f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Docudays UA: Путівник фестивалем

20.03.2015

20 березня 2015 року у Будинку кіно розпочнеть свою діяльність ХІІ Міжнародний фестиваль документального кіно про права людини Docudays UA, що триватиме до 27 березня. Кінокритик Олександр Гусєв для УП. Життя підготував путівник кінофестивалем.

Олександр Гусєв, УП. Життя

Docudays UA, это кинофестивальное воплощение "Молота Правосудия, Колокола Свободы и Песни Любви", в двенадцатый раз пройдет с 20-го по 27-е марта.

В течение этих восьми дней на фестивальных экранах будут представлены около 80-ти картин, представляющих собой лучшие произведения, созданные за последний год в области правозащитной документалистики. 

Конкурсная программа "Докудейзов" делится на три блока. В "именном", правозащитном конкурсе "Docu/Право" наиболее примечательным представляется фильм "Убийство шахтёров" Регада Десаи, посвящённый первому случаю массового расстрела демонстрантов в ЮАР со времён падения Апартеида- гибели от полицейских пуль 34-х работников платиновой шахты, требовавших повышения зарплаты и улучшения условий труда.

Авторы картины не только рассказывают историю трагически закончившейся стачки, но и разоблачают связи между владельцами шахт и правительством страны, которые и сделали это побоище возможным.

Тому, что обычно следует, когда народ слишком долго терпит неправедную власть- войне, -посвящён фильм Ливаа Язи "Преследуемые". Картина рассказывает о судьбах сирийских беженцев, о тех, кто сумел во время обстрелов и бомбардировок спасти свою жизнь- и потерял всё остальное, о судьбах маленьких жертв большой истории, скрытых за семизначными числами статистики, вынужденных строить будущее на руинах своего прошлого.

Картина Еруна ван Вельзена "Козёл за голос" повествует о возрождении общества, долгое время раздиравшегося междоусобицами, о становлении демократии, подчас драматическом, подчас- курьёзном. В борьбе трёх юных кенийцев за почётное звание президента средней школы отражены особенности политической жизни африканской страны, недавно пережившей жестокие гражданские волнения.

О поиске общего языка, взаимопонимания между людьми, исповедующими различные, противостоящие друг другу идеологии, рассказывает фильм "Иранец" Меграна Тамадона, атеиста, который пригласил четырёх мулл пожить несколько дней в его квартире. Словно два мира сталкиваются друг с другом и в ленте Френана Мельгара "Приют", действие которого разворачивается в Швейцарии, где, при всём кажущемся благополучии, человеческий род также не защищён в должной степени от нищеты и бесправия.

Конфликт, показанный в ленте Иржи Стейскала "Яма", разворачивается в нескольких минутах ходьбы от киевской станции метро "Позняки". Борьба семьи, владеющей небольшим участком земли посреди спального района, с застройщиками, стремящимися возвести очередной небоскрёб на месте их домика и скотного двора, представлена метафорой способности человека отстаивать свой образ жизни, своё достоинство, не поддаваться обезличивающему воздействию современного мегаполиса.

В лентах, вошедших в конкурсную программу "Docu/Жизнь", в центре повествования не социально-политические перипетии, а личность, взаимоотношения человека со своими близкими, хотя зачастую распределение фильмов между этими двумя конкурсами представляется достаточно условным.

К примеру, участником именно "Docu/Жизни" стала картина Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова "Всё пылает", названная лучшим фильмом Восточной Европы на фестивале "ДОК Лейпциг"- новая работа, посвящённая Революции достоинства, выстроенная на кадрах ожесточённых уличных столкновений участников Евромайдана с охранителями режима. Этот фильм, как и большинство посвящённых событиям зимы 2013-2014 картин, повествует прежде всего о стихийных порывах восставшего народа, захватывающих, растворяющих в себе эмоции отдельных людей.

"Психологии масс"- хотя и в куда менее экстремальной политической ситуации, -посвящена и картина "Пропаганда", созданная целым авторским коллективом чилийских режиссёров, снимавших в разных уголках родной страны превратности президентской кампании.

