f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Денис Іванов: 90% дітей вперше потрапили в кіно на нашому фестивалі

08.12.2015

Продюсер і кінодистриб'ютор Денис Іванов – про Всеукраїнський фестиваль короткометражного кіно для дітей та підлітків "Єдність і толерантність".

Єкатерина Сєргацкова, "УП. Культура"

"Если человек в 12 лет не посмотрел Чаплина или какое-то европейской кино, а просматривал только всякие блокбастеры вроде "Форсаж-7", то вряд ли он, когда вырастет, придет к европейскому кино", – считает основатель прокатной компании "Артхаус Трафик" Денис Иванов.

Мы встречаемся с Денисом в кофейне рядом с "Жовтнем", одним из немногих в Киеве кинотеатров, где можно посмотреть альтернативные блокбастерам фильмы. "Артхаус Трафик" уже десять лет прокатывает на украинском пространстве жанровое кино и организует фестивали артхауса. А недавно Денис решил взять на себя новый вектор – детские кинофестивали и создание кино для детей.

Денис торопится – сегодня как раз закончились съемки фильма для детей "Полина", который снимает французский режиссер Олиас Барко вместе с оператором-постановщиком Тьерри Арбогастом (работает с Люком Бессоном, снимал "Пятый элемент").

Среди актеров – французские кинозвезды Виржини Ледуайен ("Пляж", "8 женщин") и Эдуард Баэр ("Астерикс и Обеликс в Британии"), голливудский актер Сол Рубинек ("Настоящая любовь", "Уолл-стрит"), украинский силач и актер Василий Вирастюк и белорусская актриса Яна Новикова ("Племя"). "Полина" – история 11-летней девочки, которая ищет правду о своей семье.

Съемки длились всего 26 дней, и удалось, говорит Иванов, сделать практически невозможное – организовать съемочный процесс за невероятно короткие сроки. А параллельно он успел провести совместно с Interfilm-Berlin фестиваль детского кино "Единство и толерантность", с которым даже ездил на восток Украины.

Журналистка Екатерина Сергацкова специально для "УП.Культура" поговорила с Денисом Ивановым о том, какое кино нужно показывать детям и как говорить с ними о сложных жизненных проблемах.

– "Артхаус Трафик" все время занимался взрослыми фильмами, а тут вдруг ты сделал сначала международный детский кинофестиваль "Чилдрен Кинофест", а теперь вот – фестиваль короткометражек "Единство и толерантность". Почему ты решил заняться детским кино?

– Когда произошли изменения, связанные с Майданом, стало очевидно, что нельзя жить так, как мы жили раньше. Мы стали думать о будущем, о том, что можем развивать зрителей с самого детства.

С другой стороны, мы увидели, к чему приводит информационная война и насколько те образы, которые нас окружают, этот аудиовизуальный текст, взрослые и дети не умеют считывать. Из-за этого многое и произошло с нашей страной. Так что элемент развития критического мышления нам показался очень важным.

Вообще, готовить человека к жизни должна школа, но там не преподают киноискусство. От этого возрастает возможность разного рода манипуляций.

Все эти факторы привели нас к осознанию того, что нам категорически не хватает детских проектов. Воспитывать публику нужно начинать с раннего возраста, это дает результаты – получается в том числе профессиональная среда. 

Сначала мы основали "Чилдрен кинофест", который проходил в конце мая этого года, – большой фестиваль для подростков и детей по всей Украине.

Потом мы основали вместе с Европейской киноакадемией приз на лучший фильм молодой аудитории, и Украина присоединилась к сетке показов, где дети голосуют за фильмы по всему миру. В этом нам помог "Гете-институт": они поверили в этот формат, в то, что можно после показа делать ток-шоу, дискуссии с детьми.

А потом уже они сами пришли к нам с концептом фестиваля "Единство и толерантность".

– А что такое детский фильм? Вот "Королевство полной луны" Андерсена – это детское кино?

– Это скорее инфантильный фильм для взрослых. Хотя не уверен, потому что формально он вполне может быть детским.

– Тебе не кажется, что понятие детского относительно? Ведь называя какие-то фильмы или другие произведения искусства и культуры детскими, мы делаем детей немножко инфантильными взрослыми: смотри, сейчас мы как бы играемся, а потом уже начнется реальная жизнь.

А реальная жизнь тем временем происходит прямо здесь и сейчас. Как ты определяешь эти границы?

– Вообще, фильм изначально должен быть снят для детей. Но дети с удовольствием смотрят и взрослое кино.

У меня двое детей,  и старший пару лет назад посмотрел "Начало" и "Бойцовский клуб", ему понравилось.

Нельзя говорить, что дети – недоразвитые зрители по сравнению со взрослыми. Киноязык уникальный в том смысле, что он универсален.

