f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Сергій Голуб: «Українські дистриб’ютори поки неохоче надають дані про збори»

29.08.2016

Директор компанії «КіноСвіт Діджитал» Сергій Голуб про стан українського кінопрокату.

Саша Плющ, «Бюллетень кинопрокатчика»

Традиционно летом, после отгремевших кинофестивалей и Кинорынка в Одессе, мы стараемся разузнать, как обстоят дела в кинопрокате Украины. И этот год не стал исключением. О тенденциях украинского рынка мы поговорили с Сергеем Голубом, директором компании-инсталлятора «КиноСвит Диджитал», которая, помимо технического оснащения кинотеатров, занимается сбором статистики и аналитикой рынка в Украине.

Сергей, расскажите, пожалуйста, какие проблемы и вопросы украинской киноиндустрии обсуждались в Одессе особенно активно? Чем был примечателен минувший Кинорынок?

На прошедшем Кинорынке было подписано соглашение о создании ассоциации кинотеатров, которую уже несколько лет подряд пытались основать, но пока никак не получалось. В этом году выбрали представителей кинотеатров, которые будут входить в состав ассоциации. Основная задача этого объединения – это отстаивание и защита интересов отдельно взятых кинотеатров или крупных сетей во взаимоотношениях с дистрибьюторами, а также решение повседневных вопросов, возникающих при работе площадок.

Насколько мы знаем, большинство крупных релизов сконцентрировано в руках одного украинского дистрибьютора – B&H. На ваш взгляд, наличие такого крупного прокатчика идет на пользу рынку или во вред? Известно ли что-нибудь о планах студий создавать собственные офисы в Украине?

Вы знаете, я могу судить только исходя из проделанного анализа проката пятидесяти топовых фильмов, которые были показаны в 2015 году, и компания B&H предложила 26 релизов, в итоге заняв 52 процента рынка по кинопрокату. Безусловно, B&H является лидером среди дистрибьюторов и представляет большой пакет фильмов от внушительного количества студий-мэйджоров. Для кинотеатров, конечно же, желательно, чтобы было много офисов и много компаний-дистрибьюторов, куда можно обращаться и выбирать лучший контент и лучшие прокатные условия. Сейчас особого выбора у кинотеатров нет, им приходится считаться с требованиями компаний-дистрибьюторов. Особенно сложно в такой ситуации существовать однозальным кинотеатрам, так как к одному кассовому фильму им могут дать еще два-три релиза, которые нужно показывать. И при таком репертуарном планировании кинотеатр теряет деньги, потому что мог бы с утра до вечера показывать один кассовый фильм и зарабатывать, а приходится ставить в расписание и другие проекты, на которые не всегда охотно и массово идут зрители. О планах по созданию собственных новых офисов и представительств мэйджоров я не знаю, но могу сказать, что некоторые дистрибьюторы периодически пытаются наладить сотрудничество со студиями. Возможно, в будущем ситуация изменится.

Как вы считаете, объединение кинотеатров как-то сможет повлиять на расстановку сил в украинском кинопрокате?

Поскольку ассоциация создается прежде всего для защиты интересов кинотеатров, то она, конечно, будет их лоббировать. Возможно, когда дистрибьюторы будут предлагать неудобные пакеты и прокатные условия, кинотеатры, вошедшие в состав объединения, станут выдвигать встречные требования для компромиссного разрешения вопросов. Как говорится, с армией трудно бороться, когда все ее солдаты действуют как единое целое и подчинены одному командованию, но очень легко ее победить, когда каждый солдат в отдельности ведет свою войну и пытается быть командиром. Поэтому я считаю, что объединение должно улучшить жизнь кинотеатров, и, возможно, изменятся и взаимоотношения с дистрибьюторами на территории Украины – прокатчикам придется вступать в диалог с кинотеатрами и находить компромисс. Как монополисты какое-то влияние они, вероятно, потеряют, но мне кажется, не потеряют в деньгах, потому что чем больше кинотеатр зарабатывает (а он хочет больше зарабатывать), тем выше и доходы дистрибьютора.

