f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Пилип Іллєнко: «Через нестачу коштів, ми не можемо запускати нові проекти»

18.08.2015

Рік тому головою Державного агентства України з питань кіно було призначено Пилипа Іллєнка. Про те, чим сьогодні займається відомство, керівник Держкіно розповів під час онлайн-конференції в редакції «Комсомольської правди в Україні».

Оксана Гончарук, «Комсомольська правда в Україні»

"Актеры в информационной войне - мощное и опасное ОРУЖИЕ"

- Филипп Юрьевич, до момента прихода в Госкино вы были продюсером фильма "Толока", который снимает ваш родной дядя Михаил Ильенко. Все решили, что теперь-то картину быстро доделают…

- Я сделал все, чтобы продемонстрировать обществу, что у меня не будет возникать конфликта интересов. Компания, производившая фильм, владельцем которой был я и члены моей семьи, была продана. И в дальнейшем я не участвовал в продюсировании фильма. "Толока" не была в прошлом году профинансирована, потому что не было возможности, так же как и не были профинансированы многие другие ленты.

- А сейчас съемки невозможно продолжить, потому что исполнителя главной роли Дмитрия Линартовича забрали в армию. Как вы относитесь к призыву актеров?

- Конечно, актеры, режиссеры и остальные незаменимые субъекты кинопроизводственного процесса - такие же украинцы, граждане и для них не может быть преференций. Но есть положение, касающееся бронирования некоторых персон, которые задействованы в государственной работе. Например, нардепы и чиновники определенного уровня не служат в армии, не потому что они "косят", а потому что исполняют важную для государства функцию.

Если говорить о том, что в Украине есть еще и информационная война с Россией, то актеры в этой информационной войне - мощное и опасное для врага оружие. Возможно, мы должны как государство принимать решение касательно эффективного использования человеческих ресурсов. Нужен какой-то алгоритм отсрочки прохождения службы для тех, кто задействован в госпроектах, в которые государство уже вложило средства.

"Из-за недостатка финансов, мы не можем запускать новые проекты"

-  Филипп Юрьевич, расскажите, сколько бюджетных денег государство в 2015 и 2016 годах готово потратить на кино. Какие интересные фильмы и каких режиссеров вы уже успели в этом году профинансировать и таким образом взять под свое крыло?

- В этом году по бюджету на кинопроизводство запланировано потратить 64 миллиона гривен. Потрачено пока около 26. Бюджет хоть и не слишком большой, но средства поступают вовремя. Но мы вынуждены возобновлять финансирование лент, чье производство приостановилось  из-за того, что в прошлом году кино практически не финансировалось.

- А что вы смогли запустить в 2015-м?

- Мы провели конкурсный отбор в прошлом году, к сожалению, из-за недостатка финансов, мы не можем эти проекты запускать. Но на последней коллегии Министерства культуры, которая прошла в конце июня, говорилось о том, что руководство правительства готовит в парламент предложение касательно увеличения финансирования сферы кинопроизводства. Планируемая сумма должна обеспечит завершение тех проектов, которые уже существуют и старт новых. У нас изменяются запросы зрителя, нам необходимо на них реагировать и запускать новые проекты, чтобы не случилась ситуация, что в 2017 году у нас не будет ни одной премьеры нового украинского фильма.

- А в этом году премьер ждать можно?

- Этой осенью будет минимум три премьеры, может даже больше. Сегодня мне сообщили новость, что создатели новогодней комедии "Я буду любить тебе" (реж. Роман Ширман) закончил пост-продакшн период, нас пригласили просмотреть черновую версию, чтобы начать процедуру принятия. Возможно уже в эти зимние праздники зритель ее увидит. Мы также возобновили производство фильма "Гнездо горлицы" Тараса Ткаченко, детского фильма "Сказка старого мельника" режиссера Александра Итигилова, проекта "Сторожевая застава" от продюсеров "Незламной", который тоже ориентирован на детскую аудиторию.

- А той суммы, что планируется, хватит и на производство новых проектов?

- Той, что сейчас предусмотрена, не хватит даже на завершение тех проектов, что уже в запуске. Без увеличения финансирования, мы в этом году ни одного нового проекта не начнем, а некоторые не рискуем не закончить. Нам сейчас очень нужно дополнительно 120 миллионов гривен, желательно чтобы они появились в конце третьего квартала. На следующий год, по нашей оценке, нам нужно около полумиллиарда гривен, чтобы обеспечить минимальную потребность, на которую рассчитывают наши зрители. Это касается кинопроизводства, речь не идет про сериалы. Хотя сейчас на рынке огромная потребность и отечественных сериалов, и фильмов. Из-за запретов, которые произошли, случился дефицит контента у телеканалов и много кто начал собственное производство. Нужно создавать новый контент. Мы готовим сейчас эти предложения на законодательном уровне, чтобы распространить господдержку в том числе и на телевизионное кино.

- Как вы чувствуете, вы можете получить эти деньги?

- В пределах тех возможностей, которые есть у меня, я могу эту позицию отстаивать и аргументировать перед правительством, перед Министерством финансов, перед всеми, кто будет принимать решение. Сейчас мы активно этим и занимаемся. Я не слышал каких-то категорических отказов. Ту необходимую потребность, про которую я сказал, уже довели в официальном порядке и правительству и Министерству финансов.

