f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Анна Паленчук: Багато членів знімальної групи працювали без гонорарів

31.01.2016

Подаємо інтерв'ю із Анною Паленчук, продюсером документальної стрічки «Маріуполіс», яка увійшла до конкурсної програми «Панорама» Берлінського кінофестивалю.

Таїсія Бахарєва, «Факты»

Хрупкая блондинка с копной вьющихся волос Анна Паленчук сегодня считается одним из самых успешных украинских кинопродюсеров. Она сделала головокружительную карьеру, три года назад став одним из продюсеров картины «Истальгия». Работала над фильмом Владимира Тихого «Наша Надежда» и организовывала Дни украинского кино в поддержку Олега Сенцова в нескольких странах Европы. Анна считает, что украинское кино способно выжить только в сотрудничестве с европейскими кинокомпаниями.

Своей новой работе — документальному фильму «Мариуполис» — она пророчит успешную фестивальную жизнь. Его премьера состоится во время Берлинского фестиваля, который пройдет в начале февраля нынешнего года. Картина, снятая литовским режиссером Мантасом Кведаравичюсом, — это совместное производство компаний Украины, Литвы, Германии и Франции. Фильм будет показан в программе «Панорама», проходящей параллельно с основной конкурсной программой мирового кинофеста.

— Мариуполь появился в моей жизни неожиданно, — рассказала «Фактам» продюсер фильма «Мариуполис» Анна Паленчук. — Знакомые сказали, что в Украину приезжает литовский режиссер Мантас Кведаравичюс, который хочет снимать документальное кино. Меня попросили о содействии. Мы встретились с Мантасом, обсудили все детали.

Речь шла о том, что Мантас будет снимать кино о жителях небольшого греческого поселка Сартана, расположенного недалеко от Мариуполя, где живут этнические греки, сохранившие все традиции своей родины. Мантас приехал в Украину и отправился со съемочной группой в Сартану. И вдруг он неожиданно позвонил мне и сказал: «Я в Мариуполе. Это самый кинематографический город из всех, что я видел. Мы будем здесь снимать!» Буквально за две недели собралась команда, и мы направились на восток Украины.

— Вы впервые были в Мариуполе?

— Да, этот город меня поразил и влюбил в себя. Знаете, о нем бы немного позаботиться, и он запросто мог бы превратиться в один из тех уютных морских городков, множество которых разбросано по побережью Италии. В Мариуполе своя особая атмосфера. Там невысокие дома, старинные особняки. Этот город находится между войной и миром. Наверное, второго такого места, действительно, не найти.

Мы приехали туда в конце апреля 2015 года. И, по сути, без перерывов снимали два месяца. Помню, как Мантас упрашивал наших операторов прерваться на обед, а они все снимали и снимали. Знаете, у всей съемочной группы было особое отношение к проекту. Мы понимали, что делаем очень важное кино. Для людей и ради них. Многие из съемочной группы работали без гонораров.

— Вы попали в Мариуполь как раз на празднование 9 Мая.

— Находились в тот день на центральной площади города, где происходило запоминающееся сценическое действо. Рядом стояли люди, переодетые в военную форму советского времени, и ребята из зоны АТО, а за ними — военные на мотоциклах, оставшихся еще со времен Второй мировой войны. Это был марш мира. Вообще, мариупольцы — уникальные люди, способные сохранять хладнокровие даже в самые тяжелые моменты. В городе до сих пор слышны звуки от разрывов снарядов. Но на лице ни у кого из прохожих я не встречала обреченности и паники.

— Вы были в районе Мариуполя, пострадавшем от атаки «Градов»?

— Да, мы снимали там несколько дней. Этот район находится совсем недалеко от линии огня, на границе военных действий. Следы разрушений видны везде. Одна из наших героинь — женщина, у которой полностью разбомбило квартиру. Но она не убежала из города, а потихоньку стала ремонтировать свое жилье. Мы видели дома, в которых до сих пор чернеют дыры от пожара. На стоянках можно увидеть остатки сгоревших машин. Честно говоря, жуткое зрелище. Но рядом детская площадка, где гуляют родители с детьми. Город продолжает жить по своим законам, будто заявляя всем: мы вас не боимся, это наша земля.

— Ведь вы снимали даже в театрах.

— Творческая жизнь в Мариуполе не прекращается. Но больше всего нас потрясла поездка в Сартану. Греческое поселение находится рядом с передовой, тем не менее люди там продолжают жить, играть свадьбы, печь потрясающе вкусные пироги. Мы снимали репетицию оркестра и были на концерте. Потом переехали в Широкино, где снимали в местном Доме культуры. Через пару дней после нашего отъезда в это здание попал снаряд и его полностью разбомбило. Так что Дома культуры, который есть в нашем фильме, на самом деле уже не существует.

— Анна, вам было страшно во время съемок?

— Только однажды, когда начался обстрел «Градами». Казалось, снаряды разрываются буквально в нескольких метрах. Я выбежала на улицу, а вокруг люди, которые совершенно спокойно идут по своим делам.

Оказывается, можно привыкнуть к жизни в условиях перманентной войны. В городе на каждом шагу указатели бомбоубежищ. Мы привезли с собой комплекты бронежилетов, но, слава Богу, так ими и не воспользовались.

— Как, по вашему мнению, настроены жители Мариуполя? Они поддерживают Украину?

— Мариуполь очень неоднозначный город в смысле настроений. Признаюсь, мы никому даже не сказали, что приехали из Киева и снимаем здесь украинскую картину. Нас предупредили, что в городе много агрессивно настроенных людей, которые могут жестко отреагировать. Поэтому не говорили на украинском языке.

— Снимая картину, готовили ее для фестивалей?

— Такую задачу никто перед собой не ставил. Но Мантас Кведаравичюс в Берлине человек уже достаточно известный. Его картину показывали на кинофестивале. Поэтому вторую работу режиссера, естественно, там ждали. Я рада, что мне довелось принимать участие в этом проекте. Тем более, что работали мы не для славы или гонорара, а потому, что хотелось зафиксировать историю, людей, оказавшихся в совершенно уникальной, жесткой ситуации. Это интернациональная картина, которую поддержали Украина, Германия, Литва и Франция. И каждая из этих стран вложила частичку своего сердца и труда, чтобы мир увидел «Мариуполис».

На фото — Анна Паленчук і Мантас Кведаравічюс

Таїсія Бахарєва, «Факты», 23 січня 2016 року

7-9 листопада, четвер-субота, Червоний зал «Сучасна анімація - досягнення, проблеми, перспективи»

10 листопада, неділя, Синій зал Світова флешмоб-прем’єра документального фільму «Я-Мобер» (Реж. А. Дем’яненко, Д. Томашпольський)

11 листопада, понеділок, Синій зал ЗІРКИ СВІТОВОГО КІНО: «Графиня із Гонконґу» (реж. Ч. Чаплін)