f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Максим Кривицький: Щоб розвивати виробництво, треба шукати будь-які кошти

05.07.2017

Подаємо фрагменти інтерв'ю видання «Детектор медіа» із генеральним продюсером телеканалу «2+2» Максимом Кривицьким, призначеним на посаду у січні 2017 року, присвячені особливостям виробництва та демонстрування каналом вітчизняних телевізійних серіалів.

Галина Петренко, «Детектор медіа»

– Расскажите, пожалуйста, ваше видение канала «2+2»: каким он был, когда вы принимали дела, и как вы планируете его развивать? Я вижу, что сейчас канал запускает много проектов. Какие из них запустили вы, а какие пришли от предшественников?

– «2+2» был довольно-таки подготовленным телеканалом. Но, к сожалению или к счастью, есть разные точки зрения на то, как нужно развивать небольшие телеканалы. Кто-то пытается загнать телеканал в нишу, а кто-то смотрит немножко шире и возлагает больше надежд на аудиторию, которая постоянно смотрит телевизор. Соответственно, больше верит в конкурентоспособность небольших телеканалов с большими вещателями.

Мы сейчас меняем направленность канала, но не кардинально, а плавно и постепенно, чтобы с коммерческой точки зрения он стал интереснее рынку.

Что касается собственного продукта, то у «2+2» был некоторый запас сериалов, которые мы уже ставим в эфир. Начали с «Одиночки», потом были «Команда» и «Схватка». У нас состоялась премьера сериала «Зустрічна смуга». В целом, для такого телеканала как «2+2» показатели хорошие. Наш «Одиночка» собрал среднюю долю 8,3% по аудитории «мужчины 18–54, вся Украина», а по коммерческой аудитории «18–54, 50+» эта цифра больше 5%, что более чем в два раза превышает среднюю долю канала.

С такими показателями сериалы могут себя окупать примерно за пять показов, что дает нам право говорить об экономической эффективности развития этого слота. Поэтому уже в августе на «2+2» состоится премьера сериала «Ментовские войны». Мы его делаем на базе формата, купленного у компании Silver Screen. Производство осуществляют два продакшна – «1+1 продакшн» под руководством Виктории Лезиной и «Киевтелефильм» во главе с Валентином Опалевым. А со следующего года мы уже планируем в производство более десяти сериалов, будем работать с разными продакшнами, как с внутренними, так и с внешними, а также рассматриваем возможность копродакшна.

– Есть уже наметки на то, с кем заходить в копродакшн?

– Мы общаемся со всеми – и с российскими телеканалами, и с ближайшими западными (например, польскими и хорватскими). То есть мы ищем дополнительные бюджеты, чтобы повысить качество продукта и получить дополнительную возможность конкурировать с ICTV, НТН.

– Валентин Опалев год назад говорил, что закупочная цена вашего телеканала за сериалы – $30 тыс. за час. Цифра на самом деле такая?

– Я, конечно, не могу назвать вам цифры, за которые снимают сериалы, но скажу так: не дешево, но и не дорого. Мы снимаем за те деньги, которые позволят сериалу окупиться или быть проданным в другую страну. Они ниже тех, которые вы называли.

– У вас есть разные продукты: сериалы, программы, скетчком, спортивные трансляции, недавно выходил документальный фильм об Александре Шовковском. Что из этого самое дорогое, что самое дешевое и что самое выгодное? Потому что сериал ведь может стоить и дороже, но его можно многократно повторить, а новости многократно повторить нельзя.

– Да, у нас в группе прописана следующая стратегия: мы должны производить мультирановые продукты и стремиться к тому, чтобы они себя окупали.

Но при этом мы не хотим ограничивать свою аудиторию, которая привыкла смотреть на «2+2» новости, спортивные трансляции или спортивные специальные проекты. Поэтому мы балансируем, то есть пытаемся тем продуктом, который у нас будет окупаться, компенсировать те затраты, которые мы выделяем на специальные проекты. Впрочем, их мы тоже стараемся удешевлять. Фильм о Шовковском снимался более трех месяцев, а это затраты и человеческого ресурса, и финансов, и техники. То есть не всегда получается войти в рамки того, что мы можем себе позволить с точки зрения коммерческой эффективности. Но рано или поздно весь наш продукт будет таким, чтобы позволить называть себя бизнесом.

– Когда наступит это «рано или поздно»?

– Мы планируем, что этот момент наступит в течение трех лет.

– Вы сказали, что сериал «Ментовские войны» для вас делает в том числе «1+1 продакшн». Это первый проект с внутренним продакшном медиагруппы или были еще?

