f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Денис Іванов: В Україні має розвиватися повноцінний кіноклубний рух

31.03.2017

Кінопродюсер, співзасновник компанії «Артхаус Трафік» Денис Іванов про досвід кінодистриб'юції авторського кіно, кінофестивальне життя та формування освіченої аудиторії кіно в Україні.

Ольга Усачева, rabota.ua

Об эволюции артхауса в Украине

Чтобы заниматься кинодистрибьюцией, нужно любить кино, следить за тенденциями и понимать, как работает бизнес. Это «сплав» искусства, бизнеса, культуры в широком и узком смысле, а также людей и их психологий.

Наша работа похожа на многоборье. Стартовали мы с женой, моим партнером по жизни и по работе, со студенческого киноклубного движения в Донецке. Искренне верили в то, чем занимались.

В 2003 году, когда мы начинали, французская романтическая комедия считалась глубоким артхаусом, а фильмы с субтитрами – тем более. Наше кино брали на один-два сеанса, никто не говорил про несколько недель. Сейчас «Патерсон» американского режиссера Джима Джармуша – фильм о поэте-водителе автобуса из провинциального города и его размеренной жизни – выходит на 30-ти экранах. Кто бы мог подумать об этом тогда?

О киноклубном движении

Если посмотреть на соседнюю Польшу, то арт-фильмы, которые показываются и в Украине, набирают у них в несколько раз большую аудиторию. При этом у нас зрительских посещений – где-то 70% от их количества.

Киноклубное движение – вот где закладывалась культура восприятия кино у поляков. В Польше киноклубы были в школах, в университетах, при фабриках. У нас это было очень развито при Советском Союзе, а потом все «скисло». Наступил перерыв, и только пара-тройка киноклубов на всю Украину продолжали заниматься своим делом, а остальные десятки, сотни и, может, даже тысячи – закрылись.

О легальном доступе к фильмам

В прошлом году «Артхаус Трафик» открыл некоммерческим киноклубам бесплатный легальный доступ к фильмам, которые выходили в украинском прокате в течение последних лет. Каталогом club.arthousetraffic.com пользуются киноклубы Киева, Одессы, Черкасс, Северодонецка и других украинских городов.

Мы предоставляем авторские права киноклубам с условием, что нужно показать несколько роликов будущих фильмов, которые будут выходить в прокат и станут частью фестивалей. Позже эти фильмы тоже будут в каталоге для бесплатных показов. Мы запустили пилот, и это набирает обороты.

В Украине должно развиваться полноценное киноклубное движение. В то же время мы сотрудничали с несколькими студенческими киноклубами и готовы были передать им это дело, но сработала наша национальная черта. Много мечтаем и хотим, а потом ищем причину, почему бы нам этого не сделать: нет времени, вдохновения, куча рисков, не факт, что все получится… Студенческие киноклубы ничего не сделали, и в результате мы сделали это сами.

Об авторских правах

Мало кто понимает, что такое авторские права. Раз нельзя их потрогать, значит, это как воздух – бессмысленно покупать, продавать, спрашивать разрешения.

В Украине сформировалось варварское отношение к правам: в обществе практически стопроцентная толерантность к пиратству, талантливые авторы книг, музыки, режиссеры и сценаристы не могут обеспечить своим трудом семьи. Из-за этого у нас отсутствуют многие вещи в отечественной культуре, а культурные индустрии формируются черепашьими темпами.

Об украинских зрителях

У нас растет кинорынок, растет количество зрителей, потому что кино остается одним из самых дешевых светских развлечений.

Аудитория наших кинотеатров – молодые люди, у нас практически не ходят в кино те, кому за 50. Если посмотреть в Париже на очередь в кинотеатр, то там достаточно пожилых зрителей. В Украине активные походы в кино пока что заканчиваются на детородном возрасте. Хотелось бы, чтобы наша страна все-таки могла обеспечить пенсионерам достойный уровень жизни, и они могли позволить себе регулярные посещения кинотеатров.

О коммуникации со зрителем

Хоть у нас и репутация тех, кто на острие, но в рекламе мы очень консервативны. Даем наружную рекламу, выпускаем пресс-релизы, делаем рекламу по телевидению, размещаемся на радио, в Facebook. Мы общаемся, ходим на эфиры и рассказываем о нашем кино. Работаем с целевой аудиторией, которая имеет такие же вкусы, наш взгляд на мир. Главное – пытаемся понять, что она читает, где сможет увидеть информацию. От этого и выстраиваем нашу рекламную кампанию.

