Олексій Першко про пресовий показ «Голодних ігор» і заходи «антипіратської» безпеки
26.11.2015
19 листопада в український прокат вийшла стрічка Френсіса Лоуренса «Голодні ігри: Переспівниця. Частина 2». Напередодні відбувся пресовий показ фільму для кінокритиків і кіножурналістів, організований дистриб'ютором B&H, що його супроводжували посилені заходи «антипіратської» безпеки. Подаємо коментар кінокритика, члена нашої Спілки і Міжнародної федерації кінопреси FIPRESCI Олексія Першко.
Первые подозрения в том, что высокопарные истины, насаждаемые фильмами вроде «Голодных игр» и им подобных, не распространяются на граждан стран третьего мира, к каковым очевидно причисляют и нас шефы компаний Lionsgate и Disney, возникли еще накануне пресс-показа второй части «Сойки-пересмешницы». Прокатчик ленты разослал приглашенным текст следующего содержания: «на вимогу студії на прес-показі фільму «Голодні ігри: Переспівниця. Частина 2» буде вжито посилених заходів безпеки для запобігання піратського розповсюдження продукту компанії Disney. В зв'язку з цим на час перегляду фільму вам доведеться передати ваші мобільні телефони та інші відео та звукозаписуючі пристрої представникам Української Антипіратської Асоціації. Вам повернуть ваші речі по закінченню перегляду. Прохання поставитись з розумінням».
Казалось бы, что такого крамольного в этой ситуации? А то, что шефы упомянутых выше американских компаний, обязав украинского прокатчика отобрать у журналистов их мобильные устройства, прямо и однозначно обвинила каждого из них в преступных намерениях (кража аудиовизаульного продукта, правообладателями которого они являются), нарушив тем самым один из основополагающих принципов демократической юриспруденции – презумпцию невиновности. Особой пикантности ситуации придавал тот факт, что на премьере того же фильма для так называемой элиты, состоявшейся на сутки ранее, никто и не думал проделывать подобный трюк. Мы, конечно, понимаем, что в нашем бурном мире в эксклюзивных ситуациях и с целью борьбы с терроризмом допускаются определенные послабления, но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что приглашенные журналисты не вынашивают террористических планов, а их имена, фамилии и прочие контактные данные уже много лет известны организаторам этого показа. Или же даже гипотетическая возможность похищения драгоценного продукта украинскими журналистами уже приравнивается в глазах больших голливудских боссов к подготовке теракта?
Возможно, ощущения от произошедшего воспринимались бы не так остро, если бы сам процесс был оформлен чуточку солиднее: сотрудники Украинской Антипиратской ассоциации могли бы предъявить документы, удостоверяющие их принадлежность к этой организации, и обменивать журналистские смартфоны на письменные гарантии технической целостности гаджетов и сохранности персональных данных, хранящихся в них, а не на обрывки бумажек с от руки написанными номерами (см. фото).
Так и подмывает в очередной раз подумать о том, что «Голодные игры» и им подобные проекты с их пропагандой демократических и человеческих ценностей – лишь очередной продукт пронырливого политтехнолога Плутарха, состряпанный по заказу не важно кого – хоть президента Сноу, хоть президента Койн. Но хотелось бы все же верить, что это не так. Ведь надежда умирает последней, не так ли?
Олексій Першко, kino-teatr.ua, 18 листопада 2015 року