f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Дмитро Деркач, «Планета кіно»: «Проблема українських кіновиробників – у невмінні просувати свій продукт»

03.09.2016

Співвласник мережі кінотеатрів «Планета кіно» — про перспективи прокату українських фільмів.

Лілія Зінченко, «Детектор медіа»

«Планета кино» — сеть из семи кинотеатров на 49 залов в Киеве, Одессе, Львове, Харькове, Сумах и до недавнего времени — в Ялте. Кроме того, это единственная в Украине сеть кинотеатров, которая предоставляет отечественным зрителям возможность просмотра кино с технологией IMAX: в 2008 году «Планета кино» открыла IMAX-зал в киевском РЦ «Блокбастер» на одном этаже с кинотеатром «Мультиплекс», а в июне 2016-го в том же РЦ «Блокбастер» состоялось открытие обновленного 13-зального кинотеатра «Планета кино» — с залами IMAX, 4DX, тремя залами-ресторанами Re′Lux и киномаркетом.

30 августа совладелец «Планеты кино» Дмитрий Деркач на лекции в Kyiv Academy of Media Arts рассказал, как создавалась и развивалась его компания. А «Детектор медиа» воспользовался возможностью поговорить с Дмитрием о сложностях и перспективах проката отечественного кино, падении заработков при возросшем интересе украинцев к походам в кино, а также о судьбе ялтинского кинотеатра.

– Дмитрий, в этом году в прокат выходит рекордное количество украинских фильмов. На широких экранах уже показали 14 картин, анонсирован выход еще около 12 проектов с октября по декабрь этого года. Сколько из них и какие вы готовы показать в сети «Планета кино»? Почему?

– На самом деле гораздо меньше фильмов готовы выйти к концу года. Мы отобрали для проката четыре проекта, включая анимационный «Никита Кожемяка» (студия Panama Grand Prix, премьера запланирована на 13 октября 2016 года. — ДМ). Обычно мы берем в прокат практически все, что выходит в Украине.

– Весной этого года на своей странице в Фейсбуке вы заявили, что не хотите показывать украинский фильм «Я с тобой» (снят Sister’s production по заказу канала «1+1». — ДМ), но, мол, вам навязывают его прокат, даже угрожают, ссылаясь на Министерство культуры. Тогда разразился целый скандал…

– Это был фильм, снятый на телекамеры, на русском языке, с банальным сюжетом и с любительской игрой актеров. Я не хочу показывать кино просто потому, что оно украинское. Я не хочу повторения ситуации, которая происходит в России, где максимальное засилье абсолютно неинтересных фильмов, снятых, например, создателями Comedy Club. Если это низкокачественный продукт, зачем он нам? Фильм должен демонстрировать, что развитие украинского кино действительно происходит. Если проект снят только для того, чтобы заработать (в том числе за счет того, что его кто-то пропихнет куда-то в прокат), я не буду его показывать.

– Украинские кинопроизводители жалуются на то, что кинотеатры не хотят показывать их фильмы, а кинотеатры, в свою очередь, кивают на дистрибьюторов, которые жестко расписывают залы под западные блокбастеры. А как на самом деле?

– Так и есть.

– Кто и что должен сделать, чтобы украинского кино в прокате было больше?

– Во-первых, его надо больше снимать, для начала. Во-вторых, кинопроизводители готовят картины, но вообще не вкладывают никаких усилий в их раскрутку, популяризацию. Они считают, что если фильм украинский, все должны немедленно взять его в прокат априори. Например, был хороший проект «Иван Сила», но нам его предоставили за неделю до проката, то есть мы узнали о нем, получили трейлер всего за неделю до выхода.

Невозможно раскрутить фильм, когда даже трейлера нет. Статистика показывает, что человек ходит в кино раз в три месяца. Он должен увидеть трейлер, чтобы появился интерес и чтобы он в принципе узнал о существовании фильма. Если трейлер появляется за неделю или две до выхода, об этом кино просто никто не узнает. То есть в первую очередь создателю нужно подумать не о том, чтобы просто снять для галочки украинское кино, а чтобы и рассказать о нем, сделать рекламные материалы. Потом кинопроизводителям нужно поработать с дистрибьюторами — объяснить, как они будут этот фильм раскручивать, промотировать, рассказать, почему они верят в его успех. Потом дистрибьюторы придут к нам обсуждать условия.