Но если говорить о том, какое кино мы ищем, то есть несколько критериев. Если мы посмотрим, какое детское кино идет в широком прокате, то в основном это фэнтези.

В Европе же много жанрового кино, в котором не обязательно присутствуют элементы фантастики, там герои живут вполне реальной жизнью. А у нас этого нет и в литературе, кстати. Когда мы начинали делать детские проекты, то как раз хотели познакомить детей с другим кино.

В случае фестиваля "Единство и толерантность" главный герой фильмов, как правило, ребенок, который оказался в понятных другим детям обстоятельствах и должен найти выход из ситуации, например. После показов мы обсуждали с детьми, кто был прав, что произошло, как бы они поступили, и это заставляет их анализировать.

Я был модератором в Киеве и Краматорске. В отличие от многих культурных проектов этот фестиваль попал в города, в которых ощущается культурная изоляция из-за прифронтового статуса. Было интересно поговорить с детьми.

– О чем говорили? Какие у них возникали вопросы?

– На самом деле это у нас возникало много вопросов к ним. Например, в Краматорске один из мальчиков сказал, что учитель – чисто женская профессия, и мы поняли, что у него в школе, судя по всему, преподают одни женщины, а это наталкивает на определенные мысли.

– Почему фестиваль назвали именно так – "Единство и толерантность"?

– Толерантность помогает выживать в моменты кризиса и катастроф, она сглаживает острые углы. Но не все так просто у нас с толерантностью. На Западе это воспринимают скорее как религиозный термин, а у нас его почему-то полностью апроприировало ЛГБТ-сообщество. 

– Как вы с детьми говорили о толерантности? Каков ключ? И в чем для тебя суть слова "единство" в названии?

– Все просто: невозможно добиться в стране какого-то общества, члены которого будут между собой позитивно взаимодействовать, не уважая инаковости, другой точки зрения. Поэтому без единства не может быть толерантности и наоборот.

– Ты упомянул про проблемы ЛГБТ. Нужно ли и как нужно рассказывать детям об этом?

– В кинотеатре Краматорска главный инженер сказал, отсмотрев все фестивальные фильмы: "Фух, ну хоть не будет педерастии".

Мы эту тему не поднимали, поскольку толерантность и ЛГБТ у нас находятся в такой железобетонной связке. О таких терминах проще говорить, когда ты смотришь фильм с конкретными героями в конкретной жизненной ситуации. Тогда все становится понятно.

– Что дальше? Судя по тому, что ты задумал, это будет целая цепь задач на много лет вперед.

– Мы будем расширяться вглубь и вширь, потому что наша основная задача – продвигать искусство кино. Вырабатывать привычку культурного семейного досуга, поддерживать людей, которые не могут позволить себе сходить в кино.

В маленьких городах во время нашего фестиваля 90 процентов детей впервые попали в кино. То есть они не знают, что это такое. Из-за бедности исчезла привычка. Зачем идти в кинотеатр, если можно посмотреть телевизор или скачать фильм в интернете?

Они не знакомы с видом самого массового искусства. В том же Краматорске сотни тысяч жителей и всего один работающий кинотеатр.

– И гостиница одна.

– Ага, с СБУшниками (смеется).

–  Так во что все это может перерасти? Школа юных кинокритиков? Детская киностудия?

–  Благодаря таким проектам постоянно расширяется наша сеть друзей. С "Гете-Институтом" мы сделали семинар для киноактивистов из разных городов – от Житомира до Мариуполя. Мы посмотрели фильмы, обсудили их, придумали, как будем объяснять детям, что такое толерантность.

И вот эта сеть сама по себе уже существует, люди знают друг друга, и это основа того, как будет развиваться детское кино в регионах. В общем, мы будем продолжать в том же духе: проводить фестивали, находить интересное украинское детское кино и показывать его.

Всеукраинский фестиваль короткометражного кино для детей и подростков "Единство и толерантность" проходил в Украине с 16 сентября до 26 ноября 2015 года. Программа фестиваля была показана в 12 украинских городах, включая Славянск, Краматорск и Мариуполь. Показы были бесплатными, после них проходили обсуждения фильмов со зрителями.

Єкатерина Сєргацкова, "УП. Культура", 7 грудня 2015 року

21 лютого, четвер, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ КІНОРЕЖИСЕРА СЕРГІЯ ЛОСЄВА

22 лютого, п’ятниця, Синій зал Документальний фільм "Кенгір. Сорок днів свободи"

23 лютого, субота, Синій зал ТВОРЧА ЗУСТРІЧ З НАГОДИ 65-ЛІТТЯ ОЛЕКСАНДРА СПАРИНСЬКОГО