f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Чому українські телеканали не хочуть показувати українську анімацію

16.09.2015

3 вересня 2015 року у Києві в рамках X Міжнародного фестивалю актуальної анімації та медіа-мистецтва Linoleum відбувся круглий стіл «Як розвинути українську анімацію. Попит, пропозиції, можливості та перешкоди».

Олеся Анастасьєва, для «Телекритики» 

Среди участников круглого стола были как отечественные студии мультипликации, так и телеканалы, чьим основным контентом является анимация. Елена Голубева (руководитель учебно-производственной студии «Червоный собака»), Егор Олесов (директор компании Animagrad), Андрей Мелицкий (компания Animagrad), Владимир Лыков (руководитель анимационной студии «Тунгуру»), Илья Семенов (исполнительный директор телеканала QTV), Ирина Мельничук (маркетинг-директор телеканала «Плюсплюс») – наиболее активные участники дискуссии.

Разговор начали с оценки нынешнего положения украинской анимации. Елена Голубева, руководитель учебно-производственной студии «Червоный собака», отметила, что если кино за годы независимости в Украине худо-бедно снималось, то анимация – нет. Между тем, «чтобы развивать отрасль, в первую очередь нужны профессионалы, за год вырастить хорошего аниматора нельзя, его нужно растить с 12 лет». Студия «Червоный собака» работает в этом направлении – в статусе внешкольного образования в центре детского и юношеского творчества Соломенского района Киева растит в том числе и будущих аниматоров. По словам Голубевой, в связи с тем, что в Украине нет инвестиций в анимацию, а технологии в мире быстро развиваются, многие аниматоры вынуждены эмигрировать в те страны, где смогут найти применение своим навыкам, получить инвестиции на проект, не отстать от технологических новинок и заниматься любимым делом.

Тот факт, что украинские аниматоры все чаще решают покинуть страну или же, оставаясь жить в Украине, часто меняют профессию, подтвердил и известный украинский режисер-мультипликатор, который уже много лет учит мультипликации в стенах Киевского университета театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенка-Карого Евгений Сивоконь.

В свою очередь, Андрей Мелицкий (компания Animagrad) отметил, что в мире сейчас много фрилансеров в анимации. Специалист уровня Pixar дорого стоит, и идти работать на студию он не захочет. «Для того чтобы в Украине появились специалисты такого уровня, должно быть много студий», – считает Мелицкий. Его коллега Егор Олесов (директор компании Animagrad) уверен, что анимацию нужно сделать модной в Украине. Пример зарубежных полнометражных прокатных мультфильмов показывает, что бокс-офисы многих из них за счет того, что аудитория у таких проектов семейная, а значит – большая, часто превышают бокс-офисы многих художественных фильмов.

Владимир Лыков, руководитель анимационной студии «Тунгуру», подчеркнул, что в Украине есть хорошая школа пластилиновой, классической и флэш-анимации, но нет прозрачных правил игры со стороны государства – система медлительна и неповоротлива. С ним согласна и Елена Голубева, которая отмечает, что большое количество бумаг часто отпугивает зарубежных партнеров и тормозит совместное производство. «Анимация – падчерица от кино», – сетует она. По ее словам, 5 лет назад одна секунда классической анимации оценивалась в 170 долларов, сейчас цены упали в том числе из-за восточных компаний, которые готовы производить много и дешево. Если у вас большой сериал, то можно приехать в Китай или Индию, где студии, которые работают на аутсорсе, сделают вам его стоимостью 5 долларов за секунду. В среднем же украинские аниматоры сейчас соглашаются работать при оплате 20-30 долларов за секунду.

Стоит сразу отметить, что это только работа аниматора, в большинстве случаев готовый мультик включает в себя оплату работы и специалистов другого профиля, в том числе и тех, кто обеспечивает музыкальную составляющую мультика. «Елена обозначила цены на черновой продукт. Но если говорить о готовом продукте с озвучкой, музыкой и прочим, то цена колеблется от 2 до 15-20 тысяч долларов за минуту в случае сериального телепроизводства, и 40-50 тысяч долларов за минуту в случае прокатной анимации, если ориентироваться на бюджет в 4-5 миллионов долларов за весь мультфильм», – уточняет Олесов. Это будет мультик, который можно будет пустить в прокат не только на родине, но и продать в несколько десятков стран. Насколько Украина конкурентоспособна в этом вопросе, по мнению Олесова, станет понятно через два-три года, когда будут досняты проекты, выигравшие питчинги Госкино, но замороженные из-за нехватки денег. Сама же студия Animagrad сейчас работает над тремя проектами.

