f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Вадим Храпачов: «Композитор – як актор»

24.09.2017

24 вересня 2017 року заслужений діяч мистецтв України, композитор Вадим Храпачов, чия творчість посідає особливу сторінку в історії кіно та історії музики, відзначає ювілей – 70 років. З цієї нагоди подаємо інтерв'ю із ювіляром, яке він дав офіційному сайту ІІІ Київського міжнародного кінофестивалю у 2011 році.

Вадим Юрьевич, музыка играет в кино самостоятельную роль, или она должна оттенять фильм?

Хороший вопрос. Не то и не другое. Сколько фильмов, столько типов соотношения музыки с изображением. Роль композитора в кино примерно такая же, как роль актера. Композитор в кино не пишет музыку, которую хотел бы написать от себя. Я когда-то, давным-давно, понял, что композитор пишет ту музыку, которую написал бы режиссер, если бы умел писать музыку.

Что бы ни говорили, но в кино режиссер – главный человек. Конечно, кино – искусство синкретическое. Невозможно без хорошего оператора сделать хорошее кино, или без хорошего художника. Точно так же и без хорошей музыки не может быть хорошего кино.

У музыки должна быть своя роль, которую в каждом фильме определяет режиссер.

Грубо говоря, музыка – это как соус к хорошей еде. Можно сделать еду, которая сама по себе. Но соус дает то, от чего у нас появляется послевкусие. От чего это нам нравится или не нравится. Все-таки, нравится или не нравится – зависит от каких-то составляющих, которые мы не всегда можем проанализировать.

Профессиональный композитор в кино должен уметь очень многое. Он должен писать в очень разных жанрах, уметь работать с разными составами ансамблей и оркестров, электроники, etc. Это входит в его профессиональные умения. А режиссер должен определить, объяснить на чувственном уровне композитору задачу: что ему нужно сделать в этом кино, какую музыку нужно написать. Композитор – он как актер.

Когда-то давно я увидел фильмы Довженко, которые сами по себе были хороши. К ним решили написать музыку. И заказали музыку одному в то время очень модному авангардному композитору. И он написал авангардную музыку. Лет через десять эта музыка устарела, а фильмы Довженко – нет.

Расскажите, пожалуйста, на примере своих фильмов, как музыка может взаимодействовать с кино.

Например, я очень люблю «Поцелуй». Это фильм Романа Балаяна 1984 года. Люблю его, потому что он сам по себе хорош, но и свою роль там люблю, потому что музыка превращена в элемент языка фильма. В этой картине актеры часто вместо того, чтобы сказать какую-то реплику – поют кусочек музыки, который уже звучал или который до этого танцевали. Таким образом музыка становится кинематографической тканью. Это интересно. Совсем другим, почти сразу после «Поцелуя», режиссер Вячеслав Криштофович сделал «Два гусара». Этот фильм тоже очень люблю. Музыка там не язык внутри фильма, а как раздвинутая ширма. Между тем, что делают актеры, и музыкой, создается настроение.

Вы относитесь к созданию музыки: как к ремеслу, к работе или ждете вдохновения?

Конечно, как к ремеслу, как к работе. Вдохновение – вообще довольно странное слово для профессионала. Это работа. Музыка – это язык, который нужно знать.

Музыка берется вроде бы ниоткуда. Хорошую тему можно придумать за считанные секунды. Ты не успеваешь еще работать, это не работа еще – музыка просто откуда-то берется. Ну а дальше идет работа, нормальная работа: как работа с языком, как работа писателя, когда нужно что-то переставлять. Есть какие-то веками апробированные, логические формулы. Музыка ближе всего к логике. И кино ближе всего к музыке, а не к вербальной драматургии. Тип соотношения, тип монтажа – это гораздо ближе к музыке, чем к вербальной драматургии.

Композитор работает в кино после всех. Музыка не пишется к сценарию. Если она пишется к сценариям, результат не тот.

Вы писали музыку и к художественным фильмам, и к мультфильмам. С каким материалом Вам больше нравится работать?

Это зависит не от жанра, а от режиссера: насколько интересен человек и работа с ним. А соотношение художественных фильмов и мультипликационных – это соотношение прозы и поэзии. Мультфильмы, обычно, как стихи – они небольшие по размерам, но по эмоциям очень сильные. У меня не так много мультфильмов – чуть больше 20, и как-то получалось, что почти все эти фильмы были для взрослых. У меня почти никогда не было анимационных фильмов с зайцами, с волками.

Почти половина мультфильмов у меня сделана с режиссером Евгением Яковлевичем Сивоконем. Он абсолютный классик. Уже четыре следующих поколения мультипликаторов учились у него. А он работает: получает призы на международных фестивалях. Новые виды мультипликационной техники придумывает. И он очень интересный человек, с ним приятно работать.

Какая работа – самая любимая?

Я люблю почти все свои работы в кино. Если бы мне не нравился фильм, я не смог бы написать к нему приличную музыку.

Почему вы решили стать членом жюри короткого метра на КМКФ?

Я к фестивалям отношусь хорошо. Я был много раз членом жюри на разных фестивалях разных стран. Мне интересно смотреть кино, я люблю кино. Всё еще, до сих пор.

За матеріалами Київського міжнародного кінофестивалю

10 грудня, понеділок, Червоний зал

10 грудня, понеділок, Синій зал Актриса НАТАЛІ ВУД/НАТАЛІЯ ЗАХАРЕНКО (1938-1981) Художній фільм «ТАЄМНИЦЯ НАТАЛІ ВУД» (І серія)

12 грудня, середа, Червоний зал ДИВІМОСЬ, ХТО ПРИЙШОВ Громадська організація «Сучасне Українське Кіно» (СУК) презентує вечір «Кіносереда – Зимове»