f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Марія Кондакова: Шлях молодого режисера в Парижі

27.07.2015

Український кінорежисер Марія Кондакова – про життя і творчість у Парижі.

Поліна Карасьова, ЗАГРАNИЦА

О себе

Я родилась в интеллигентной семье в Киеве, четверть века жила в Украине. Мои родители ― физики, кандидаты наук. Воспитание, которое они мне дали, выручает меня по сей день. Мама пожертвовала своей карьерой, дабы я смогла обучаться в хореографической, музыкальной школах. А самое главное — отвела меня на курсы английского языка. Помню, зимой, возвращаясь с занятий, я с грустью смотрела, как мои товарищи катаются на горке, ведь мне надо было переодеваться и идти на балет. Тогда я еще не понимала, какую пользу принесут все эти занятия.

О переезде в Париж

В Париже я живу год с небольшим. За это время совершила столько открытий, что на пять лет хватило бы! Адаптировалась я быстро. Хотя, помню, вначале три дня рыдала, не могла встать с постели. Я ведь знала в Париже только того человека, благодаря которому смогла переехать. Эта личность сыграла важную роль в моей судьбе.

Я искала возможность учиться в Штатах, Европе, Москве. Всё было дорого, а гранты никак не могла выиграть. Думала поучиться и вернуться крутым профи. Но острая необходимость «свалить» пришла ко мне на бульваре Шевченко (улица в Киеве ― прим. ред.), когда я ревела как белуга, смотря на удаляющуюся любимую фигуру. Тогда я решила, что исчезну из этого города. На то, чтобы так случилось, ушло четыре года. Постепенно я утратила уверенность. Но однажды получила предложение, и ухватилась за него!

О трудностях после переезда

Паршиво было, когда не понимала язык. Это сравнимо с инвалидностью: нормальный человек, но одной функции не хватает, и ты становишься ущербным. Не скрою, на каком-то этапе вино спасало положение. Но ведь так долго не протянешь. Я продолжала изучать язык, и однажды за столиком в ресторане возразила: «Non, je pense…» («Нет, я думаю…» ― прим. ред.). Потому что поняла, о чем это французы на своем. Радости не было предела!

О работе режиссера

Моя деятельность сегодня — всматриваться в жизнь и фантазировать.

Мне повезло, что моя первая короткометражка «Листопад» так удачно стала кататься по фестивалям. Я за нее ухватилась и разъезжала за компанию. У меня оставались деньги, которые я заработала в Киеве, так что какое-то время жизнь была беззаботной. Но всему приходит конец, и я начала к нему готовиться. Хотелось сниматься ― и я нашла объявление, прошла кастинг и сделала это. Фильм вошел в 50 лучших на фестивале Nikon. Затем ― еще кастинг и съемка в телефильме для канала TF1. Потом ― массовка в фильме, работа ассистентом на съемке. Сейчас у меня есть агент. А было время, когда я спрашивала в ресторанах, есть ли вакансии.

О положительном и отрицательном в профессии

Мне кажется, это самая интересная профессия в мире! Все ее аспекты для меня положительны.

Может, в силу возраста я еще не сталкивалась с отрицательной стороной. Но, опираясь на математику, скажу, что минус на минус дает плюс, так что при наличии минусов плюсы только приумножатся …

О Париже как источнике вдохновения

Париж — как капризная, но желанная дама: то радует и вдохновляет, то причиняет боль и вызывает смятение чувств. Но если ты в нее влюбишься, всё будет по кайфу.

Заводит, когда ты танцуешь на вечеринке с Гаспаром Ноэ, пьешь piscine в клубе Silencio, говоря о такой-то сцене с Бертраном Бонелло, встречаешь в Café de Fleur Эмира Кустурицу и обсуждаешь с ним жизнь или идешь смотреть кино с Оливье Пером. Да и общение с менее известными, но не менее интересными личностями стимулирует не хуже.

О французском кинематографе и его отличиях от славянского

Знаете итоги 68-го Каннского фестиваля? Вот так дела и обстоят. Нынешний французский кинематограф — не прежний. Тут есть «новая-новая волна» ― New French Extremity. Эти авторы такое творят, что мурашки по коже!