Напомним, как писала «Телекритика», для участия в шестом, так и не состоявшемся питчинге Госкино экспертами был отобран проект компании Animagrad «Легенды Триполья». Также в интервью «Телекритике» в 2013 году господин Олесов рассказывал о работе над проектом «Руслан и Людмила».

Господин Лыков отметил, что индустрия начнет развиваться, когда мультики будут не просто мультиками по телевизору, но сойдут с экрана и войдут в повседневную жизнь, а это и игрушки в виде анимационных героев, и комиксы, и книжки, и даже театральные постановки с участием мультяшных персонажей. «Сейчас же у нас анимация – это каста избранных, которым несладко», – говорит он.

Вопрос модератора встречи Полины Толмачевой (пиар- и маркетинг-директор Film.ua Group), адресованный Ирине Мельничук (маркетинг-директору телеканала «Плюсплюс»): «Какие украинские мультики нужны украинским каналам?» – присутствующие в зале встретили аплодисментами, однако энтузиазм быстро спал. Мельничук сказала, что спрос в Украине на анимацию удовлетворяется при помощи крупных компаний, приходящих в нашу страну не с одним мультиком, а с целым пакетом проектов. Их уже показали в мире и, следовательно, риски минимальны, – подытожила она. И сразу предупредила: так как Украина не может тягаться с Disney, если на «Плюсплюс» придет украинская анимационная студия и предложит ей свой продукт, она его не возьмет даже бесплатно, так как не может рисковать имиджем канала. По словам Мельничук, незнакомый продукт телеканалам нужно внимательно анализировать перед тем, как покупать и ставить в эфир.

Все последующие вопросы участников круглого стола – представителей украинских анимационных студий, адресованные госпоже Мельничук, которая по сути отдувалась за всех телевизионщиков, как то: а какие рейтинги были у украинских мультиков, которые показывал «Плюсплюс»; а сколько стоило «Плюсплюс» производство собственного мультика «Це наше і це твоє», – остались без ответа. Ирина Мельничук только отметила, что если бы «Плюсплюс» не входил в группу компаний «1+1», то самостоятельно закупить для показа современные украинские мультики, вышедшие в эфире канала, не смог бы.

Услышав такую твердую позицию в нежелании закупать и показывать украинский анимационный контент, некоторые участники круглого стола пошутили: видимо, чтобы украинские каналы показывали украинские мультики, вслед за российским кино в Украине нужно запретить американские и европейские мультики.

Ирина Мельничук, в свою очередь, отметила, что проект «Це наше і це твоє» – это локальная, характерная только для нашего рынка история, которую не смог бы сделать Disney. Аниматоры же не сдавались и предлагали разные варианты сотрудничества: и работа на стадии пилота проекта, и уже готовый полностью продукт, но госпожа Мельничук была непреклонна. Отвечая на вопрос: «А вы готовы ставить в эфир украинских фиксиков», она заметила, что на практике продакшн не приходит с готовым мультсериалом, а приходит только с идеей, инвестировать в которую канал не готов. «Мы не готовы инвестировать в идею. Мы смотрим, где купить дешевле, плюс у нас есть лицензионные соглашения, плюс мы сами производим "Це наше і це твоє"», – подытожила она.

Илья Семенов, исполнительный директор телеканала QTV, отметил, что украинскому зрителю будет интересно то же, что интересно зрителю в Европе и Америке: «Свинка Пеппа», «Губка Боб», «Симпсоны».

Владимир Лыков, в свою очередь, заявил, что их компания решила обратиться за деньгами к тем, у кого они есть – простым зрителям, и с помощью краудфандинга собрать бюджет первого национального мультсериала.

