f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Вікторія Корогод: «Ми підтвердили Держкіно наше бажання нарощувати обсяг україномовного контенту»

22.08.2017

Подаємо фрагменти інтерв'ю керівника телеканалу «Україна» Вікторії Корогод, присвячені телесеріальному виробництву і взаємодії телеканалу із Держкіно.

Галина Петренко, «Детектор медіа»

С начала 2017 года неизменное первое место по самой желанной аудитории 18–54, «50 тыс.+» занимает телеканал «Украина». 21 августа 2017 года на канале стартует осенний сезон, и его руководство надеется, что «Украине» удастся сохранить свое лидерство. О новых проектах, рациональности инвестиций в сетку, сотрудничестве с Госкино и перспективах продаж украинского контента в мире и в РФ «Детектор медиа» поговорил с руководителем «Украины» Викторией Корогод. Она возглавляет телеканал с февраля текущего года, а до этого пять лет работала на нем же операционным и финансовым директором. Это интервью стало первым для Виктории Корогод в новой должности.

— Виктория, канал выпускал уже несколько релизов о том, что вы будете показывать в новом сезоне — в частности, на 22 августа запланирован старт «Реальной мистики — 5» и «Дежурного врача — 3». Директор «Медиа Группы Украина» Евгений Лященко на Одесском кинофестивале говорил, что у вас сейчас в работе тридцать новых проектов. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем осеннем сезоне.

— В этом году мы запустили производство собственного процедурального медицинского сериала «Доктор Ковальчук», который выйдет в эфир в последние дни октября. Это будет первый украиноязычный сериал на канале «Украина» именно в праймовое время. Мы снимаем достаточно много украиноязычных сериалов: в 2017 году будет снято порядка трехсот часов киносериальной продукции на украинском языке. Но именно в прайме «Доктор Ковальчук» — это первый сериал. В этом году выйдет сорок серий. Мы надеемся на успех и планируем этот сериал продолжить.

Также мы работаем в новых жанрах. Осенью покажем сериал «Спецы» — совместное производство с компанией Star Media, мы заявляли его на Одесском кинофестивале. Это детектив с сильной мелодраматической линией. Попробуем себя и в комедийном жанре: речь о совместном украинско-польском сериале «Светка».

Мы продолжаем активно развивать производство мелодраматических сериалов. Первая премьера, с которой мы выйдем в 21:00 21 августа, — это сериал «Вторая жизнь Евы». Также в этом году мы покажем сериалы собственного производства «Отчаянный домохозяин», «Белое — черное» и другие. Действительно, как говорил Евгений Лященко, всего это порядка тридцати наименований премьер киносериального производства в осеннем сезоне.

— И это именно премьеры? Не новые сезоны существующих проектов?

— Это именно премьеры. Новые сезоны, конечно же, у нас тоже будут. Это и «Окно жизни», и «Женский доктор», и упомянутый вами «Дежурный врач» — тема медицинских сериалов достаточно хорошо на сегодня работает и в Украине, и на канале «Украина». Выйдут и новые сезоны «Агентов справедливости» и «Реальной мистики». Но те порядка тридцати наименований, о которых мы говорим, — это действительно премьеры. Причем это премьеры собственного производства канала «Украина» — снятые либо инхаус, либо с привлечением внешних продакшнов.

— Вы хотите как-то развернуть канал или привлечь ту аудиторию, которой у вас раньше не было?

— Разворачивать канал мы не хотим. А привлечь новую аудиторию — да, безусловно. Один из основных наших KPI (ключевых показателей эффективности) на сегодня — не только удержать лидерские позиции, но и увеличить охват. В том числе мы ставим перед собой цель привлечь новую для нас аудиторию — мужскую.

— Какие еще у вас KPI?

— Мы бы хотели привлечь и более молодую женскую аудиторию (30+): все-таки наше ядро сейчас — женщины старше 35 лет.

Наш очевидный KPI — это удержание лидерских позиций. Сейчас говорят: «Ух ты, канал в течение первого полугодия — лидер». Хотелось бы, чтобы говорили просто: канал-лидер, в любой момент времени в любом из слотов. Важно отметить, что по результатам первого полугодия мы действительно не просто канал-лидер, а практически каждый наш слот лидирует по отношению к слотам наших конкурентов.

Конечно же, мы бизнес, поэтому у нас всегда был, есть и будет и финансовый KPI. Не в нынешних реалиях и не для телевизионного бизнеса в нашей стране в последние годы есть смысл всерьез говорить о самоокупаемости, но о рациональном использовании инвестиций точно говорить приходится. Много над этим работаем, стараемся оценить каждую гривну вложений: насколько она нам вернется. И я считаю, что наша сетка по стоимости очень продуманная.