Отличия? Ну, говорят на разных языках. (Шутка.) Наверное, в подходе и цензуре. Хотя киноязык един, он строится на образах, понятных всему человечеству. Я еще малокомпетентна, чтобы сравнивать эти глыбы. Но с уверенностью скажу, что у французов кино в крови. Тут огромный пласт авторского кинематографа и его зрителя. Чем такой пласт больше, тем выше уровень.

О самореализации художника в столице

Здесь понятие «артист» отличается от нашего. Париж интересуется всем необычным, мистическим. Матой Хари, к примеру, или Галой. Здесь, не имея ничего, но обладая дарованием, трудолюбием и настойчивостью, можно заявить о себе и реализоваться: в бурном городе очень ценятся люди, живущие вне времени. Те, кто слышит пульс мира, его боль и любовь, кто превращает обыденность в искусство.

А касательно себя отвечу вам через годик!

О собственных впечатлениях и различиях славянского и европейского менталитетов

Парижанки ― жесткие тетки. Они стоят за свои права, свободу, равенство. Никаких ущемлений не терпят. У нас разное воспитание, разные традиции. Тут чаю до утра за разговором не попьешь. Ночные беседы проходят за кое-чем другим… И я не про вино.

А вообще, не хватало нашей кухни.

Я нашла магазин, в котором продаются гречка и кефир. Когда сделала первый глоток кефира, ощутила себя девушкой из рекламы: она ест ― и весь мир замирает. Очень ностальгирую за пельменями и оливье. Я не хозяйственная особа. Готовлю, только если очень голодна, посему домашние пельмени могу лопать только у мамы.

О французских фильмах, которые считает лучшими

Из живых авторов?

Un Prophète Жака Одийяра (Jacques Audiard) ― крутая история.

De la Guerre Бертрана Бонелло (Bertrand Bonello) ― очень понимаю, о чем режиссер говорит в этом фильме, и разделяю его мысли.

Pola X Лео Каракса (Leos Carax) ― фильм меня вынес просто!

Из предыдущего поколения уважаю товарищей «новой волны».

О любимых местах в Париже

Пале-Рояль. Я здесь бегаю, тут мысли хорошие приходят. Очень люблю звуки шагов: здесь песочек с мелкими камушками, при ходьбе шорох классный. Геометрически прекрасно высажены деревья и цветы. И голуби такие большие, красивые ― не те, что в городе летают.

Еще Синематека — обитель всех синеманов. Там прохладно и можно изучать историю кино в подлинниках.

Le Fumoir ― старинное кафе напротив Лувра. Там самые вкусные коктейли и большой выбор. Очень спокойное место. Внутри стены украшены картинами, мраморные столики расчерчены шахматными клетками. Здесь царит атмосфера начала прошлого века, при закате в окна живописно падает свет. Вдохновение здесь приходит чаще, чем где-либо.

Об отдыхе во Франции

У берегов Атлантического океана есть город Биарриц. Там я учусь серфингу. А вообще, любой выезд из Парижа — это уже отдых.

О друзьях

Есть две подруги в Париже и одна в Лондоне, а три лучшие остались в Киеве.

О мечтах и планах на будущее

Мечта есть, но не скажу, иначе не сбудется.

Мои планы:

• Завоевать мир! (Шутка.)

• Снимать и сниматься.

• Досконально овладеть французским.

На фото – Марія Кондакова (автор – Thomas Smith)

Поліна Карасьова, ЗАГРАNИЦА, 21 липня 2015 року

10 грудня, понеділок, Червоний зал

10 грудня, понеділок, Синій зал Актриса НАТАЛІ ВУД/НАТАЛІЯ ЗАХАРЕНКО (1938-1981) Художній фільм «ТАЄМНИЦЯ НАТАЛІ ВУД» (І серія)

12 грудня, середа, Червоний зал ДИВІМОСЬ, ХТО ПРИЙШОВ Громадська організація «Сучасне Українське Кіно» (СУК) презентує вечір «Кіносереда – Зимове»