Людмила Горделадзе про круглий стіл «Українське кіно в кінотеатрах України: місія нездійсненна?»
16.12.2015
15 грудня 2015 року в рамках Зимового кіноринку Одеського МКФ відбувся круглий стіл "Українське кіно в кінотеатрах України: місія нездійсненна?" Подаємо коментар директора київського кінотеатру "Жовтень" Людмили Горделадзе.
Дискуссия прошла в популярном жанре "Сам дурак!" Подобные разборки между производителями отечественного кинопродукта и прокатчиками (в т.ч. демонстраторами) наблюдаю более 40 лет... Заявления стандартные: производители обвиняют прокатчиков в том, что они "барыги", заботятся только о "прибыли" и поэтому не хотят "широко" показывать национальное кино, а прокатчики, ухмыляясь, обещают "показывать", если оно будет "качественное", аналогично американскому. И так от дискуссии к дискуссии, от конференции до конференции, от съезда к съезду. А делать реально никто ничего не хочет. И плана такого даже ни у кого нет – что делать в прокате с украинским кино?
У меня есть пару ответов. На "круглом столе" мне слова не дали, поэтому выскажусь здесь.
За два месяца после открытия кинотеатра "Жовтень" после реконструкции у нас не было НИ ОДНОГО ДНЯ без сеанса украинского кино. "Брати", "Затерянный город", "Песнь песней", "По ту сторону", альманах короткого метра. Впереди – кино [режиссера] Романа Ширмана и [продюсера] Елены Фетисовой ["Теперь я буду любить тебя"].
Почему у нас получается, а у многих других – нет? Да потому, что у нас 3 цифровых зала для мейнстрима и 3 маленьких видеозала, репертуар которых мы строим без учета требований мейджоров.
Поэтому там идут европейские, фестивальные, авторские, документальные и отечественные малобюджетные фильмы. И не просто идут, а имеют успех и получают иногда неслабую кассу. Например, фильм "Юность" Паоло Соррентино (отнюдь не блокбастер) собрал 0,5 млн. грн. за 2 месяца показа. Его посмотрели 8 тыс. зрителей. Это, конечно, рекорд. Но этот случай можно рассматривать как ориентир, реперную точку в вопросах репертуарной политики и практики.
Нас не нужно "воспитывать" квотами. Мы хотим и можем показывать отечественное кино. Но при одном условии. Нам нужно получать копии и в DCP, и в HD.
Но многие фильммейкеры нас не понимают, у них какие-то свои причины. И поэтому "пролетают" мимо многих кинотеатров, в т.ч. в регионах, где есть малые залы HD-формата. Ближайший релиз с таким "Пролетом" – "Плен". Прокатчик B&H (Богдан Батрух) категорически отказывается предоставлять копию видеоформата. Значит, охват росписи будет низким. Возможно, продюсеры фильма исправят это положение, будем их убеждать...
Второй момент. И это уже сложнее. Нужно работать с аудиторией в каждом кинотеатре. Кинотеатр – это учреждение культуры по законодательству Украины. Многие владельцы кинотеатров об этом забыли и превратили кинотеатры исключительно в центры досуга и развлечений. А в них, к сожалению, не место национальному кино.
Кто вытащил кинотеатр "Жовтень" из небытия после пожара? Кто потребовал от власти вернуть кинотеатр "Жовтень" киевлянам? Ответ очевиден: его аудитория, зрители. И это было результатом многолетней живой связи кинотеатра и зрителей.
И третий совет. Как в итоге обеспечить короткий путь украинского кино к успеху в прокате? Это кинофикация, развитие киносети. К сожалению, пару лет назад термин "кинофикация" был исключен из Закона о кино. За ненадобностью.
А зря.
А это не в последнюю очередь дело государства. Не обязательно государству финансировать строительство кинотеатров, достаточно ввести некоторые стимулирующие инструменты поддержки бизнеса, а там, гляди, маленькие в больших и малых городах появятся новые кинотеатры. И необязательно дворцы. Сейчас нужны недорогие 2-3-х зальные кинотеатры с залами от 50 до 100 мест. Они будут прибыльные и успешные.
А много экранов – это и есть условие окупаемости национального кино в кинопрокате.
А также условие воспитания любви зрителей к своему кино.
Людмила Горделадзе, 16 грудня 2015 року