[...]

Наш приоритет — это развитие киносериального производства: то, в чем мы были сильны, есть и никоим образом не теряем позиции.

— Сколько собственного производства у вас в этом году, сколько планируете в следующем?

— [...] Если говорить о киносериальном продукте, то в этом году речь приблизительно о 450 часах собственного производства — и, как я сказала, триста часов из них — украиноязычного продукта. Почему подчеркиваю: не единожды в средствах массовой информации звучали упреки в адрес нашего канала, что в его эфире недостаточно украинского языка. При этом никто не считал, сколько его на самом деле.

Если говорить о планах на следующий год, то [...] что касается киносериального производства, то я думаю, что 500–550 часов — это то, о чем мы можем говорить на следующий год.

— Когда вы рассказывали о новых киносериальных проектах собственного производства, то упомянули, что часть из них будет произведена инхаус-продакшнами, часть — сторонними. В каких случаях вы воспринимаете проект как собственное производство, даже когда его производит сторонний продакшн?

— Это всегда сложное определение — собственное производство. Здесь важно, насколько креативная и продюсерская команды канала в него погружены. Для меня собственное производство — это продукт, который снят с активным участием канала, когда вещатель полностью интегрируется в производственный процесс на этапе не только подготовки (написания сценария, кастинга, выбора режиссера и основной творческой группы), но и съемки и монтажа, потому что только канал знает, какой продукт будет интересен его зрителям. Поэтому вне зависимости от того, кто снимает (канал собственными силами, связанный с каналом продакшн или независимый внешний продакшн) — если у канала есть однозначное и безусловное влияние на процесс и результат производства, то это собственное производство.

— Сколько проектов вашего собственного производства снимают внутренние продакшны, а сколько — сторонние?

— Если говорить именно о киносериальном производстве [...], то из всего киносериального производства половину снимают инхаусные продакшны и половину — внешние.

— И как бы вы хотели изменить это соотношение, если хотите изменить? Больше производить инхаус? Меньше закупать?

— Если говорить о нашей стратегии на ближайшие годы, то мы однозначно хотим покупать еще меньше — до 10–15% от общей потребности в киносериальном продукте. Эти 10–15% будут, скорее, закрывать какие-то ситуации, например, связанные с несвоевременной сдачей собственного продукта (такое тоже бывает), чем будут опорой в нашей сетке.

— Что произошло с «Круговоротом»? Я так понимаю, что с юридической точки зрения ситуация выглядит так: прокатное удостоверение получала кинокомпания «Фильм Стрим», она вам предоставила необходимые документы, а потом оказалось, что Госкино перед самым показом удостоверение отозвало, заподозрив в сериале свежий российский продукт. С этим продакшном случались и другие подобные эпизоды: в прошлом году по той же причине отзывали прокатное удостоверение сериала «Гірке щастя». Как вы планируете обезопасить себя в будущем от таких поступков сторонних продакшнов?

— Да, это был закупной продукт. На момент заключения сделки продакшн показал нам все необходимые документы. Они были легальны, в том числе и документы, верифицированные государственными органами. В какой-то момент прокатное удостоверение было отозвано, и мы сняли продукт с эфира. А в будущем? Мы планируем себя обезопасить, прежде всего, уменьшив объем закупного продукта. В какой-то момент — мне сейчас тяжело прогнозировать, в какой именно: в конце 2018-го или середине 2019 года — объем закупного продукта будет просто ничтожен в рамках общего эфира. И это уже практически нивелирует риск подобных ситуаций.

— Разбираясь в этой теме, мы узнали, что у вашей группы якобы есть договоренность с Госкино о том, что вы будете производить больше сериального продукта внутри страны и на украинском языке. И что у вас сейчас происходит адаптационный период. Я об этом уже упоминала в одной из своих статей, но у меня до сих пор не было возможности уточнить у вас, действительно ли есть такая договоренность.

— Хочу заметить, что украиноязычное киносериальное производство мы начали еще до вступления в силу нового закона (о квотах. — ДМ), это было исключительно наше стратегическое решение. Развитие собственного производства является нашей целью не из-за Госкино, а прежде всего с точки зрения того, что такая кропотливая работа канала над продуктом действительно дает возможность удовлетворить потребности аудитории канала, причем как лояльной, так и потенциальной. И да, мы подтвердили Госкино наше желание наращивать объем украиноязычного контента.