"В последнее время побаиваюсь за свой художественный вкус"

- Госкино регулярно оглашает все новые и новые запрещенные фильмы и сериалы. Почему нельзя огласить весь список сразу?

- Чтобы выяснить, есть ли в каждом отдельном фильме или сериале пропаганда силовых структур и другие моменты, по которым фильм попадает под запрет, согласно закону про кинематографию, необходимо этот фильм посмотреть, отправить его на рассмотрение экспертной комиссии, после этого мы принимаем решение. Это процесс долгий и быстрее не будет. Сегодня напряжение на экспертов увеличилось во много раз. Они мужественно смотрят эти все, поверьте, не всегда лучшие образцы кинематографии. Мне лично приходится много пересматривать - бывают случаи, когда мнения экспертов разделяются, а мой голос решающий.

- Скажите, после всего этого вы какое-то хорошее кино или сериал смотрите дома?

- К сожалению, у меня сейчас нет времени смотреть хорошие западные сериалы, потому что я вынужден без конца смотреть не самые лучшие российские. Это темная сторона моей работы (улыбается). Поэтому я в последнее время побаиваюсь за свой художественный вкус всерьез. Это для меня реальная проблема.

- По каким из запрещенных фильмов вы будете скучать?

- Сразу говорю - скучать не буду. Но действительно мы вынуждены иногда принимать решение касательно запрета фильмов вопреки их эстетическим составляющим. Мы не рассматриваем - хороший это фильм, плохой или бездарный. Поэтому вынуждены разрешать бездарные, когда в них нет признаков пропаганды или других факторов, влияющих на запрет. В то же время и высокохудожественные фильмы могут попасть под запрет - такие фильмы мне, конечно, всегда жалко.

"Так можем дойти до всеобщего маразма"

- Госкино выдало прокатное удостоверение фильму Гая Ричи  "Агенты U.N.C.L.E" (в украинском прокате с 13 августа), а ведь там фигурирует агент КГБ. В соцсетях уже негодуют.

- То есть эти люди, не видя фильм, делают вывод, что он вреден. Это очень напоминает дискуссию: "Я не читал, но осуждаю". Дело в том, что есть вопрос не просто демонстрации или не демонстрации каких-то сотрудников на экране. Есть вопрос определения, поэтому мы и привлекаем к этим вещам экспертов, - того, являются ли некоторые моменты в фильме действительно пропагандой и создается ли в результате просмотра фильма у зрителя стойкий, системный, позитивный образ такой структуры, как КГБ? А если ответа на этот вопрос нет, то фильм не может подлежать запрету, потому что мы, извините, можем так дойти до всеобщего маразма.

Нам что, прошу прощения, Довженко запретить нужно? Почему никто не задаст вопрос, нужно ли запретить фильм "Арсенал" - один из самых выдающихся фильмов мира, который с идеологической точки зрения является советской пропагандой? Этого не отрицал даже сам Довженко, который, между прочим, штурмовал Арсенал в рядах войска УНР, а потом был вынужден снять фильм про "героических" повстанцев. Но тем не менее это золотая сокровищница украинского кинематографа.

Проведу еще одну параллель: все помнят фильмы о Джеймсе Бонде. Их показывали еще во времена Холодной войны, когда голливудских продюсеров тяжело было заподозрить в симпатии КГБ. В сериях того периода присутствуют агенты КГБ с модельной внешностью, которые вступали в разного рода сюжетные связи с главным героем. Симпатичные, прямо скажем, были агенты. И что же, если кто-то углядит в этом пропаганду, то мы и эти картины должны запретить? Я надеюсь, не дойдем до таких крайностей.

И еще есть вопрос, чтобы этот закон не стал инструментом в чьей-то конкурентной политической борьбе. Такое тоже может быть.

О черных списках

- Вы участвовали в заседаниях Минкульта по поводу формирования черных списков? Как лично вы относитесь к черным спискам?

- Да, я принимал участие в заседаниях как руководитель Госкино, который реализовывает государственную политику в сфере кинематографа.

Я считаю, что в формировании таких списков есть, с одной стороны, необходимость, с другой – некоторая опасность. К этому нужно подходить очень осторожно. Такие списки должны публиковаться после основательной проверки фактов и обстоятельств, предоставления этим фактам и обстоятельствам профессиональной юридической оценки. Также должен учитываться фактор действительной общественной опасности тех или других лиц, потому что вряд ли можно сравнивать, например, старого артиста, который снимался еще в советской киноклассике и что-то где-то подписал, и звезду современного российского кино и театра, который позволяет себе приехать в Донецкий аэропорт и пострелять из крупнокалиберного пулемета. Я думаю, что это все-таки явление разного порядка и им нужно давать соответственно разную оценку. Я фамилии не назвал, но все поняли, про кого идет речь.

Оксана Гончарук, «Комсомольська правда в Україні», 10 серпня 2015 року

10 грудня, понеділок, Червоний зал

10 грудня, понеділок, Синій зал Актриса НАТАЛІ ВУД/НАТАЛІЯ ЗАХАРЕНКО (1938-1981) Художній фільм «ТАЄМНИЦЯ НАТАЛІ ВУД» (І серія)

12 грудня, середа, Червоний зал ДИВІМОСЬ, ХТО ПРИЙШОВ Громадська організація «Сучасне Українське Кіно» (СУК) презентує вечір «Кіносереда – Зимове»