Больше соответствуют обычной тематике этого конкурсного блока несколько фильмов, посвящённых отношениям внутри семей, тот или иной член которой страдает от тяжёлого заболевания. Так, "Комплекс кенгуру" Сары Мун Хоу повествует о людях, воспитывающих детей с серьёзными физическими недостатками, и не готовых принять стремление их сыновей и дочерей получить самостоятельность, а Арами Ульйон в ленте "Смутное время" рассказывает о дилемме, перед которой оказалась она сама- продолжать свою успешную в личном и творческом отношении жизнь в Швейцарии или вернуться в родной Парагвай, чтобы ухаживать за немощной матерью.

Среди наиболее примечательных картин секции стоит также отметить фильм Марцелла Герю "Дети Каина" о трёх сорокалетних гражданах Венгрии, каждый из которых совершил убийство- в детстве, до падения "социалистического" блока, словно в другой жизни. В их рассказах о своей жизни политические и социальные перемены становятся отголоском их душевных бурь раскаяния, гнева и боли.

Конкурс короткометражек "Docu/Коротко" предстаёт мозаикой выразительных зарисовок, сделанных в разных концах мира.

"Жертвоприношение" Тео Гессинга посвящено самосожжению 130 тибетцев, протестующих против оккупации их родины Китаем;

"Узники Кануна" Росера Корельи рассказывают о жителях албанских местечек, старающихся не высовывать на улицу носа из боязни пасть жертвой кровной мести;

"Свет и тени" Даниэля Андреаса Загера предоставляет право голоса тем жителям Восточной Германии, кому объединение страны не принесло радости; снятый несколькими палестинцами и израильтянами "Улыбнись, и мир улыбнётся в ответ" повествует о напряжённом эпизоде ночного обыска, которому подвергается палестинская семья.

Несколько картин посвящёно драматическим событиям украинской современности- "Всюду Майдан" Екатерины Горностай рассказывает о днях, проведённых режиссёром, одним из наиболее активных участников объединения "Вавилон 13", на улицах восставшей столицы; героями "Пост Майдана" Сергея Андрушко выступили четверо граждан разных регионов Украины, раненных во время протестных акций, которые после свержения режима пытаются вернуться к нормальному существованию и при этом участвовать в общественной жизни страны;

"Медик уходит последней" Светланы Шимко посвящён врачу-волонтёру Тане, год назад спасавшей тех, кто был ранен во время кровавых расстрелов на Майдане, а теперь занимающейся пострадавшими в ходе военных действий на Юго-Востоке;

"Место, которое мы зовём домом" Торы Лоренцен и Сибиллы Мари Туксен представляет собой своеобразное киноэссе об украинских гражданах, отправляющихся с оружием в руках защищать родной край, и о тех, кто молиться об их благополучном возвращении.

Новейшей украинской истории посвящён и специальный внеконкурсный блок "Docu/Украина", в котором выделяются получивший весьма позитивные отзывы зрителей и критиков после показа на прошлогодней "Молодости" "Живое пламя" Остапа Костюка о карпатских пастухах, пытающихся сохранить своё многовековое ремесло, "Вальс Алчевск" Вадима Илькова о работе над совместным произведением нескольких литераторов и музыкантов во главе с Сергеем Жаданом, о творчестве во время исторического катаклизма, то становящемся источником вдохновения, то лишающим дара речи, и "Вагрич и чёрный квадрат" известного украино-американского документалиста Андрея Загданского о жизни и творчестве культового художника и литератора Вагрича Бахчаняна.

Ещё две "региональных" секции также кажутся весьма актуальными. Блок "Эффект Грузии" повествует об удачах и провалах грузинского опыта построения современного общества, борьбы с призраками советской эпохи.