О масскульте и артхаусе

Массовая кинокультура считается вторичной, потому что использует то, что зарекомендовало себя как бренд. Она использует образы, которые уже доказали свою привлекательность на рынке. Масскульт напоминает известную историю собаки Павлова: так и люди нажимают кнопочку, и все идут в кино. Это хороший бизнес.

В арт-кино ключевой является фигура автора, то есть режиссера, в противовес американской системе, где бал правят продюсеры. Есть авторы, которые исследуют границы киноязыка, снимают экстремальное кино с точки зрения зрителя. Другие же, наоборот, отказываются как от зрелищного кино-аттракциона, так и от выхода за пределы зрительского комфорта. Они делают «тихое» кино, где в центре повествования находятся не супергерои, а обычные маленькие люди.

Об «Оскаре»

Фильмы-аттракционы не занимают основную часть «оскаровских» номинаций. Самый главный «аттракцион» «Ла-Ла Лэнд» смотрит назад на эпоху мюзиклов, пытаясь развивать этот отдельный жанр, который сформировался в американском кино. Все остальные картины – «Манчестер у моря», «Ограды», «Лунный свет» – это то самое «тихое» кино, в котором очень важно человеческое измерение.

Например, «Лев» – это история об индийском мальчике, который потерялся, преодолел несколько тысяч километров, и его усыновила австралийская семья. Когда мальчик вырос, то с помощью технологий Google Earth и своих воспоминаний, он нашел свою семью. Или, к примеру, «Коммивояжер» Асгара Фархади, который получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Это фильмы о человеческих отношениях, отнюдь не истории о спасении планеты Земля от глобальной напасти с большими бюджетами, звездами и спецэффектами.

Еще один фильм – «Тони Эрдманн» Марен Аде. Бывший учитель музыки пытается наладить отношения с дочерью, бизнес-консультантом корпорации – абсолютный хит европейского кино, который получил практически все премии Европейской киноакадемии, но был совершенно незаслуженно обойден вниманием жюри в Каннах.

О работе на «Берлинале»

Для меня 50% кинопроцесса – это общение. Поэтому «Берлинале» – инструмент коммуникации. Мы много общаемся с коллегами, обмениваемся опытом, пытаемся построить сети контактов.

Как кинопрокатчики, мы пытаемся купить не только фильмы, которые вышли сейчас, но и те, которые будут готовы только к Каннскому кинофестивалю. Кроме того, мы делаем фестивали, занимаемся продюсированием, поэтому этому тоже посвящается много времени и общения.

О «Процессе» Сенцова

Фильм «Процесс» Аскольда Курова о суде над узником совести, украинским кинорежиссером Олегом Сенцовым, отбывающим сейчас срок в российской тюрьме по сфабрикованному делу, участвовал в официальной программе «Берлинале», но не был в конкурсе.

Картина была посвящена 30-летию Европейской киноакадемии, которая решила не устраивать банкет, а отметить юбилей актом солидарности с украинским режиссером. Это важный политический жест. На показе был полный зал: присутствовали послы, представители немецкой политической элиты и много коллег Олега Сенцова.

Нам кажется, что дело Сенцова очевидное и понятное, хотя многие после показа фильма выходили и говорили: «А, это вот так все было. Вот какой он, Олег Сенцов». Этот фильм – хороший инструмент для того, чтобы дело Сенцова не было забыто.

Аскольд Куров в каком-то смысле пожертвовал собой как автором, когда сделал такой фильм.

Об интересе к украинскому кино

Отборщики «Берлинале» выбрали только один украинский фильм в официальную программу. Значит, только он стал им интересен. Это документальный фильм «Школа №3», который состоит из монологов подростков об их жизни в оккупированной Николаевке. Он получил гран-при в конкурсной программе Generation 14plus.

О фильмах для детей

Как прививать детям хороший вкус в кино? Для этого мы основали «Чилдрен Кинофест», который проходит в конце мая-начале июня. В этом году будем проводить его уже четвертый раз. Фестиваль проходит в 20-ти городах одновременно. Стараемся отбирать туда европейские фильмы самых разнообразных жанров, чтобы показать детям, что есть огромный континент кино о жизни их сверстников за пределами Голливуда и телевизора.

