f y
Національна спілка кінематографістів України

Новини спілки

Сергій Параджанов на сторінках журналу «Кіно-Театр». До 100-річчя Майстра

06.12.2023

Журнал "Кіно-Театр"

Творчість Сергія Параджанова була постійно в полі зору «Кіно-Театру». Ще наприкінці 1990-х було надруковано статтю польської дослідниці про його фільм «Квітка на камені». Режисер вважав цей фільм не зовсім своїм, і це цілком резонно, адже після трагедії, яка сталася на зйомках з вини попереднього постановника Анатолія Слісаренка (загинула молода акторка Інна Бурдученко), завершувати фільм доручили саме Параджанову.

Пропонуємо архівний документ – фрагмент обговорення цього фільму на кіностудії ім. О. Довженка, а саме: відповідь Параджанова на зауваження колег. Судячи із його відповіді, зауважень було чимало, але Параджанов зумів пояснити причини недосконалості – десь власною вичерпаністю і браком енергії, а десь і об’єктивними причинами. А десь відстояти власне бачення. І ще одне: з цього лаконічного тексту можна уявити, яким було ставлення провідних режисерів студії до С. Параджанова.

Текст документа подається мовою оригіналу, в дужках – коментарі редакції.

Л. Брюховецька

ПАРАДЖАНОВ:

Я благодарен товарищам, которые внесли ряд замечаний. Я сейчас так устал от этой картины, что должен немного прийти в себя. Я был против Черепановой (Людмила Черепанова – акторка Московського ТЮГу, виконавиця ролі Людмили), но был за Наум (українська акторка Наталя Наум). Меня заставили показать картину сегодня, я был против этого. Через два дня я все бы сделал иначе. Я предъявлял претензии к автору (очевидно, йдеться про автора сценарію Вадима Собка), меня шокируют все эти бриллиантовые кольца и броши. Давайте что-нибудь умнее, получается Садко – богатый гость. Это позор для Киевской киностудии.

Что касается балерины, то она прекрасна, это не примитив, это был лучший номер самодеятельности в Берлине. Претензии по поводу проекции правильные. Я считаю, что Дупало (очевидно, йдеться про звукорежисера А. Лупала) надо освободить от картины, и Шамо (Ігор Шамо – композитор, у той час писав музику до багатьох фільмів) мне мешает. В монтаже была какая-то спешка. Повторяю, я не был готов к смотру. Я вам показал бы многое, что вас умилило б. Я прошу Бориса Михайловича (актор Борис Дмоховський, виконавець головної ролі), Сигизмунда Францевича (режисер Сигізмунд Навроцький) и Макаренко (режисер Микола Макаренко), которые очень много интересных вещей сказали, посмотреть завтра утром картину по частям. Выкидывать можно многое. Я хочу отстоять Петра первого и Ленина, а музей могу выкинуть (йдеться про ту частину, де Петру Першому підносять у подарунок кам’яну квітку). А год надо сократить предельно с бриллиантовыми брошками. Там где дублерша на себя не похожа, это моя ошибка, я поставлю реплику Названова (актор Михайло Названов – виконавець ролі Заброди) (с.39)

Я обещаю сделать картину вовремя, особенно после обсуждения, но конструктивно изменять ее я не буду. Надо урезать баню, озвучить ее, надо создать настоящую атмосферу Донбпмм (так у тексті), а реплики есть прекрасные, талантливые. Может быть нужно найти более современные украинские слова. Я благодарен за выступления. Что касается финала, то у меня нет сил переделывать финал. Что касается Гривы, то на сегодняшний день гривы будут и при коммунизме. Это запутанный парень и сектанство, которое развито на Донбассе, своевременно. Я считаю, что фильм нужно сократить на 300-400 метров. Я благодарю актера Названова за работу в картине, она была безусловно очень сложной и только при фанатизме Наума Григорьевича картина вышла. Вся группа боялась, ведущие режиссеры Левчук и Ивченко избегают меня как режиссера и боятся меня как сектанта.

https://www.facebook.com/profile.php?id=100059190293203