f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Максим Кривицький: Щоб розвивати виробництво, треба шукати будь-які кошти

05.07.2017

Подаємо фрагменти інтерв'ю видання «Детектор медіа» із генеральним продюсером телеканалу «2+2» Максимом Кривицьким, призначеним на посаду у січні 2017 року, присвячені особливостям виробництва та демонстрування каналом вітчизняних телевізійних серіалів.

Галина Петренко, «Детектор медіа»

– Расскажите, пожалуйста, ваше видение канала «2+2»: каким он был, когда вы принимали дела, и как вы планируете его развивать? Я вижу, что сейчас канал запускает много проектов. Какие из них запустили вы, а какие пришли от предшественников?

– «2+2» был довольно-таки подготовленным телеканалом. Но, к сожалению или к счастью, есть разные точки зрения на то, как нужно развивать небольшие телеканалы. Кто-то пытается загнать телеканал в нишу, а кто-то смотрит немножко шире и возлагает больше надежд на аудиторию, которая постоянно смотрит телевизор. Соответственно, больше верит в конкурентоспособность небольших телеканалов с большими вещателями.

Мы сейчас меняем направленность канала, но не кардинально, а плавно и постепенно, чтобы с коммерческой точки зрения он стал интереснее рынку.

Что касается собственного продукта, то у «2+2» был некоторый запас сериалов, которые мы уже ставим в эфир. Начали с «Одиночки», потом были «Команда» и «Схватка». У нас состоялась премьера сериала «Зустрічна смуга». В целом, для такого телеканала как «2+2» показатели хорошие. Наш «Одиночка» собрал среднюю долю 8,3% по аудитории «мужчины 18–54, вся Украина», а по коммерческой аудитории «18–54, 50+» эта цифра больше 5%, что более чем в два раза превышает среднюю долю канала.

С такими показателями сериалы могут себя окупать примерно за пять показов, что дает нам право говорить об экономической эффективности развития этого слота. Поэтому уже в августе на «2+2» состоится премьера сериала «Ментовские войны». Мы его делаем на базе формата, купленного у компании Silver Screen. Производство осуществляют два продакшна – «1+1 продакшн» под руководством Виктории Лезиной и «Киевтелефильм» во главе с Валентином Опалевым. А со следующего года мы уже планируем в производство более десяти сериалов, будем работать с разными продакшнами, как с внутренними, так и с внешними, а также рассматриваем возможность копродакшна.

– Есть уже наметки на то, с кем заходить в копродакшн?

– Мы общаемся со всеми – и с российскими телеканалами, и с ближайшими западными (например, польскими и хорватскими). То есть мы ищем дополнительные бюджеты, чтобы повысить качество продукта и получить дополнительную возможность конкурировать с ICTV, НТН.

– Валентин Опалев год назад говорил, что закупочная цена вашего телеканала за сериалы – $30 тыс. за час. Цифра на самом деле такая?

– Я, конечно, не могу назвать вам цифры, за которые снимают сериалы, но скажу так: не дешево, но и не дорого. Мы снимаем за те деньги, которые позволят сериалу окупиться или быть проданным в другую страну. Они ниже тех, которые вы называли.

– У вас есть разные продукты: сериалы, программы, скетчком, спортивные трансляции, недавно выходил документальный фильм об Александре Шовковском. Что из этого самое дорогое, что самое дешевое и что самое выгодное? Потому что сериал ведь может стоить и дороже, но его можно многократно повторить, а новости многократно повторить нельзя.

– Да, у нас в группе прописана следующая стратегия: мы должны производить мультирановые продукты и стремиться к тому, чтобы они себя окупали.

Но при этом мы не хотим ограничивать свою аудиторию, которая привыкла смотреть на «2+2» новости, спортивные трансляции или спортивные специальные проекты. Поэтому мы балансируем, то есть пытаемся тем продуктом, который у нас будет окупаться, компенсировать те затраты, которые мы выделяем на специальные проекты. Впрочем, их мы тоже стараемся удешевлять. Фильм о Шовковском снимался более трех месяцев, а это затраты и человеческого ресурса, и финансов, и техники. То есть не всегда получается войти в рамки того, что мы можем себе позволить с точки зрения коммерческой эффективности. Но рано или поздно весь наш продукт будет таким, чтобы позволить называть себя бизнесом.

– Когда наступит это «рано или поздно»?

– Мы планируем, что этот момент наступит в течение трех лет.

– Вы сказали, что сериал «Ментовские войны» для вас делает в том числе «1+1 продакшн». Это первый проект с внутренним продакшном медиагруппы или были еще?