Никакой дискриминации нет. Если фильм хороший — он будет в прокате. Есть положительные примеры: «Тени незабытых предков» (реж. Любомир Левицкий, премьера состоялась 14 ноября 2013 года. — ДМ), он не полностью украинского производства, но шел у нас в прокате очень долго, особенно во Львове — месяца два, маленьким количеством сеансов, но шел.

– Вы были одним из инициаторов создания Союза кинотеатров Украины. Чего больше всего ждете от этого объединения?

– Создание союза — идея Антона Пугача из «Мультиплекса». Она заключалась в том, что нужно в этот союз включить как можно больше украинских кинотеатров — маленьких, больших, временных, разных. Я полностью согласен с этим. Но чтобы дать хороший старт, он хотел сначала получить поддержку от основных сетей, от нас в том числе, чтобы продемонстрировать, что мы вместе, и к нам присоединилось больше кинотеатров.

Я сейчас немного выключен из этого процесса, в нем участвует наш директор — Наталья Байдан.

Главная цель Союза кинотеатров Украины — чтобы был единый ресурс, где все смогут обсуждать общие проблемы и вырабатывать решение этих проблем. Когда есть союз, можно выходить на лоббирование интересов, защищать свои интересы лучше. Когда отменили привилегию с НДС в этом году, каждый кинотеатр по отдельности возмущался, на этом все закончилось, а если бы была какая-то единая сила, которая могла бы противостоять, было бы больше пользы.

– Как изменилась ситуация с кассовыми сборами в связи с кризисом в стране?

– Надо отметить, что люди не стали смотреть кино меньше, даже наоборот — если раньше была возможность куда-то ездить и тратить деньги на путешествия, то теперь кино — дешевая отдушина и доступный способ развлечения. Но проблема в том, что кинотеатры стали зарабатывать намного меньше. Если раньше в среднем цена билетов в обычный зал составляла пять долларов, а в IMAX — десять, то теперь — два и шесть долларов соответственно. Но ведь за оборудование кинотеатр платит в долларах, роялти за технологии — в долларах, арендная плата за помещение — в долларах. Зрители ходят, но не готовы платить много, и весь бизнес от этого реально пострадал.

– Помимо доходов от продажи билетов и сопутствующих товаров, кинотеатры зарабатывают на рекламе. Есть ли регламент на показ рекламы в вашем кинотеатре?

– Мы для себя приняли решение, что будем показывать не более трех минут одним рекламным блоком перед трейлерами. Сначала идет внутренняя реклама, потом до трех минут коммерческой рекламы, трейлеры и сам фильм.

– Какова судьба кинотеатра «Планета кино» в Крыму (Ялта)? Известно, что вы продали его после аннексии полуострова, но оставили информационную поддержку. Что происходит сейчас?

– Мы открылись в Ялте в начале 2013 года, собрали большую клиентскую базу — пользователи накопили бонусы, привыкли к тому, что мы там есть, мы не могли просто бросить этих людей. Продажи билетов отключили сразу же после продажи кинотеатра, но какое-то время поддерживали информационно. Сейчас уже полностью выводим из сети. Они создали отдельный сайт — скопировали наш старый. Мы уже отключили мобильное приложение. В целом, никакого отношения к тому кинотеатру мы не имеем.

Лілія Зінченко, «Детектор медіа», 1 вересня 2016 року

7-9 листопада, четвер-субота, Червоний зал «Сучасна анімація - досягнення, проблеми, перспективи»

10 листопада, неділя, Синій зал Світова флешмоб-прем’єра документального фільму «Я-Мобер» (Реж. А. Дем’яненко, Д. Томашпольський)

11 листопада, понеділок, Синій зал ЗІРКИ СВІТОВОГО КІНО: «Графиня із Гонконґу» (реж. Ч. Чаплін)