"Преподаватель английского" Нино Орджоникидзе и Вано Арсенишвили на примере молодого учителя, пытающегося в бедной горной деревушке воплотить в жизнь амбициозный правительственный проект "англификации", показывает столкновение оптимистической официальной демагогии с печальной действительностью;

"Хозяин" Шалвы Шенгели посвящён противостоянию между защитниками памятника Сталину, возведённому во дворе женского монастыря и благополучно пережившему крушение "культа личности", и сторонниками его сноса;

"Эффект домино" Эльвиры Неверовой и Петра Росоловского  повествует о невесёлых буднях Абхазии и чиновников её марионеточного правительства.

К сожалению, столь же злободневна программа "Экс-Югославия: примирение", посвящённая попыткам граждан балканских республик преодолеть тяжёлое наследие кровавой междоусобицы, восстановить экономические, культурные связи и человеческие взаимоотношения, разорванные этническими чистками и пропагандистскими небылицами.

"Соглашение" Карен Стоккендаль Поулсен показывает дипломатическое закулисье конфликта между Сербией и правительством отобранного у неё региона Косово, главный герой фильма- представитель Евросоюза, пытающийся сгладить взаимную неприязнь сторон, уговорить их забыть о прошлых обидах ради мирного и благополучного будущего.

"Вторая встреча" Желько Мирковича рассказывает о пилоте американского бомбардировщика и офицере сербской ПВО, пожавших друг другу руки через пятнадцать лет после того, как самолёт первого был сбит ракетой второго.

Действие "Остатков" Антонио Мартино разворачивается в Мостаре, живописном городке в Герцеговине, двадцать лет назад ставшем ареной жестоких сражений. Персонажи ленты, свидетели и участники трагических событий, пытаются жить так, словно ничего этого не происходило, и мост, по которому многие из них проходят каждый день, является не копией-новоделом, а подлинником, жемчужиной балканской архитектуры XVI века, уничтоженным в ходе боев.

Противоположным стремлением вызвать демонов прошлого и призвать их к ответу, одержим герой ленты "Взгляд тишины" Джошуа Оппенхаймера, своеобразном продолжении картины этого режиссёра "Акт убийства", представленной на прошлых "Докудейзах". Если "Акт убийства" (теперь доступный на общеизвестных сетевых ресурсах) посвящён участникам расправ с инакомыслящими и этнических чисток, происходивших в Индонезии в 60-е, то "Взгляд тишины" рассказывает о людях, потерявших близких в ходе этих массовых побоищ, стоивших жизни двум с половиной миллионам людей.

Герой новой ленты пытается призвать к ответу убийц его брата, нарушая тишину, царящую в обществе, где виновные в трагедии полувековой давности не были подвергнуты ни уголовному преследованию, ни политическому осуждению, а, напротив, считаются национальными героями (приблизительно как в соседней с Украиной стране).

Фильм Оппенхаймера вошёл в блок "Пропаганда", который организаторы, учитывая сложившуюся в стране ситуацию, называют наиболее важным во внеконкурсной программе. Среди фильмов "Пропаганды" стоит также отметить ленту "Это моя земля" Тамары Эрде, в которой противостояние израильтян и палестинцев раскрывается в киноэкскурсе в школьное преподавание истории, воспитывающее в юных обитателях Святой Земли уверенность в исключительной правоте своего народа и неприязнь к соседнему.

Вековым конфликтам посвящена и лента "Что касается насилия" Гёрана Оллсона из "гостевой" программы шведского фестиваля документалистики "Tempo". Выстроенный вокруг идей вест-индийского философа и революционера Франца Фанона фильм рассказывает о революционных движениях Третьего мира, поднимавшихся на борьбу с европейскими империями.

Быть может, наиболее выразительные, величественные и чудовищные образы современной цивилизации представлены в ленте "Соль земли" Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо из программы "Docu/Арт". Эта увенчанная множеством наград, от приза Экуменического жюри Каннского МКФ до номинации на "Оскар", картина рассказывает о прославленном бразильском фотографе Себастьяно Сальгадьо, чьи снимки, запечатлевшие войны, этнические чистки и голод свидетельствуют о неспособности мирового сообщества эффективно предотвращать политические и социальные катаклизмы.