– Насколько я помню, это первый сериальный проект. Еще мы с «1+1 продакшн» сделали скетчком «Он, Она и телевизор», который мы удачно компилируем с видеотекой, права на которую принадлежат группе «1+1 медиа» – это «Вечерний квартал» и «Бойцовский клуб» производства студии «Квартал 95». «Он, Она и телевизор» идет довольно неплохо, чуть выше средней доли.

Но чтобы постепенно и плавно менять нашу аудиторию, нам нужно вводить продукты, рассчитанные не только на мужчин. То есть мы больше не говорим, что «2+2» – сугубо нишевый мужской телеканал. Мы телеканал, который показывает контент с уклоном на мужскую аудиторию, но при этом не отталкивает женскую. Специально для женщин мы производить, скорее всего, не будем, но при этом будем о них думать всегда, чтобы быть коммерчески выгодными с точки зрения размера аудитории.

В то же время, мы не забываем и о нашей лояльной аудитории. На осень мы снимем продолжение сериала «Гвардия». Съемки стартуют в ближайшее время. Мы продолжаем сотрудничество и с режиссером проекта Алексеем Шапаревым, и Алексеем Горбуновым, и со всеми, кто сделал первую «Гвардию» такой запоминающейся и успешной. [...] «Гвардия» – это очень интересный продукт.

На каких позициях вы поменяли людей?

– Лучше я буду говорить о тех людях, которые с нами остались. В первую очередь, это исполнительный продюсер Оксана Янко. Это также Леся Пазенко, главный редактор канала. Это те люди, благодаря которым мы получаем высокие для «2+2» показатели телесмотрения сериалов. Моей заслуги в этом немного. Они же глубоко погружаются в процесс, участвуют в редактуре сценария, съемках, просматривают материалы в постпродакшне.

Сколько продукта собственного производства выйдет у вас в этом году? И сколько вы планируете на 2018-й?

– В этом году у нас около 500 часов собственного производства. На следующий год только сериалов у нас запланировано больше 100 часов.

– Будете ли вы больше работать с внутренним продакшном или все равно ваша основная стратегия – аутсорс производства?

– У нас нет четкого указания работать только с «1+1 продакшн». Мы также сотрудничаем с управлением журналистских проектов под руководством Максима Шиленко. Летом у нас выйдет снятый им скриптед-проект «Зловмисники». Сейчас у нас создается целая линейка проектов, программ, мини-фильмов в жанре infotainment, которую мы делаем с тремя внешними и двумя внутренними продакшнами. И уже в августе мы вам ее презентуем.

Работая с разными продакшнами, мы, во-первых, разводим риски. Во-вторых, таким образом мы можем найти то, что подходит нашей аудитории. Наконец, это позволяет нам укладываться в сроки. Не все можно взвалить на внутренний продакшн и при этом успеть создать необходимое количество продукта.

– История с запретом сериала «Останній коп» произошла до вашего прихода, но мне интересно, подавала ли медиагруппа в суд на Госкино?

– Я этой ситуацией не владею, скорее вам нужно обратиться к руководству группы.

– Чему эта история научила вас как менеджера в подходе к российско-украинской копродукции?

– Считаю, что качественный копродакшн в соответствии с требованиями украинского и европейского рынков только способствует развитию отрасли. При таком сотрудничестве Украина получает дополнительные возможности – не только финансовые.

– Была попытка медиагрупп подписать меморандум и прийти к общему пониманию, что есть копродукция, а что – замаскированное российское производство. Насколько я знаю, подписать его не удалось. Как вы думаете, почему? Есть ли какие-то подвижки в этом процессе?

– По моему мнению, чтобы развивать производство, нужно искать любые средства, потому что наш рынок только начинает расти после падения. И если мы будем находить дополнительные средства на других территориях, это всегда сыграет нам на руку.

Если вернуться к теме показов вашего собственного контента: повторные показы вы планируете только в рамках «2+2» или они могут быть и на других каналах группы?

– Мы как раз сейчас это обсуждаем. Допустим, была сформулирована очень интересная креативная идея. Почему бы, например, не отдать ее первый показ на «1+1», а потом уже показывать на других телеканалах группы? Так как аудитории пересекаются минимально, я думаю, что и там, и там будет результат, который поможет окупаемости.

Світлина Павла Шевчука

Галина Петренко, «Детектор медіа», 31 травня 2017 року

21 лютого, четвер, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ КІНОРЕЖИСЕРА СЕРГІЯ ЛОСЄВА

22 лютого, п’ятниця, Синій зал Документальний фільм "Кенгір. Сорок днів свободи"

23 лютого, субота, Синій зал ТВОРЧА ЗУСТРІЧ З НАГОДИ 65-ЛІТТЯ ОЛЕКСАНДРА СПАРИНСЬКОГО