Компания «КиноСвит Диджитал» уже восемь лет занимается сбором статистики украинского кинопроката. Изменилась ли как-то за последнее время ситуация в плане прозрачности рынка?

Сами дистрибьюторы по-прежнему предоставляют данные по кассовым сборам не очень охотно. Они могут дать обобщенную информацию – количество проданных билетов, валовые сборы. Могут назвать самый кассовый фильм, но не делятся финансовыми подробностями. Какую-то информацию можно получить инсайдерски или пообщавшись с дистрибьютором, который не скажет о себе, но скажет о своем конкуренте.

Но что-то происходит, чтобы рынок становился более прозрачным? Насколько мы знаем, Украина не представлена в Rentrak, но, возможно, у вас есть локальные системы отчетности, аналогичные российской ЕАИС?

В принципе, крупные сети начинают внедрять новые системы, которые позволяют анализировать работу отдельно взятого кинотеатра или сети в целом. Например, в киносети «Мультиплекс-Холдинг» работает система компании Vista, в которой идет учет посещаемости и сборов кинозалов. Но тут нюанс в том, что это происходит не по указанию со стороны государственных органов, а по желанию и уже необходимости владельцев кинотеатров, которые самостоятельно пытаются внедрить эти системы для того, чтобы заниматься аналитикой своего бизнеса.

Достаточно ли тех статистических данных, которые вам удается собрать, для аналитики в масштабе всего рынка? Кто-то еще, кроме вас, анализирует украинский кинопрокат в системном порядке?

Такой полной аналитикой, как наша компания, больше никто не занимается. Так что и украинские издания, и директора кинотеатров обращаются за информацией к нам. Конечно, каждая сеть, каждый кинотеатр анализирует информацию внутри себя, но получить какую-то полную картину обо всех не всегда возможно. Я в этой ситуации занимаю нейтральную позицию – не вижу в этом для себя абсолютно никакой выгоды, но анализирую информацию, потому что мы должны понимать, стоит на месте наш кинобизнес или движется вперед. Вот по цифрам на июль 2016 года мы видим, что ситуация изменилась по сравнению с 2015-м, и прирост по количеству кинотеатров за год составил 3,21 процента. Кризис не прошел, но радует то, что открываются новые площадки, новые залы, их становится все больше. Это особенно важно с учетом того, что часть украинских кинотеатров осталась на аннексированных территориях, или, например, что сейчас из Украины уходит российская сеть «Кронверк» – закрываются два многозальных кинотеатра, в Киеве и Харькове.

Если говорить о цифрах, то нельзя не заметить, что за последние два года в Украине довольно существенно выросла средняя цена билета. С чем это связано?

Прежде всего с ростом курса – доллар вырос, соответственно, выросли и арендные ставки торговых центров, выросли коммунальные платежи. В этой связи увеличилась расходная часть кинотеатров, они вынуждены были это каким-то образом компенсировать, что и сказалось на стоимости билета. В этом году цена еще немного выросла несмотря на то, что курс практически не изменился – это связано уже с введением НДС, который теперь платится с каждого проданного билета.

Как обстоит дело с трехмерным форматом в Украине? В России, например, мы в последнее время наблюдаем снижение зрительского интереса к 3D. Удается ли вам собирать статистику отдельно по трехмерным релизам?

Анализа статистики по прокату фильмов в 3D у нас нет, есть только информация о том, сколько залов оснащено оборудованием для показа в трехмерном формате (на сегодняшний день это порядка 70 процентов) и какие типы 3D-систем установлены. По результатам посещения киновыставок в разных странах могу сказать, что, безусловно, сейчас все ждут чего-то нового, свежего в плане технологий, а 3D уже немного приелось, и инженеры ведущих компаний ведут разработки в области голографического кино, купольного и прочее. В то же время масштабное качественное кино люди смотрят в трехмерном формате с удовольствием. Особенно это касается 3D-релизов в IMAX. У нас не очень много залов IMAX (на сегодня пока только пять), но популярность этого формата не теряется.

К слову о технологиях: что сейчас происходит на украинском рынке в сегменте технического оснащения кинотеатров, как он развивается?