В программу "Docu/Арт" также вошли ленты "Искусство и ремесло" Сэма Каллмена и Дженнифер Граусман об одном из самых успешных, плодовитых и необычных фальсификаторов живописи, американце Марке Ландисе, подделывавшем картины Пикассо, Эгона Шиле, Рене Магритта и прочих выдающихся мастеров, чтобы дарить их в качестве подлинников провинциальным музеям, и "Счастлив ли высокий человек?" Мишеля Гондри, оригинальной пытке отразить идеи Ноама Хомского в анимации.

Традиционно одна из наиболее представительных программ фестиваля- "Docu/Хиты", ретроспектива лауреатов престижных фестивальных наград и национальных кинопремий. "Мы пришли как друзья" Юбера Сопера- получившее награды Берлинале, "Санденса" и Австрийской киноакадемии киноэссе об экономической и культурной колонизации новой страны на карте мира Южного Судана, получившего независимость в результате кровавой гражданской войны.

"Под прицелом объектива"- новый фильм знакомого киевлянам по превосходным лентам "Если дерево упадёт" и "Уличная драка" постановщика Маршалла Карри, который два года назад провёл на "Докудейзах" свой мастер-класс. Эта собравшая ряд призов американских фестивалей лента повествует о молодом американце, отправившемся на поиски приключений на Ближний Восток: путешествие по горячим точкам представляется ему хорошей возможностью избавиться от комплексов.

Наиболее нашумевшим фильмом подборки является, пожалуй, "Citizenfour: История Эдварда Сноудена" Лоры Пойтрас- любопытно, что ленте о человеке, разыскиваемом властями США как преступник и предатель, американские киноакадемики, чуждые квасному патриотизму, присудили "Оскар" как лучшему документальному фильму года.

Но, вероятно, многие из посетителей "Докудейзов" почувствуют сожаление, что награда не была вручена другому номинировавшемуся на "Оскар" фильму, "Вирунге" Орландо фон Айнзиделя из программы "Docu/Энергия". В этой ленте есть весьма показательный эпизод- несколько европейцев рассуждают о том, что Африку необходимо колонизировать заново, что её население не справляется с управлением, что туземцы от рождения кровожадны и безответственны.

Между тем, эти европейцы по заданию британской корпорации явились в Конго, чтобы лишить национальный парк Вирунга, единственное место обитания горных горилл и рай земной для прочей живности, от марабу до слонов, статуса заповедника и начать там добычу нефти. С этой целью они подкупают правительство, а также дают деньги повстанцам, чтобы те терроризировали местное население.

Но непреодолимой преградой оказывается для них мужественный гарнизон рейнджеров парка, возглавляемый директором Вирунги, антропологом и бельгийским князем, олицетворяющим те ценности европейской цивилизации, которым колонизаторы никогда не хранили верности.

Эмоционально мощный, прекрасно снятый фильм фон Айнзиделя свидетельствует, что большинство людей ведёт себя на нашей планете, как безответственные и беспечные временщики, пытающиеся набить карманы всем, что плохо лежит, даже если для этого грабежа необходимо прибегнуть к массовым убийствам.

Их психология и методы не зависят от географических координат- бойцы конголезских вооружённых формирований, прикрывающие мародёрство идеологическими лозунгами, представители британской корпорации, разглагольствующие о стремлении обеспечить региону социальную стабильность и экономическое процветание, ведут себя не лучше, чем киевские рейдеры и донбасские "ополченцы".

Однако подчас их усилиям всё же удаётся воспрепятствовать тем немногим, кто готов жертвовать собой, чтобы не позволить окружающему миру превратиться в руины.

Упомянутым "ополченцам" посвящён фильм-открытие фестиваля, "ДНР. Удивительная история о самодельной стране" британца Энтони Баттса- уникальный кинодокумент, создание которого потребовало от авторов немалого мужества.

