f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Ілюзії та реальність. Гід фестивалем Docudays UA

25.03.2016

Подаємо статтю кінокритика, члена НСКУ і Міжнародної федерації кінопреси FIPRESCI Олександра Гусєва про програму цьогорічного ХІІІ Міжнародного фестивалю документального кіно про права людини Docudays UA. 

Олександр Гусєв, спеціально для "УП.Культура"

Лейтмотивом программы XIII Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA, который с 25 марта по 1 апреля пройдет в Киеве, стало переплетение иллюзии и реальности, искусства и пропаганды, подчас столь трудноразличимых.

Организаторы сделали символом смотра искажённую эмблему московской Олимпиады 1980 года: выстроившиеся в нестройную, зыбкую шеренгу "олимпийские мишки" словно олицетворяют осколки тоталитарного прошлого, которое и в настоящем сохраняет привлекательность для многих наших соотечественников.

Конкурсная программа фестиваля, традиционно включающая секции "Docu/Жизнь", "Docu/Право" и "Docu/Коротко", в этом году пополнилась смотром украинских короткометражек "Docu/Украина".

Главной программой внеконкурсной части фестиваля станет подборка "Сквозь иллюзии", отражающая центральную тему Docudays UA-2016. В "Docu/Хитах" традиционно будут представлены наиболее титулованные картины сезона.

В центре программы "Противо-дейстивие" — подлинные герои, сражающиеся с несправедливостью и облегчающие участь обитателей социального дна, брошенных на произвол судьбы государством. Проблеме беженцев, ее социальному и нравственному аспектам будет посвящена программа "Путники".

Кроме этого, внеконкурсная часть фестиваля включает в себя секции "Docu/Арт", "True/False", "Божественная пятёрка из Дании", "Docu/Техно" и "Docu/Юность", адресованную подрастающему поколению любителей документалистики.

Предлагаем более подробно остановиться на самых интересных фильмах некоторых программ фестиваля.

"DOCU/ЖИЗНЬ"

Varta1 нашего соотечественика Юрия Грыцыны известна в синефильских кругах как самое необычное кинопроизведение о Революции Достоинства.

Повествование выстроено на аудиозаписях переговоров, которые вели львовяне, объединившиеся "зимой тревоги нашей" в добровольческий автопатруль "Варта".

При этом в качестве визуального ряда для напряжённых, экспрессивных диалогов с перебранками и описаниями погонь подобраны нейтральные кадры львовских спальных районов и промзон, снятые много месяцев спустя после революционных событий.

Фильм Грыцыны — горькое свидетельство того, как быстро могут сходить на нет, растворяться в повседневности гражданские порывы, не подкреплённые институциональными преобразованиями.

В другой украинской картине "Алиса в Стране войны" Алисы Коваленко и Любови Дураковой драматические перипетии современной украинской истории, напротив, представлены с предельной непосредственностью.

Одна из постановщиц картины выступает главным героем повествования, свидетелем и участником событий в зоне АТО, раскрывая аудитории тот опыт существования в боевых условиях, который ещё несколько лет назад казался в нашей стране непредставимым.

Фильм "Битвы" бельгийки Изабелль Толленаре повествует о мире, в котором войны вроде бы ушли в прошлое, однако авторы приходят к выводу, что прошедшие боевые действия остаются неотъемлемой частью настоящего.

Воспоминания о жертвах и ужасах оккупации, идеи военных доктрин, мечты о героических свершениях на поле боя и боевой мощи родины искажают сознание граждан мирной Западной Европы (не говоря уже о россиянах) не в меньшей степени, чем послевоенный ландшафт — бункеры, остатки оборонительных сооружений и склады, ставшие кладбищем устаревшей военной техники.

"DOCU/ПРАВО"

Возобновлению мирной жизни в Украине посвящён фильм Юлии Гонтарук "Десять секунд". Действие разворачивается в Мариуполе, в кварталах, подвергшихся артиллерийскому обстрелу боевиков.