Итак, каналы не очень хотят слышать и слушать украинские студии анимации как в переносном, так и в самом прямом смысле слова. На словах Егора Олесова «давайте идти друг другу навстречу» представители двух телеканалов о чем-то говорили между собой и не очень слушали призыв мультипликатора. Правда, это не остановило господина Олесова. Он продолжил свою мысль, которая, в общем, свелась к следующему: приносить прибыль или даже окупиться мультипликационный проект сможет только через два года после премьеры, но для этого одного фильма мало, необходимо создать чудо и активно продвигать его на рынке, в том числе и за счет игрушек, компьютерных игр, книг, комиксов. Лучше всего, конечно, делать это в совместном производстве, что поможет и риски минимизировать, и деньги сэкономить, и продать продукт на большее количество рынков. По словам господина Олесова, сейчас если компания – новичок на рынке, то заручиться зарубежной поддержкой ей будет сложно, но это необходимо делать на начальной стадии производства продукта и показывать инвестиционным партнерам или дистрибьюторам уже большую часть проекта. По его словам, на сегодня в тренде остается комедийный жанр с большим количеством гэгов и динамикой.

Подводя итог круглого стола, Полина Толмачева спросила его участников: что нужно сделать, чтобы анимация в Украине стала индустрией? Участники ответили: время; системность; зрителям нужно разбогатеть, чтобы было время на развлечения, коими являются мультики; трансмедиа. Индустрия есть, просто она маленькая, нужна вера, что она будет развиваться.

Вера в то, что индустрия будет развиваться, остается и у автора этой статьи. 8 сентября в Киеве в рамках медиафорума Kiev Media Week состоится Kiev CoProduction Meetings, украинские аниматоры подали для участия в нем пять проектов, для публичного представления были отобраны два: сериал «Милая Жужжа» и полнометражный фильм «Мавка. Лесная песня» (зрештою, саме цей проект і переміг на пітчингу. – НСКУ). Кроме того, 9 сентября в рамках конференции «Кинобизнес: Особенности. Перспективы. Возможности» состоится мастерская, посвященная анимации.

Вместо эпилога

В этом году Гран-при фестиваля Linoleum получил фильм «Мы не можем жить без космоса» российской анимационной студии «Мельница». Одним из ее основателей является продюсер Сергей Сельянов – руководитель компании СТВ, которая занимается производством художественных фильмов. После успешного российского проката полнометражных мультиков производства «Мельницы» на анимацию внутри страны обратили внимание как дистрибьюторы, которые ранее неохотно выпускали в прокат российскую анимацию, так и государство в виде финансовой поддержки – когда стало понятно, что мультики могут приносить деньги.

Украинская фестивальная анимация известна за пределами нашей страны, украинские мультипликаторы получают призы на международных фестивалях, но увидеть такие фильмы, среди которых продукт не только для детей, но и для взрослых, у нас можно разве что на фестивале «Крок». Прокатную и фестивальную анимацию в этом году стал показывать кинотеатр «Лира», и это, пожалуй, все в Киеве, а в регионах ситуация и того печальнее. С полнометражными мультиками ситуация и того хуже – в прошлом году вышел «Бабай», который был презентован как первый (!) за годы независимости. И боюсь, если выйти на улицы нашей страны и спросить у прохожих, какие современные украинские мультики они видели, ответы будут неутешительными.

Подводя итог, хочется пожелать:

Государству в лице Госкино Украины – профинансировать всех победителей всех питчингов Госкино в категории «анимация», поддержать уже законченные мультипликационные фильмы в продвижении на экраны.

Украинским аниматорам – стать более активными, взять инициативу в свои руки. Объединить несколько короткометражных проектов в альманахи, и с ними идти к украинским кинодистрибьюторам, некоторые из которых сейчас стали активно поддерживать украинское кино и выпускать его в кинотеатральный прокат. Сделать полнометражный прокатный мультик для семейной аудитории, который собрал бы такой бокс-офис, что отечественные чиновники уже не смогли бы говорить: «Что такое современная украинская анимация? Нет, не видели».

Украинским телеканалам – конечно же, никто не будет запрещать американские и европейские мультики. Более того, автор статьи уверена, что при помощи системы запретов снять свое качественное нельзя, но, безусловно, нужны льготы для отечественных производителей. А без поддержки телевидения украинской анимации не обойтись, может, стоит нашим телебоссам подумать не только про свои деньги, но и про своих детей? Впрочем, вопрос риторический.

Олеся Анастасьєва, «Телекритика», 8 вересня 2015 року