И опять-таки, это бизнес: есть интерес в том, чтобы нарабатывать базу активов с целью дальнейшей продажи как самого продукта, так и форматов. Мы имеем опыт таких продаж. Сейчас заходим на рынок Латинской Америки с нашими длинными мелодрамами — в качестве форматов, безусловно, готовый продукт их интересует в меньшей степени. У нас уже было несколько встреч с ведущими латиноамериканскими каналами и дистрибьюторами.

— Мне очень интересна тема международной дистрибуции контента. Вещатели о ней много говорят, но пока что судить о ней достоверно из СМИ мы не можем: каждый вещатель выпускает релизы, что он что-то куда-то продал, но невозможно оценить, сколько это в деньгах или хотя бы в процентах от его доходов. Насколько много вы сейчас на этом зарабатываете или планируете зарабатывать? Насколько весома эта доля в структуре ваших доходов?

— Вы знаете, она весомая. Когда мы начали развивать это направление — а это было в 2013–2014 году, когда очень сильно сокращались продажи в РФ, — я сама не верила, что рынок Восточной Европы, не говоря уже о Западной Европе и Америке, может быть достаточно интересным. Если говорить о продажах за пределы СНГ, то сегодня на них приходится 40–50% наших общих продаж. Просто там другая структура сделок. Они небольшие по стоимости, но их много. Интерес есть, особенно у интернет-площадок. По всему миру они развиваются очень активно, а основная проблема — недостаток контента. Мы в том числе работаем с интернет-площадками в тех странах, где сильны украинские диаспоры. У нас было пару сделок с канадскими интернет-площадками. Пытаемся разработать Бразилию: пока сделок нет, но я считаю, что и там мы можем найти своих зрителей — не только среди диаспоры, хотя она там и достаточно большая, но и среди основного населения.

— Что, как вы думаете, будет с продажами украинского контента в России? Тема непростая, и мы помним, как она эволюционировала. Сегодня мы не можем покупать контент в России, но можем его туда продавать, однако в какой-то момент российский рынок тоже стал беднее и российские телеканалы стали размещать больше заказов у российских продакшнов. Недавно появилось заявление российского актера Александра Пескова в адрес Путина, который пожаловался, что сериалы для показа в России снимают на территории Украины украинские продакшны. На украинском рынке появилась версия, что это может быть старт кампании по запрету в России контента украинского производства и что она может продлиться года полтора-два. Вы согласны с этим предположением?

— Сложно говорить о прогнозах, особенно в перспективе двух лет. На сегодняшний день все так динамично меняется, что два года — это уже долгосрочный период, в отличие от более спокойных времен. Я не Кассандра и не знаю, что будет через два года с точки зрения потенциала продаж нашего продукта (смеется. — ДМ).

— Но вы же, наверное, закладывает в стратегию какие-то предположения, риски и прогнозы?

— На сегодняшний день мы ориентируемся на то, что наш контент востребован, в том числе, и на территории РФ. Но сейчас все настолько динамично меняется, что мы не строим стратегические планы на долгий период — например, на пять лет, как это было три — пять лет назад. А даже если мы и формируем какие-то подобные планы, мы их потом гибко меняем. Это не какие-то догмы, прибитые гвоздями.

— Есть ли у вас какой-то норматив, сколько раз должен быть показан ваш контент у вас на канале?

— Конечно. Стандарт — это три показа. Если мы понимаем, что инвестируем в продукт больше денег (усиливаем его кастом, более дорогими декорациями), то это четыре-пять раз.

— Насколько я знаю теорию этого вопроса, потенциальное количество повторных показов зависит еще и от жанра: мелодраму можно показать меньше раз.

— Нет. Просто у мелодрам более длинный период отдыха. Их оборачиваемость более медленная: от 9 до 12 месяцев. Но количество показов они выдерживают такое же, что и другие жанры. Зависит от продукта. Если он хороший, то для каждого жанра есть свое время отдыха и каждый прекрасно работает.

— Ваши зрители привыкли смотреть на вашем канале мелодрамы. И с этой точки зрения, сколько бы ни было разговоров о том, что мелодрамы теряют популярность, нужно еще анализировать конкретного вещателя: к вам люди приходят за этим. И все-таки хотите ли вы, чтобы у вас стало меньше мелодрам и больше других жанров? Я услышала, что вы заходите в комедию, в детективы, но насколько это в будущем будет для вас масштабно? Или все-таки в основной массе продолжите фокусироваться на мелодрамах?

— Отказываться от мелодрам мы точно не планируем. Будем ли мы разбавлять мелодрамы другими жанрами? Комедиями, детективами? Да, будем.