Через образы местных жителей режиссёр раскрывает внезапное вторжение ужаса войны в привычную повседневность и при этом заставляет задуматься о роли украинского общества в послевоенном возрождении.

Наиболее же выразительно в этой секции представлено противостояние личности, сообщества гражданских активистов и тоталитарного государства.

Картина россиянки Марии Павловой "Дорогой дядя Вова" повествует о молодой женщине, чья личная жизнь обернулась изнурительными судебно-бюрократическими мытарствами после того, как её возлюбленный был арестован по "Болотному делу".

Герои ленты иранца Нимы Сарвестани "Сказавшие нет" сами пытаются привлечь к суду ответственных за преступления, жертвами которых стали они и их близкие в ходе первых волн репрессий, проводившихся после победы Исламской революции.

Однако восстановление справедливости оказывается сложным и опасным делом, поскольку преступники по-прежнему занимают видные посты в правительстве Ирана.

Со схожими трудностями приходится столкнуться героине ленты Нанфу Вонг "Задиристый воробей". Требуя от китайских властей возбудить дело против директора школы, насиловавшего учениц, она сама оказывается мишенью уголовного преследования и общественного остракизма.

Совсем другой образ человека, вступающего в бой с государственными институтами и общественными представлениями, изображен в картине "Среди верующих" Гемаль Триведи и Мохаммеда Али Накви.

Её центральный персонаж — известный исламистский проповедник Абдул Азиз Гази, сторонник ИГИЛ и один из лидеров талибской оппозиции в Пакистане.

Фильм раскрывает духовный мир, религиозные и этические представления этого человека, а также показывает его успешную деятельность в качестве вербовщика детей и подростков в стан джихадистов.

"DOCU/КОРОТКО"

Последствиям действий людей, подобных Азизу Гази, посвящён фильм "#73" иракца Рекеша Шахбаза.

Вынесенное в название число подразумевает порядковый номер геноцида, переживаемого в настоящее время курдами-езидами, которые на протяжении практически всей своей истории из-за специфической религии подвергались притеснениям со стороны соседей, нередко доходившим до массовых истреблений.

Вместе с главным героем ленты, который пытается отыскать родителей, живших в разорённых боевиками ИГИЛ селении, режиссёр движется по дорогам и тропам, заполненным караванами беженцев, посещает деревни, погружённые в траур по убитым жителям и изнывающие от нехватки продовольствия и медикаментов.

"#73" предстаёт картиной настоящего конца света, переживаемого одним народом, но при этом полон сценами поддержки, оказываемой друг другу людьми, которые пребывают на краю гибели.

Тем, кто сумел покинуть родную землю, охваченную войной, и, преодолев все тяготы и смертельные опасности пути, добраться до Европы (возможно, лишь затем, чтобы быть отправленными обратно), посвящено "Бремя доказательств" немца Стефана Кессиссоглу.

В центре сюжета здесь оказывается борьба за получение статуса беженца теми, кто не может предоставить чиновникам европейских институций доказательств более убедительных, чем воспоминания о пережитых ужасах.

"DOCU/УКРАИНА"

Тема бегства с родины и его ментальной неосуществимости звучит и в "Доме" Анны Корж. "Дом" рассказывает о жительнице Луганской области, которую стремление защитить сына от опасности вынуждает уехать в Киев, а тоска по матери — вернуться в родной город.

Событиям на востоке посвящён ещё один фильм конкурса — "Люди, пришедшие к власти" Алексея Радинского и Томаша Рафа. Снятая весной 2014 года картина предстаёт уникальным свидетельством начального этапа сепаратистского движения.

Немало отечественных короткометражек повествует и о борьбе активистов с криминально-олигархическим произволом, отвоевывающим утраченные позиции. Здесь стоит выделить картину Николая Дондюка "Всё идёт по плану" о противостоянии незаконным застройкам, ведущимся в центре столицы при попустительстве властей и под защитой юных головорезов.

"СКВОЗЬ ИЛЛЮЗИИ"

Превратностям построения гражданского общества на руинах тирании посвящены и "Украинские шерифы" Романа Бондарчука, удостоенные специального приза жюри на престижном Международном фестивале документального кино в Амстердаме.

