрочем, в будущем одним только вручением раз в год премии Киноакадемия не ограничится: главной задачей организация ставит себе популяризацию украинского кино в стране и за ее пределами, а значит будет не только устраивать вечеринку-междусобойчик, но и образовательные программы проводить, и ознакомительные показы для зрителей.
Как рассказал арт-директор премии Алик Шпилюк (хотя я не думаю, что эта должность значит то, что значит по мнению организаторов), управлять работой Киноакадемии будет Правление – 15 академиков. Именно Правление будет принимать заявки и формировать из них шорт-лист, утверждать новые направления деятельности и новые номинации. Исполнительным директором Украинской киноакадемии и Национальной кинопремии для операционного управления процессами назначили директора по маркетингу ОМКФ Анну Мачух.
Чтобы стать не просто академиком, а войти в Правление, достаточно номинировать себя в руководящий орган в онлайн-форме заявки на членство.
Филипп Ильенко мужественно взял на себя обязанность отбиваться от нападок по поводу растранжиривания государственных денег.
Премия «Золотая Дзига» не денежная. Это статуэтка (дизайном которой сейчас занимается художник Назар Билык) и связанный с ней престиж. Поэтому никаких материальных выгод, кроме украшения на полку, победители не получают. Зато получают нематериальные – как, впрочем, и лауреаты «Оскара».
Кстати, о номинациях – уже известны и они. «Золотая Дзига» будет вручаться в категориях:
- Лучший фильм
- Лучший режиссер-постановщик – премия имени Юрия Ильенко
- Лучшие актер/актриса в главной роли
- Лучшие актер/актриса второго плана
- Лучший оператор-постановщик
- Лучший художник-постановщик
- Лучший сценарист
- Лучший композитор
- Лучший документальный фильм
- Лучший анимационный фильм
- Лучший короткометражный игровой фильм
- За вклад в развитие украинского кино
Последняя номинация взята под шефство Национального союза кинематографистов Украины, и именно они будут рекомендовать лауреата.
Среди партнеров Киноакадемии и кинопремии – инициатор создания ОМКФ, Госкино, «ТАСКОМБАНК», Star Media. Впрочем, затраты на организацию премии несоизмеримы с организацией того же ОМКФ:
– Это украинские кинематографисты. Понятно, как они будут добираться до церемонии: не нужны сотни волонтеров, чтобы им переводить, не нужно искать, как бы им купить билеты. Это не привезти из Японии на церемонию закрытия съемочную группу фильма, что обошлось почти в полмиллиона гривен – и они еще летели не бизнес-классом! У Украинской Киноакадемии принципиально другой порядок расходов, слава богу.
А вот вопросы из зала звучали достаточно интересные. Например:
– Переводить премию «Золотая Юла» нельзя?
– Ну Дзига Вертов не взял же себе псевдоним Юла! – возмутились собравшиеся.
– А не хотите ли вы ввести какую-то более международную номинацию?
– Какую? – удивился Филипп Ильенко. – Лучший запрещенный российский фильм, что ли?
– Не получится ли с членами академии как с Национальной полицией – все пойдут, а потом все сбежат?
– Мы же не берем академиков на работу, при чем тут Нацполиция. Киноакадемия – инициатива индустрии, а не государства, мы ее просто поддерживаем. Я понимаю, все хотят искать зраду и где тут происходят махинации.
– Не хотите ли вы с украинским «Оскаром» создать и украинскую «Золотую малину»?
– Антипремия – идея интересная, конечно, но энтузиасты провести «Золотой унитаз» найдутся быстро. Людей, которые «любят» украинское кино, у нас много.
Я же отправилась выяснять кое-какие подробности из первых уст Виктории Тигипко:
– Сейчас в Украине создается порядка 300 картин, если считать не только полный метр, но и короткий, и анимацию, и документальное кино. Это, по нашему мнению, достаточное количество, которое уже требует создания прозрачной, максимально объективной премии.
– Мы с вами уже обсуждали ваш интерес к разным жанрам аудиовизуального контента, не только к кино. Многие премии, та же BAFTA, награждают не только кино.
– Да, мы работаем и в этом направлении. И хотим привлечь все формы аудиовизуального контента в будущем – в первую очередь телевидение, но и диджитал, и новые медиа, и гейминг. Это интересные и живо развивающиеся индустрии. И дело ведь не только и не столько в премии.
Украинскому кино важно коммерциализироваться. Для этого нужна академия, которая могла бы обучить знаниям новых методов и технологий, бизнес-стратегий, платформ, в конце концов, профессиональному английскому. Без этого обучения невозможно существование работающей, живой киноиндустрии.
– Насколько я понимаю, первым на очереди будет телевидение?
– Да, они хотят, у них уже есть планы по развитию и продвижению контента.
– Я к тому, что Украинская Телеакадемия давно существует и ежегодно вручает «Телетриумф».
– Это их же инициатива с нами сотрудничать. Ольга Захарова много интересного предложила по созданию Киноакадемии, у них есть понимание того, что нужно интегрироваться, что есть смысл объединяться и работать на одной прозрачной платформе.
– Почему премия в апреле? Обычно же в феврале-марте вручают.
– Мы постарались, чтобы не было оверлапа с фестивалями, кинорынками и другими важными мероприятиями, и вторая половина апреля нам показалась самой уместной.
Вот с таким посылом я и отправилась изучать регламент Киноакадемии. И при прочтении подумала, что вручение «Золотой Дзиги» может принести еще один неожиданный бонус всей индустрии: ежегодное дефиле по красной дорожке и попытки профессионально подойти к оценке себя и друг друга могут, наконец, заставить участников кинопроцесса снова выработать какой-то внутрииндустриальный этикет. Пока что его в кинопроизводстве очень не хватает.
Фото Кирила Авраменка
«Медіаняня», 21 лютого 2017 року