f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Кінокритик Антон Долін про фільм Аскольда Курова «Процес»

11.02.2017

Російський кінокритик Антон Долін — про очікувану прем'єру на Берлінале документальної стрічки Аскольда Курова «Процес» про судилище над українським кінорежисером Олегом Сенцовим.

Антон Долін, Meduza

В рамках секции Berlinale Special едва ли не самое громкое событие — «Процесс», документальная лента российского режиссера Аскольда Курова. Именно этим фильмом отмечает свое 30-летие Европейская киноакадемия, штаб которой находится в Берлине. А все потому, что картина посвящена процессу Олега Сенцова, украинского режиссера, приговоренного к 20 годам заключения на крайнем севере России по обвинению в террористической деятельности.

Солидарность с Сенцовым, дело которого называют сфабрикованным, выражают его коллеги по всей Европе и всему миру; его имя на Берлинале звучит каждый год. Неудивительно, что первая картина об этом кафкианском процессе, сделанная автором нашумевших документальных картин «Зима, уходи!» и «Ленинленд» Куровым, оказалась в центре внимания. Так что о русских вовсе не забыли, никуда их не отодвинули. Фильм на русском языке и о современной России — одна из самых востребованных и ажиотажных премьер фестиваля.

От памятника Ленина на привокзальной площади Симферополя, в намерении взорвать которую обвинили Сенцова (ни одного доказательства на процессе предъявлено не было) до другого, заснеженного Ленина в Якутии, где отбывает срок Сенцов. От первых профессиональных шагов режиссера, бывшего геймера (его первый и единственный фильм называется «Гамер»), до речи Александра Сокурова, лично умоляющего Путина помиловать Сенцова. От частной истории очередного абсурдного процесса, каких в России достаточно, до мощного последнего слова Сенцова, имеющего отношение ко всем, кто найдет в себе мужество прислушаться.

Это зрелая, здравая, серьезная, лишенная игр в «художественность» картина — увлекательная и трагическая история одиночки, принципиальность и бескомпромиссность которого так контрастируют с нормальными для постсоветского пространства цинизмом и аморализмом.

Неясно, покажут ли «Процесс» в России. Было бы нелишне, ведь многие до сих пор ленятся прочитать открытые материалы дела и убедиться в том, что вина Сенцова не доказана — а тут за час с хвостиком основные аргументы сторон изложены последовательно, честно и беспристрастно, без авторского комментария. Но фильм существует, и это главное: значит, так или иначе, его увидят. 

Антон Долін, Meduza, 10 лютого 2017 року