Фильм рассказывает о двух уроженцах села в Херсонской области, которые с согласия местных жителей поддерживают порядок в округе.

Содержащаяся в названии отсылка к американскому Дикому Западу отнюдь не случайна — картина изображает своеобразный украинский фронтир, пространство нищеты и упадка, в котором доброжелательные, снисходительные к местным жуликам и алкоголикам дружинники оказываются чуть ли не единственными представителями власти.

Действие "Демократов" датчанки Камиллы Нилльсен разворачивается в Зимбабве, вотчине старейшего в мире государственного руководителя и жестокого диктатора Роберта Мугабе.

Воодушевление оппозиционеров, повершивших, что ослабивший тиски режим позволит принять демократическую конституцию, уступает место холодной решимости бороться за преобразования, когда становится понятным, что тирания вовсе не собирается идти на уступки.

"Грозный-блюз" итальянца Николы Белуччи рассказывает о четырёх правозащитницах, работающих в самом варварском уголке путинской России. Условия их деятельности, самого их существования раскрываются через общение с молодыми людьми, завсегдатаями музыкального клуба, расположенного по соседству с их организацией.

Вовлечённые в самые драматические социально-политические перипетии, постоянно рискующие подвергнуться избиениям и уголовному преследованию, они вместе с тем чувствуют отчуждённость сограждан, предпочитающих укрыться от проблем в неведении и равнодушии.

Пробуждению от равнодушия и гражданской апатии посвящено "Событие" Сергея Лозницы. Эта лента, полностью смонтированная из кинозаписей, сделанных в дни августовского путча на улицах Ленинграда, напоминает о надеждах, окрылявших нас в дни краха советской империи.

Как показывает картина, захват власти наиболее реакционными представителями партии и силовых структур обернулся безвластием, временем самоопределения граждан, которые, лишившись законных диктаторов, впервые за многие десятилетия нашли в себе силы отказаться от рабской уверенности в завтрашнем дне и взять будущее в свои руки.

Однако "Событие" свидетельствует и о том, что крах тоталитарного режима таил зёрна его нынешней реставрации.

Наиболее же масштабную и при этом неприглядную картину современной политической жизни, сдобренную печальной иронией, можно увидеть в ленте "Горькое озеро" британца Адама Кёртиса.

Самоуверенные выступления лидеров западного мира сталкиваются в этом фильме с нисколько не соответствующей этим трибунным речам хаотичной реальностью стран Третьего мира, с жестокими страданиями целых народов, в которых трудно найти какой-либо смысл и от которых, кажется, нет избавления.

"СТРАННИКИ"

Герои лент этой программы пытаются найти избавление в эмиграции.

Две картины подборки — "Зимняя Лампедуза" Якоба Броссманна и "Сирийская история любви" Шона МакАллистера — повествуют об уроженцах горячих точек Азии и Африки, борьбе с диктатурой, преодолении государственных и ментальных границ и о нашей способности увидеть ближнего в представителе иного народа, иной культуры, иной религии.

"Флотель Европа" Владимира Томича напоминает о другом массовом исходе, произошедшем внутри самой Европы — бегстве граждан Боснии и Герцеговины во время военных конфликтов, раздиравших Югославию в середине 1990-х годов. Эти события прошлого режиссёр, живущий в Копенгагене босниец, описывает, обращаясь к собственному опыту, пережитому в 12-летнем возрасте.

А судьбам наших соотечественников, не нашедших для себя применения на родине, посвящён "Заробитчанский путь" Елены Федюк — уроженки Ивано-Франковска, также живущей за границей.

Основной площадкой Docudays UA традиционно станет Дом кино, также показы будут проходить в кинотеатрах "Кинопанорама", "Киев", "Лира" и в PinchukArtCentre.

Подробное расписание и информация обо всех девяноста с лишним картинах, которые можно будет увидеть на протяжении фестивальной недели, размещены на сайте фестиваля.

Олександр Гусєв, "УП.Культура", 22 березня 2016 року