Лобстером не годуй, дай кіно подивитися
27.01.2016
Прес-аташе компанії «B&H Film Distribution» Наталія Мовшович про те, чому нелегальні публічні покази фільмів – це погано і як буває інакше.
Наталія Мовшович, «Cultprostir»
Уже вторую неделю в камерном киношном мире украинского Фейсбука ведется ожесточенная дискуссия на тему пиратских просмотров в киноклубах. Поводом послужил анонс показа фильма «Лобстер» 2015 года в одном из столичных баров. В комментариях посыпались вопросы о наличии лицензии на показ и претензии касательно демонстрации краденого контента. В ответ админы стоически отмалчивались, после чего решили просто удалить пост и вместо этого анонсировать другое кино 2008 года. Права на показ второго фильма, видимо, также отсутствовали, так как все комментарии на этот счет были почищены.
Надо признаться, что ребята просто оплошали с выбором фильма, чем и вызвали огонь на себя и по цепной реакции на других организаторов подобных показов. «Лобстер» Йоргоса Лантимоса – не просто свежее фестивальное кино, отмеченное престижными наградами. Из-за ограниченных показов в Украине, билеты на которые раскупали за считанные минуты, и благодаря стихийному сарафанному радио «Лобстер» для украинских синефилов стал чем-то вроде джинсов для советских модников: просто необходимо достать, но негде. И вот владельцы бара, заметив, что 31 декабря фильм появился на пиратском ресурсе, решили подарить своим посетителям возможность посмотреть это вожделенное кино. Почему их светлая цель «внимать прекрасному творчеству вместе» вызвала негодование – искренне не поняли.
Я не эксперт по авторскому праву и не юрист, но и без этих регалий знаю, что воровать – это плохо. И абсолютно неважно, кто первым украл фильм и загрузил его на файлообменник. Все мы, скачавшие его, становимся соучастниками правонарушения.
Самая распространенная позиция по этому поводу: воровать можно, если нет другого способа получить то, что хочется. Меня она обескураживает, ибо является квинтэссенцией всего того, что в нашей стране не так. Но в данной ситуации не нужна полиция нравов или антикоррупционный комитет, чтобы принять волевое решение – не поддерживать пиратов.
В идеальном мире кинопродукт, над которым работала многочисленная команда, должен приобретаться, как для домашнего, так и для публичного просмотра. Но «пиратский вопрос» в реалиях Украины – тема спорная и неоднозначная. Нелегальное распространение контента зачастую рассматривают как единственный способ культурного обогащения для большей части населения. И чего греха таить: мы все это делаем.
Но смотреть кино у себя дома на лептопе с друзьями под гранолу и смузи и показывать его публично рядом с барной стойкой, где этот смузи продают, – большая разница. Ведь не зря надпись на лицензионных DVD строго гласит: «Только для домашнего просмотра».
Разрешение на личный (домашний) просмотр не дает право на распространение, продажу или публичную демонстрацию. Что такое «публичный показ», можно прочесть в законе Украины «Про кінематографію», а также вспомнить, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Особенно возмутительно, когда показ является коммерческим или проходит в заведении, где посетители платят деньги за услуги. Таким образом, владельцы используют нелегально полученный контент для привлечения клиентов и, следовательно, увеличения прибыли.
До недавних пор большинство киноклубов следовали негласному правилу не посягать на новые фильмы, особенно те, которые запланированы в прокате, тем самым минуя возможные конфликты с кинодистрибьюторами.
На самом деле, с точки зрения как правовой, так и моральной, демонстрация любого фильма, независимо от года его выпуска, без разрешения правообладателя – правонарушение. Показ картины 2015 года ничем не отличается от показа классики Чарли Чаплина: зачастую права на показ старых фильмов принадлежат культурным институтам или студиям. Даже права на публичные показы короткометражек пионеров кино братьев Люмьер не являются достоянием народа. Конечно, их фильмы можно вполне легально посмотреть на YouTube, также как и, например, киноленты «Мосфильма» находятся в онлайн-доступе на официальном сайте киностудии.
Не устаю парировать аргумент «все так делают, таких киноклубов пруд пруди». Неужели массовость мусора на улицах и припаркованных где попало автомобилей делает это нормой? Или нет, давайте так: наступив прохожему на ногу, вы просите извинения или же считаете это лишним, не первый же и не последний раз?
Кроме моральной, есть и материально ощутимая сторона вопроса. Нелегальные показы наносят финансовый убыток нишевым дистрибьюторам, которые, в отличие от свежеиспеченных робингудов, решивших с барского плеча поделиться краденым контентом, вкладывают деньги и усилия в легальные показы. Зритель зачастую не вникает в механизмы выпуска фильма в прокат и просто не знает, как много препятствий может возникнуть на пути у дистрибьютора. Посему считает, что раз прокатчик не смог, то надо брать ситуацию в свои руки, пусть и нарушая закон.
В результате фильм попадает в сеть еще до запланированного релиза и со среднестатистической скоростью WiFi распространяется среди потенциальной целевой аудитории. Это перечеркивает всю проделанную прокатчиком работу и, мягко говоря, негативно сказывается на общем настрое и желании прокатывать подобное кино в Украине.
Есть и хорошие новости: показывать авторское кино легально возможно, и это уже не первый год доказывают мелкие дистрибьюторы и международные кинофестивали. Чтобы получить право на показ, необязательно платить деньги правообладателю, достаточно просто получить от него разрешение на публичный просмотр – так сказать, договориться. С какого носителя вы покажете кино – DVD, Blu-Ray, линк с YouTube или скачаете с торрента – это уже технический аспект вопроса. Что еще радостнее – правообладатели фестивального кино часто идут навстречу энтузиастам. Но чтобы всё случилось, последним нужно немножко поднапрячься, найти контакты правообладателей и связаться с ними. Проконсультироваться по этому поводу можно с программными директорами украинских международных кинофестивалей.
Да, большая часть проблемы в том, что у нас пока еще нет должной законодательной базы, которая могла бы регулировать конфликты в сфере авторского права. Нет системы штрафов и слишком много лазеек в законах. Но можно начать с элементарного понимания, что такое интеллектуальная собственность, почему ею нельзя распоряжаться, как вздумается, без разрешения автора и какой убыток это наносит тем, кто делает все по правилам.
Давайте все-таки учиться уважать чужой труд, если такая возможность есть. А она часто бывает, и чтобы ее найти, иногда достаточно просто набрать в Google: «Лобстер права на территории Украины».
Наталія Мовшович, «Cultprostir», 22 січня 2016 року