f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Венеція. Іди і дивись!

07.09.2015

Кінокритик Андрій Алфьоров, Медіаняня про прем'єру «Події» Сергії Лозниці на МКФ у Венеції.

Вот, свершилось! Долгожданный переворот сознания. И не только зрительского. Такое не часто бывает, даже когда речь идет о крупных фестивалях, где, как правило, собирают работы лучших современных мастеров. В Венецию стоило ехать уже ради «События» (Sobytie, 2015) Лозницы. Эта пугающе гениальная (!!!!) черно-белая документальная история про три дня безвластия в тогда еще Ленинграде в конце августа 1991 года – самое актуальное высказывание про современность. Нашу с вами современность!

«Событие» могло бы составить дилогию вместе с «Майданом» (предыдущим фильмом Лозницы, показанным на прошлых Каннах). Все как под копирку почти. Словно революциями занимается одно креативное агентство. Почти те же лозунги («солдаты, не стреляйте в свой народ», «русский народ – не дай себя обмануть»), надежды («когда мы избавимся от этой коммунистической заразы, мы станем свободными, и нам не нужно будет воевать») и растерянность («а Горбачев вообще жив?») от того, что власть, неожиданно сама упала в руки восставших. Тот же коллективный (гениальный!!!!!) портрет, но лица – другие, каких больше нет; те же политики со сцены подбадривают митингующих, уличные поэты декламируют революционные стихи, а люди муравьями строят баррикады из всего, что попадается под руку. Весь фильм пронизан тем типом напряжения, какое обычно бывает в образцовых фильмах-катастрофах, где главное по-хичкоковски выведено за рамки кадра, и воображение само начинает дорисовывать, что режиссер только подразумевает. И музыка Чайковского только повышает градус этого саспенса.

В «Событии» все круто, но особые ощущения вызывают несколько эпизодов. В одном из них в свите Собчака Волан-де-мортом появляется молодой Путин. Он тогда был на стороне победивших, на стороне революционеров. В другом – какой-то юноша снимает с крыши ленинградского горсовета советский флаг, бережно его складывая и унося, словно до лучших времен. Тех самых, про которые пророчески, за кадром, говорит в фильме из эфира Радио «Свобода» писатель Анатолий Стреляный, предостерегая, что русский народ однажды бросится собирать назад земли.

Как там было у Гребенщикова? «Когда-то у нас был метод, но ты должен помнить, чем все это кончалось. Так что все под контролем. Вы можете быть спокойны».  

Посмотрев фильм Лозницы, начинаешь думать о какой-то цикличности истории. О том, что колесо за одно поколение проворачивается ровно на четверть (века), а потому сын идеалов отца, увы, не отрицает (ибо отрицание идеалов – это как раз не самое страшное), он, находясь к ним перпендикулярно, ими пренебрегает и неглижирует, отчего никакой преемственности между отцами и детьми нет, и быть не может – за полным отсутствием точек соприкосновения.

В октябре, дай Бог, «Событие» доберется до Киева, где сам показ просится быть организованным где-то под открытым небом, на большой площади. Чтобы понагляднее. Лозница, конечно, никакой не документалист. Он поэт, чьи актуальные рифмы, может, еще не до конца понятны всем (я помню, сколько вопросов и упреков вызвало «Счастье мое», а вслед за ним и «Майдан»).

Это как стихи Ильи Кормильцева в эпоху Перестройки. Многие тогда цитировали строки из «Скованных одной цепью», но большинство предпочитало им простоту цоевского гимна «Перемен». Что за ними – за этими переменами, как видно из фильма Лозницы, тогда мало кто понимал. То была эйфория революции!

Андрій Алфьоров, Медіаняня, 7 вересня 2015 року