О продюсировании «Полины»

Это семейное фэнтези, сказочный блокбастер франко-бельгийско-украинского производства, за который мы взялись вместе с бельгийским режиссером Олиасом Барко.

«Полина» – в некотором смысле авантюра, потому что у фильма очень короткий срок подготовки. От идеи до съемок прошло всего несколько месяцев. Оператор фильма Тьерри Арбогаст – это оператор Люка Бессона, и он должен был уходить на съемки фильма «Валерьян и город тысячи планет». Мы бы его не дождались, поэтому решили побежать быстро.

Сейчас доделываются спецэффекты, дописывается музыка. По сути, это первая большая копродукция Украины с европейскими странами.

О дистрибьюторском рае

Для меня эта страна считается своеобразным эталоном кинопроцесса.

Франция отличается тем, что там целенаправленно занимались развитием своей киносистемы. Страна имеет сложную рабочую систему поддержки кино на разных уровнях и на всех стадиях кинопроцесса – от кинотеатров до кинофестивалей, от фильмов-копродукций c экзотическими странами до европейских блокбастеров.

Здесь возникла концепция авторского кино в противовес голливудской системе, где считалось, что кино – это коллективное творчество.

Во Франции еженедельно выходят более двадцати фильмов со всех уголков земли. Есть фонд CNC, который поддерживает кино не только французское, но и других стран с французскими продюсерами – от Ближнего Востока и Африки до Украины и стран Восточной Европы.

О важности системы

Какие страны все активнее заявляют о себе на мировой карте кино? Это Германия, скандинавские страны и страны Бенилюкса. Но они не стали успешными, потому что такими «родились» – кто-то прилагал усилия. Кто-то снимал кино, кто-то строил кинотеатры, кто-то прогорал много раз, рисковал и снова открывался.

Киноклубы, киномедиа, кинокритики, кинотеатры, кинодистрибьюторы, кинофестивали, телевидение, каждый, кто написал сценарий к короткометражному фильму, – все это двигает кинопроцесс. Эта сумма действий и система, которая выстраивается и делает страну развитой или неразвитой.

Мы пока что пасем задних. Для сорокамиллионной страны у нас очень бедная культурная жизнь.

О кино в Украине

Украина – страна, где ты все должен делать сам. У тебя нет фондов, выстроенной системы. У тебя холодно в доме – твои проблемы, грязно на улицах – твои проблемы, двор завалило снегом – бери лопату и расчищай. С одной стороны, это большая проблема, с другой – большая возможность. Нет и конкуренции. Подаешься на питчинги, проявляешь активность. Проактивная позиция в таких странах, как наша, очень важна.

Об именах

Мирослав Слабошпицкий и Сергей Лозница сделали гораздо больше для Украины, чем поколение до них. Их фильмы будут изучать в университетах ближайшие 100 лет по всему миру. Сейчас они для меня олицетворяют украинское арт-кино.

О мировоззрении

Кого я более всего уважаю из исторических личностей? Как историк я многих уважаю. Например, Вацлав Гавел, Мустафа Джемилев, Олег Сенцов, Барак Обама и т.д. На самом деле, это большой список тех, кто честно занимается своим делом и не изменяет определенным принципам.

К какому недостатку я отношусь терпимее всего? Я ужасно нетерпимый человек, ненавижу недостатки.

Мой любимый девиз? Пессимизм еще не выиграл ни одной войны.

Качество, которое я ставлю выше всего? Любовь – чувство, которое мы должны лелеять в себе. Как сказал мой учитель Игорь Козловский, который сейчас находится в плену в «ДНР» уже 387 дней, наши шаги не имеют смысла, если они не наполнены любовью.

Світлина Тетяни Пастир

Ольга Усачева, rabota.ua, 16 березня 2017 року

17 грудня, понеділок, Синій зал Цикл «Наші співвітчизники у світовому кіно» Художній фільм «ТАЄМНИЦЯ НАТАЛІ ВУД»(ІІ серія)

18 грудня, вівторок, Малий зал Вечір до Дня вшанування учасників ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС

18 грудня, вівторок, Синій зал ЦИКЛ ВЕЧОРІВ «КІНО ПРО КІНО» Документальний фільм «ЗАГАЛЬНИЙ ЗШИТОК»