f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Кінець російських серіалів в Україні

14.06.2015

Українська кіноіндустрія стане успішною лише тоді, коли на наших телеекранах з'являться власні «Друзі», «Твін Пікси» і «Ліквідації».

Олександр Ткаченко, генеральний директор «1+1 медіа», для «Нового времени»

«То, о чем так давно говорили большевики, случилось», – сказал бы Владимир Ленин после принятия закона о запрете российских сериалов. Но, если говорить о телеиндустрии, а не о зрителях – это были меньшевики, да и приняли они не совсем то, о чем говорили.

Еще в апреле прошлого года, сразу после оккупации Крыма, я предложил своим коллегам – руководителям крупнейших телехолдингов страны – добровольно отказаться от показа российских сериалов, которые прославляют храбрых воинов РФ. Но тогда никто меня слушать не захотел.

Было много скепсиса и обвинений, что это провокация, а индустрия от такого запрета понесет убытки. Тем не менее, наши каналы уже тогда перестали показывать сериалы о военных и постепенно начали отказываться от показа сериалов о бравых российских полицейских. Для нас было более чем очевидно, что продолжать показ «героев», которые вторглись в Украину, и кощунственно, и недопустимо. 

Кроме того, было понятно, что продолжать эскалацию гонки импорта российских сериалов в новой политической реальности уже бессмысленно. Вместо того, чтобы тратить по $300 млн в год на российские сериалы, достаточно было бы хотя бы половину средств направить на запуск сериалов собственного производства. И уже в этом году мы бы увидели на экранах десятки часов украинских сериалов с актуальными сюжетами и отечественными героями.

Мы запустили за этот период несколько проектов, среди них «Последний москаль» и «Гвардия». Представьте, что было бы, будь это не только наша инициатива, а индустриальное решение. Как минимум, сегодня не было бы возгласов «нам нечего ставить в эфир, на замену российского продукта потребуется время». Вместо этого была бы спокойная и плодотворная работа. Благо, украинские производители «телемыла» проставляли на российский рынок до 30% демонстрируемых там сериалов и телефильмов.

Иными словами, таланты в Украине есть, просто индустрия должна была дать четкий сигнал: мы перестраиваемся. И это был бы не только патриотической порыв, но и стратегический коммерческий подход: «мы начинаем производить свое – да, дешевле, да, не будет 100% прибыли, как при экспорте в Россию, но зато мы будем создавать свой рынок, свои библиотеки сериалов и фильмов, оставлять деньги в стране».

Потом был Донбасс. Война. Опять русские интервенты. Пореченков. Охлобыстин.

Но ничего не менялось на экранах, кроме решений Госкино о запрете показа фильмов и сериалов с зарвавшимися актерами, ну и, конечно, повышения градуса общественной и политической дискуссии. В конце концов Рада с девятой попытки приняла закон о запрете показа кино- и телепродукции, где главными героями выступают российские военные. То, что можно было сделать год назад. Упущено время.

Кроме того, сам закон еще и "косым" получился. В результате споров ура-патриотов со сторонниками Януковича в парламенте запрет расширили на весь российский продукт с первого января 2014 года, чем поставлен под вопрос нормальный режим сотрудничества двух рынков, не говоря уже про нормализацию отношений между народами.

Что же делать теперь? Как минимум, перестать стонать, что пострадает зритель. Пострадают каналы, которые не хотят учиться производить собственный продукт, искать новые варианты совместного производства – с поляками, турками и теми же россиянами. 

Нужно искать новые подходы, которые позволили бы снимать экономно, но качественно. На этом этапе всей индустрии опять нужно единство – и не только между собой, но с государством. Стране необходима национальная широкомасштабная программа запуска массового производства украинских фильмов и сериалов.

Это именно то, о чем так давно говорили украинские кинематографисты в своих «плачах Ярославны» по поводу нелегкой доли отечественного кино. Сейчас у нас появился шанс – возможно, последний. Но индустрия станет успешной, не если произведет пару фильмов, которые прогремят на фестивалях или получат Оскар, а когда на украинских телеэкранах появятся свои «Друзья» или «Интерны», свои «Твин Пиксы» и «Ликвидации». 

Необходима комплексная программа поддержки украинского производителя кино и сериалов – не только в виде прямой финансовой помощи со стороны государства, создания условий по возврату 20% стоимости производства отечественного продукта (норма, широко распространенная в странах Восточной Европы как временная мера по стимулированию рынка), но и принятие новых законов, которые бы вводили четкий принцип квотирования отечественной продукции на украинском ТВ.

Сейчас такая дискуссия уже идет. И тональность коллег по телецеху вроде поменялась – стало понятно, что поезд двинулся. Только разгоняется он очень медленно, а многие до сих пор поглядывают в сторону стоп-крана. Не стоит, дамы и господа. Не стоит. Вы можете стать родоначальниками украинского Голливуда. А можете – могильщиками нерожденного чуда, которое способно изменить и ход борьбы за нашу свободу, и саму индустрию.

Олександр Ткаченко, «Новое время», 7 квітня 2015 року