f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Дарія Бадьйор про українську участь у Каннському МКФ і пресові міфи, що її оточують

01.05.2016

Член Міжнародної федерації кінопреси FIPRESCI, редактор відділу культури LB.ua Дарія Бадьйор опублікувала допис у Фейсбуці про цьогорічну українську участь у програмах Каннського МКФ і пресові міфи, що її оточують.

Давайте попробуем разобраться с новостями а-ля "украинский фильм покажут на Каннском кинофестивале".

Новость "Український фільм потрапив до шорт-листа Каннського кінофестивалю" – это не новость. У Каннского кинофестиваля нет "шорт-листа", это не "Оскар", он работает по другому принципу.

На Каннском кинофестивале две основные конкурсные программы. Полнометражная (Competition) – это та, куда отбирают Долана, Рефна и другие нямки, за которыми мы потом целый год охотимся на фестивалях. Этот конкурс судит одно жюри, в этом году его возглавляет Джордж Миллер.

Короткометражная (Court métrage) – это 9 фильмов, которые судит другое жюри. Этот тот конкурс, где когда-то победили Стрембицкий и Врода. Параллельно с ним проходит конкурсная программа The Cinéfondation – это еще 15 коротышек, которые посылают киношколы.

Вторая по важности конкурсная программа – "Особый взгляд" (Un Certain Regard), там только полные метры и свое жюри.

Вот пресс-релиз с участниками этих программ>>>.

Есть "Неделя критики" (Semaine de la Critique) – там полный и короткий метр, первые и вторые фильмы режиссеров. Это тот конкурс, где Мирослав Слабошпицкий взял три приза со своим "Племенем" в 2014-м.

Есть "Двухнедельник режиссеров" (La Quinzaine des Réalisateurs) – тут тоже две части: полный и короткий метр, который отбирает отдельная команда.

Все это – КОНКУРСНЫЕ программы, куда отбирают фильмы специально обученные люди. Фильмы судят куча разных жюри – от основного до жюри "Золотой камеры", которое присуждает приз за лучший дебют. По результатам работы жюри фильмам дают (или не дают) ПРИЗЫ.

В этом году ни в одной КОНКУРСНОЙ программе Каннского кинофестиваля нет НИ ОДНОГО украинского фильма.

Short Film Corner – это не программа Каннского кинофестиваля. Сам фестиваль его позиционирует как площадку для встреч режиссеров короткометражного кино. Это можно понять из названия – "Угол короткометражного кино". Чтобы туда податься, нужно заплатить взнос 85 евро – твою заявку рассматривает комиссия, которая проводит минимальный отбор (чтобы не показывать всякую графоманию, это очевидно). Тут не проводится конкурс на лучший фильм, мировой славы режиссеры тут не получат и, уж тем более, не представят свою страну на международной арене. Что они сделают, так что это научатся говорить о своем кино с чужими людьми и познакомятся с коллегами из других стран.

Кстати, можете посмотреть, какие украинские фильмы на Корнере в этом году – вот есть каталог, где справа можно выбрать Ukraine в графе "страна">>>. Всего их 40 штук, включая ко-продукции с другими странами.

Та же история с кинорынком. Каннский кинорынок – это отдельная часть кинофестиваля, работающая по своим законам и правилам. Попасть на показы кинорынка можно только с соответствующей аккредитацией. "Фильм "Блаблабла" представит Украину на кинорынке" – это странная формулировка. Все, что фильм "Блаблабла" представит на кинорынке – это фильм "Блаблабла" и то, какой продюсер молодец, что заплатил сколько-то там евро за показ в одном из залов. Представлять Украину можно на конкурсных программах, а не на кинорынке. Кинорынок – это бизнес, где продают фильмы. Со стороны продюсеров логичнее было бы писать, что они продают украинское кино на международном кинорынке, не надо чесать про представительство Украины. А если вы молодой журналист и плохо разбираетесь в работе кинорынка, поговорите с украинскими продюсерами, которые ездят на кинорынок работать. С Денисом Ивановым, например. И с фестивальными отборщиками, которые видят кинорыночный процесс немного с другой стороны – в этом году туда, как обычно, едет и "Молодость", и ОМКФ.

Вот что представляет Украину на кинорынке – так это национальный павильон в Village International. В большинстве случаев – это такая приличного вида палатка, где представители киноиндустрии рассказывают про то, какое классное у них в стране кино, локации для съемок и все такое, организовывают коктейли, куда заманивают других представителей национальных павильонов, чтобы наладить хоть какие-то профессиональные связи. В этом году организацией работы украинского павильона занимается "Молодость", если что.

Подведем итоги. Если украинский фильм (любой) собираются показать на Short Film Corner или на кинорынке, это не означает, что его отобрали для показа на Каннском кинофестивале. Я понимаю, что нам всем хочется пишатись, но давайте будем пишатись по делу. У нас есть, как минимум, два режиссера, которые попали в условную каннскую обойму, и их следующие фильмы будут точно рассматриваться отборщиками как серьезные претенденты на попадание в какую-то из конкурсных (или внеконкурсных, но все же официальных ) программ. Это Сергей Лозница и Мирослав Слабошпицкий.

Остальные режиссеры пока что учатся. И Канны – это отличный для них опыт.

Вроде я ничего не перекрутила. Если что, поправьте меня, пожалуйста.

В следующей серии кинематографических MythBusters – "Украинский фильм номинировали на "“Оскар”".

Дарія Бадьйор, 29 квітня 2016 року