Картина подтверждает наши худшие предположения о том, как развивались донецкие события: захват ОГА, проведение референдума, провозглашение ДНР предстают торжеством гопников, праздничной вакханалией люмпенов, добравшихся до автоматов Калашникова, трибун и кожаных кресел в высоких кабинетах, из которых они тут же начинают друг друга вытаскивать. Пытки и расстрелы не показаны (впрочем, в кадр попадает эпизод весьма жёсткого допроса героического Владимира Рубана), но подразумеваются.

Фильм, показывающий истинное лицо тех, кого в России объявили "народными массами, взбунтовавшимися против произвола киевской хунты", был тепло принят российскими оппозиционными кругами.

На главном российском фестивале авторской документалистики "Артдокфест" фильм получил специальный приз жюри, а реакцией на устроенный сетевым изданием Colta.ru онлайн-показ ленты стали отзывы наподобие высказывания Тимура Олевского: "Российское телевидение, не абстрактное, а конкретно тысячи работающих там людей должны быть осуждены за массовое убийство. И как операторы установки "Град" нажимают кнопку и убивают много людей, так российское телевидение нажимало кнопку и убивало. Каждое сказанное слово приносило труп. И еще: у меня свои впечатления о том, когда точка невозврата была пройдена- это референдум 11 мая о независимости ДНР и ЛНР. Точнее, не сам референдум, а обещания, которые раздавались людям многократно, что сразу после референдума сюда придет Россия. Россия пришла, и война стала неизбежной".

При этом можно предположить, что эффект от показа этой ленты у нас будет более неоднозначным, ведь появляющаяся на экране карикатурная сволочь, негодяи, подлецы и тупицы, которые почти не скрывают, что подняли гордое знамя Донецкой республики в надежде обогатиться, в какой-то момент начинают восприниматься, как олицетворение жителей Донбасса.

Те, кто настроен иначе, также появляются в нескольких эпизодах - пожилая дама и две девушки с жёлто-голубыми ленточками, окружённые агрессивными физиономиями, обнявшаяся пара, удаляющаяся под градом яиц, водитель машины, показывающий средний палец начальнику ДНРовской "службы безопасности"- после чего этот господин, только что рассуждавший, что и на войне следует оставаться человеком, достаёт пистолет Макарова.

Но все они словно растворяются среди бунтующего сброда, хотя, как с сожалением рассказывала продюсер картины Анна Дискант, она и режиссёр стали свидетелями множества "невероятно красивых и трагичных" историй дончан, украинских патриотов и активистов, которые были убиты, искалечены или выгнаны из родного города- но рассказать о них в фильме не было возможности, поскольку авторы внедрились в "ДНР-среду" и не могли из неё выбраться, не вызвав подозрений.

В конечном счёте, в отрыве от оставшейся в действительности за кадром "удивительной истории самодельной страны"- от тех двадцати пяти лет, когда край был отдан на произвол криминальным олигархам, подавлявшим волнения шахтёров, профсоюзных и гражданских активистов дубинками "Беркута" и битами боевиков, от того вклада, что внесли в "революционные" события российские спецслужбы, от реакции людей, эти события не поддержавших, - изображённое в этом, вне всякого сомнения, честном, снятом с риском для жизни фильме может восприниматься достаточно превратно, вызывая желание навсегда отгородиться от украинского Юго-Востока стеной.

В заключение необходимо упомянуть об одном из наиболее примечательных нововведений Двенадцатых "Докудейзов", специальных детских программах.

Подборка "Docu/Дети" включает в себя семь короткометражных лент, ориентированных на подрастающее поколение любителей документалистики (не субтитрованных, а озвученных на украинском), а "Docu/Садик", открытый для детей возрастом от трёх до четырнадцати лет, позволит преданным поклонникам фестиваля отправляться на кинопоказы, оставляя своих чад на попечение фестивальных воспитателей.

Основной фестивальной площадкой станет Дом кино, показы будут проходить также в кинотеатрах "Кинопанорама" и "Киев"- подробное расписание размещено на сайте фестиваля.

Как обычно, вход на все проходящие в рамках фестиваля мероприятия свободный.

Олександр Гусєв, УП. Життя, 19 березня 2015 року