Віталій Манський про документальну стрічку Стіва Хувера «Крокодил Геннадій»
08.03.2016
16 грудня 2015 року документальну стрічку Стіва Хувера «Крокодил Геннадій» (США), яка оповідає про маріупольського пастора Геннадія Мохненка, було винагороджено Гран-прі Міжнародного фестивалю документального кіно «Артдокфест» (Москва, Росія).
Згодом, 9 лютого 2016 року стрічка отримала нагороди Social Impact Media Awards–2016 – за Найкращий документальний фільм, Найкращий монтаж і Приз журі за стилістичне досягнення.
Подаємо враження президента фестивалю «Артдокфест», режисера Віталія Манського про фільм.
Американская картина «Крокодил Геннадий» снята в украинском Мариуполе. Она повествует о пасторе, который возложил на себя миссию по спасению бездомных детей.
Естественно, крокодил Гена у нас ассоциируется с чем-то нежным и добрым, хотя если вдуматься, то крокодил — сам крокодил, не Гена — животное весьма агрессивное и беспощадное. В герое этого фильма каким-то образом совмещаются крокодилья агрессия и некая мягкость, одухотворенность. В конце концов, он же пастор, а не киборг, хотя внешне больше похож на киборга.
Вот такой мужлан Геннадий, ставший пастором, ведет реальную войну — иначе я бы его действия не назвал — против еще более агрессивного мира. Он вырывает, выгрызает, выхватывает, выкрадывает у жестокого социума находящихся на волосок от смерти брошенных детей, которых, между прочим, на Украине немало.
Борьба эта захватывающая — она напоминает какой-нибудь американский триллер. Сюжет действительно мало чем отличается от триллера, разница лишь в том, что это документальное кино, и за каждым кадром, за каждым лицом стоит конкретная судьба — и от этого фильм становится еще страшнее, еще больше проникает в твое сознание.
А то, что мы знаем про Мариуполь в контексте войны на Украине (то, что он превратился практически в прифронтовой город), придает картине еще больше драматизма.
Мне вообще интересно, что заставляет людей вырваться из какого-то комфортного бытия и заняться тем, к чему их по большому счету никто не призывал и не принуждал. Находить на свою голову бесконечные проблемы, которые, конечно, появляются и у этого пастора. (...) Смотрю на таких людей и думаю: вот что их заставило быть такими, — наверное, кино поможет это лучше понять.
Віталій Манський, «Медуза», 1 жовтня 2015 року
Читайте також статтю Юрія Шевчука «"Крoкодил Ґєннадій": Американський кінематограф у пошуках українського героя»