– Насколько я помню, это первый сериальный проект. Еще мы с «1+1 продакшн» сделали скетчком «Он, Она и телевизор», который мы удачно компилируем с видеотекой, права на которую принадлежат группе «1+1 медиа» – это «Вечерний квартал» и «Бойцовский клуб» производства студии «Квартал 95». «Он, Она и телевизор» идет довольно неплохо, чуть выше средней доли.

Но чтобы постепенно и плавно менять нашу аудиторию, нам нужно вводить продукты, рассчитанные не только на мужчин. То есть мы больше не говорим, что «2+2» – сугубо нишевый мужской телеканал. Мы телеканал, который показывает контент с уклоном на мужскую аудиторию, но при этом не отталкивает женскую. Специально для женщин мы производить, скорее всего, не будем, но при этом будем о них думать всегда, чтобы быть коммерчески выгодными с точки зрения размера аудитории.

В то же время, мы не забываем и о нашей лояльной аудитории. На осень мы снимем продолжение сериала «Гвардия». Съемки стартуют в ближайшее время. Мы продолжаем сотрудничество и с режиссером проекта Алексеем Шапаревым, и Алексеем Горбуновым, и со всеми, кто сделал первую «Гвардию» такой запоминающейся и успешной. [...] «Гвардия» – это очень интересный продукт.

На каких позициях вы поменяли людей?

– Лучше я буду говорить о тех людях, которые с нами остались. В первую очередь, это исполнительный продюсер Оксана Янко. Это также Леся Пазенко, главный редактор канала. Это те люди, благодаря которым мы получаем высокие для «2+2» показатели телесмотрения сериалов. Моей заслуги в этом немного. Они же глубоко погружаются в процесс, участвуют в редактуре сценария, съемках, просматривают материалы в постпродакшне.

Сколько продукта собственного производства выйдет у вас в этом году? И сколько вы планируете на 2018-й?

– В этом году у нас около 500 часов собственного производства. На следующий год только сериалов у нас запланировано больше 100 часов.

– Будете ли вы больше работать с внутренним продакшном или все равно ваша основная стратегия – аутсорс производства?

– У нас нет четкого указания работать только с «1+1 продакшн». Мы также сотрудничаем с управлением журналистских проектов под руководством Максима Шиленко. Летом у нас выйдет снятый им скриптед-проект «Зловмисники». Сейчас у нас создается целая линейка проектов, программ, мини-фильмов в жанре infotainment, которую мы делаем с тремя внешними и двумя внутренними продакшнами. И уже в августе мы вам ее презентуем.

Работая с разными продакшнами, мы, во-первых, разводим риски. Во-вторых, таким образом мы можем найти то, что подходит нашей аудитории. Наконец, это позволяет нам укладываться в сроки. Не все можно взвалить на внутренний продакшн и при этом успеть создать необходимое количество продукта.

– История с запретом сериала «Останній коп» произошла до вашего прихода, но мне интересно, подавала ли медиагруппа в суд на Госкино?

– Я этой ситуацией не владею, скорее вам нужно обратиться к руководству группы.

– Чему эта история научила вас как менеджера в подходе к российско-украинской копродукции?

– Считаю, что качественный копродакшн в соответствии с требованиями украинского и европейского рынков только способствует развитию отрасли. При таком сотрудничестве Украина получает дополнительные возможности – не только финансовые.

– Была попытка медиагрупп подписать меморандум и прийти к общему пониманию, что есть копродукция, а что – замаскированное российское производство. Насколько я знаю, подписать его не удалось. Как вы думаете, почему? Есть ли какие-то подвижки в этом процессе?

– По моему мнению, чтобы развивать производство, нужно искать любые средства, потому что наш рынок только начинает расти после падения. И если мы будем находить дополнительные средства на других территориях, это всегда сыграет нам на руку.

Если вернуться к теме показов вашего собственного контента: повторные показы вы планируете только в рамках «2+2» или они могут быть и на других каналах группы?

– Мы как раз сейчас это обсуждаем. Допустим, была сформулирована очень интересная креативная идея. Почему бы, например, не отдать ее первый показ на «1+1», а потом уже показывать на других телеканалах группы? Так как аудитории пересекаются минимально, я думаю, что и там, и там будет результат, который поможет окупаемости.

Світлина Павла Шевчука

Галина Петренко, «Детектор медіа», 31 травня 2017 року

7-9 листопада, четвер-субота, Червоний зал «Сучасна анімація - досягнення, проблеми, перспективи»

10 листопада, неділя, Синій зал Світова флешмоб-прем’єра документального фільму «Я-Мобер» (Реж. А. Дем’яненко, Д. Томашпольський)

11 листопада, понеділок, Синій зал ЗІРКИ СВІТОВОГО КІНО: «Графиня із Гонконґу» (реж. Ч. Чаплін)