Действительно, в последнее время часто звучат высказывания о том, что теленовеллы теряют свою популярность. Они не теряют популярность — ни в мире, ни в Украине. Приведу пример «Райского места» — это теленовелла, сто серий. Этот проект — яркий пример того, как в процессе трансляции сериала канал стал лидером в слоте, притом что предыдущий сериал в этом слоте сработал немного хуже. Последние 30 серий «Райского места» настолько агрессивно наращивали долю, что доля его последних серий была даже выше, чем средняя доля канала до показа.

Так что этот продукт работает, он востребован. И мы в нем сильны.

— Если смотреть со стороны, то ваша группа и канал выглядят самыми спокойными и уверенными на рынке еще и с точки зрения инвестиций, которые вы вкладываете. Действительно ли вы сейчас более свободны по сравнению с вашими конкурентами в возможности инвестировать? Или это просто внешнее ощущение вашего спокойствия, вызванное вашим правильным планированием — в том числе кадровым?

— Еще пять лет назад, когда я присоединялась к группе, я точно так же думала, что здесь очень много денег. Это не так. Сколько денег есть на рынке и у остальных игроков, столько же их и у нас. Нет никаких «золотых кранов». Но как человек, который имел отношение к финансам этой телегруппы, смею утверждать, что это действительно очень планомерная и системная работа. Давайте, к примеру, посмотрим на сетки других каналов и канала «Украина»: мы рациональнее используем деньги. У нас нет ни одного громкого дорогостоящего шоу, при этом мы — канал-лидер.

Если говорить о нашем производстве, то мы очень тщательно выстраиваем отношения с партнерами, в том числе и с точки зрения финансовых условий. Одна из причин, почему мы некоторые проекты отдаем на производство внешним продакшнам, заключается в том, что мы ищем новые формы взаимоотношений с ними, когда в производство инвестируем и мы, и продакшн.

— Наверное, в следующем году наконец-то начнутся сериальные питчинги Госкино. И, наверное, наконец-то мы увидим вас среди участников питчингов, потому что раньше мы вас там не видели.

— Да, да, да (смеется. — ДМ). Мы тоже очень надеемся, что в следующем году начнутся сериальные питчинги Госкино. У нас уже есть три-четыре заявки, достаточно интересные, с которыми мы планируем в них участвовать.

— «Сумма-мечта» индустрии на господдержку сериалов на следующий год — это 500 млн. грн. Слышали ли вы что-нибудь о том, как поведет себя Минфин? Какую сумму согласует?

— Посмотрим, как он себя поведет. Для начала меня интересует, как он пропишет все нормативные документы для реализации законодательной инициативы. Потому что закон принят, это действительно радует нас и вдохновляет, но за принятием закона стоит очень большая работа, в том числе Минфина, по разработке нормативных документов, которые дадут возможность реализовать те инициативы, которые приняты в законе. Ну и, конечно же, тот вопрос, который подняли вы: само по себе финансирование. Но здесь опять-таки: вспомним Кассандру (смеется. — ДМ).

— Несмотря на то, что вы не Кассандра (смеется. — ДМ), вы же не можете не ориентироваться на какую-то условную цифру. Как вы думаете, какой максимальный и минимальный процент своих затрат на производство сериалов вы сможете профинансировать за госденьги?

— Здесь вопрос не «кассандровости», а опыта. Мы никогда не участвовали в питчингах, даже игрового полного метра, документального кино. У нас уже есть несколько заявок, с которыми мы планируем выходить, но я даже не могу сказать, победят ли они все. Ведь мы же будем не единственные, конкуренция прогнозируется достаточно большая. Я думаю, что сейчас каждая из телегрупп активно готовит заявки, с которыми она будет выходить на эти питчинги.

— Кстати, почему с полным метром у вас в группе экспериментирует не флагманский канал, а «НЛО TV»?

— Мы сфокусированы на киносериальном производстве. Полный метр — это абсолютно новая территория. Канал «НЛО TV» и его руководитель Иван Букреев — наши экспериментаторы, двигатели прогресса. Они пробуют что-то новое, и логично им как такому двигателю прогресса заходить на новую территорию и развивать ее.

Мы же — большая машина, основательная, не всегда достаточно быстрая, и развиваем то, где мы сильны.

Світлина Андрія Шматова

Галина Петренко, «Детектор медіа», 21 серпня 2017 року

17 грудня, понеділок, Синій зал Цикл «Наші співвітчизники у світовому кіно» Художній фільм «ТАЄМНИЦЯ НАТАЛІ ВУД»(ІІ серія)

18 грудня, вівторок, Малий зал Вечір до Дня вшанування учасників ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС

18 грудня, вівторок, Синій зал ЦИКЛ ВЕЧОРІВ «КІНО ПРО КІНО» Документальний фільм «ЗАГАЛЬНИЙ ЗШИТОК»