На текущий момент на рынке работают четыре инсталлятора – «КиноСвит Диджитал», «Кинопрокат-Украина», Asia Cinema и «Реал-кино». Уверен, что в ближайшее времени в Украине будут появляться все новые и новые компании-инсталляторы, так как наш рынок находится в стадии развития и является интересным для многих крупных мировых компаний. Появление большего количества конкурентов будет стимулировать профессиональный рост в нашей сфере. Есть и сложности в работе компаний-инсталляторов, заключаются они в том, что кинотеатрам выгодно устраивать тендеры среди нескольких поставщиков оборудования для того, чтобы получить минимальные цены. Иногда поставщики в борьбе за проект на тендерах снижают рекомендованные производителями цены на оборудование и, практически ничего не зарабатывая, предлагают лучшие финансовые условия по предоплате и очень выгодные условия по рассрочке. Также инсталляторы сталкиваются с тем, что некоторые кинотеатры не осуществляют своевременную оплату по подписанным контрактам, не компенсируют штрафные санкции и так далее. При этом структуры или организации, которая была бы призвана защищать интересы инсталляторов, в Украине пока нет.

Участвует ли каким-либо образом государство в функционировании украинской киноиндустрии?

Наше государство оказывает посильную помощь в развитии регионального кино и периодически выделяет бюджетные деньги для переоборудования кинотеатров, как в строительной части, так в плане обновления проекционного и звукового оборудования. Например, у нас есть сеть «Киевкинофильм» – это коммунальное предприятие, принадлежащее Киеву. Город сам привлекает инвестиции, открывает новые залы (сейчас их больше двадцати), обновляет оборудование. В регионах проводятся тендеры для коммунальных кинотеатров, и таким образом происходит их обновление. Так что последние два-три года сами города потихонечку инвестируют заработанные деньги в развитие площадок. Что касается кинопроизводства, то широкой программы поддержки со стороны государства пока нет, фильмы на госсредства создаются редко, в большей степени производство идет за счет частных инвестиций. Вы, наверное, уже наслышаны, что 13 октября у нас в прокат выходит первый украинский мультфильм в формате 3D – НИКИТА КОЖЕМЯКА. Также еще на одной киностудии (FILM.UA Group) снимается украинский исторический фильм СТОРОЖОВА ЗАСТАВА. (Зазначимо, що обидва фільми отримали державне фінансування. – НСКУ). Так что киноиндустрия в Украине не стоит на месте и будет радовать нас новыми зрелищными проектами.

Насколько активно сегодня смотрят национальное кино в Украине, как его воспринимают?

Если фильм сделан качественно, с хорошей идеей, то люди смотрят его с удовольствием и получают положительные эмоции. Конечно же, наши зрители всегда ждут удачные национальные проекты. Например, студия «95-й квартал» производит комедии, зрителям они очень нравятся – по итогам первого полугодия 2016 года проект 8 ЛУЧШИХ СВИДАНИЙ от «95-го квартала» замыкает тройку самых кассовых фильмов после ДЭДПУЛА и ЗВЕРОПОЛИСА.

А к российскому кино, по вашим наблюдениям, какое сейчас отношение в Украине?

Могу сказать только о себе: я вырос на фильмах Тарковского, Рязанова, Гайдая, других гениальных режиссеров и считаю, что кино – это искусство, которое призвано объединять людей. Одна из моих любимых картин – ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!, смотреть ее можно бесконечное количество раз. Я всегда с ностальгией окунаюсь в то время, когда были молоды родители, когда все было намного проще и люди были намного чище в своих порывах и намерениях.

Саша Плющ, «Бюллетень кинопрокатчика», 29 серпня 2016 року 

12 грудня, середа, Синій зал Прем’єрний показ художнього фільму «ТРИМАЙ БІЛЯ СЕРЦЯ»

12 грудня, середа, Червоний зал ДИВІМОСЬ, ХТО ПРИЙШОВ Громадська організація «Сучасне Українське Кіно» (СУК) презентує вечір «Кіносереда – Зимове»

12 грудня, середа, Малий зал «ЦИКЛ ВЕЧОРІВ ІСПАНОМОВНОГО КІНО» Художній фільм «ГАВАНАСТЕЙШН»