f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Юлія Синькевич: «У кіно я передовсім глядач»

21.05.2015

Юлія Синькевич працює у галузі культури вже десять років, за її плечима такі масштабні проекти як Jazz K​oktebel і ГогольFest​, концертні тури відомих музикантів​. Нині Юлія — виконавчий продюсер Одеського МКФ. Вона розповіла Style Insider про те, з чого все починалося і як змінився менеджмент культурних проектів в Україні за останню декаду, що відбувається зараз із українською кіноіндустрією та чого очікувати від 6-го Одеського МКФ.

Наталія Мовшович, Style Insider

SI: Как появился Одесский кинофестиваль и когда вы присоединились к команде организаторов?

Юлия: Одесский кинофестиваль появился в 2010 году. В первый год его проводили в сжатые сроки: подготовка заняла всего около трех месяцев. Те, кто занимается фестивалями или другими крупными культурными мероприятиями знает, что ​такой ритм работы сравни самоубийству. Тогда я еще не входила в состав команды, но помню, что появление ОМКФ было очень органичным — он сразу же громко о себе заявил. На тот момент я работала на фестивале ГогольFest и после его окончания мне поступило предложение присоединиться к команде Одесского МКФ. Они искали человека, у которого есть опыт проведения не только масштабных событий, а именно фестивалей, ведь это особая специфика, которую можно ощутить только на опыте. Мне сразу понравилась команда и дух фестиваля, поэтому я с радостью приняла предложение.

SI: С какими трудностями вы столкнулись в начале карьеры? Что самое сложное в работе сейчас? 

Юлия: Сама суть моей работы – это ставить задачи и решать проблемы. Когда я только начинала работать на фестивалях, главной проблемой было отсутствие конкретного плана действий​, сейчас это называют мастер-план,​ или тех людей, которые могли посоветовать исходя из своего релевантного опыта. 10 лет назад в Украине понятия «менеджер культуры» и «продюсер» были совершенно неизвестными и непонятными для людей, соответственно не было никаких  профессиональных обучающих программ или даже коротких курсов. Сейчас многое стало намного проще решать хотя бы за счет технического прогресса. Представьте, организовать кинофестиваль с помощью одного компьютера или факса. Сегодня это выглядит архаично, но даже я помню, как перед отъездом ​из киевского офиса «Джаз Коктебель​» на место его проведения​ копировала на флешку свои письма, в крайнем случае, бегала в одно единственное интернет-кафе. Но глобальные проблемы остались теми же: нехватка потенциальных меценатов и профессионалов, которые понимают тебя с полуслова, непонимание необходимости развития культурной сферы​ без бизнес-подхода​.

SI: С какими интересными личностями вам выпала возможность познакомиться? Кто по-настоящему удивил и чем?

Юлия: По роду своей деятельности я постоянно встречаюсь с известными людьми​. Было ​и ​немало разочарований, когда публичный образ селебрити расходился с реальностью. У меня никогда не было восторга от встречи с известным человеком только потому, что он знаменит.​ Меня интересовали всегда личности.​ На опыте я убедилась, что чем талантливее ​человек, тем меньше он нуждается во внешних атрибутах, доказывающих его состоятельность. Другими словами: это по-настоящему интересные люди, которые уважают себя и других. Если говорить о любимых «звездах», то это Нино Катамадзе, с которой я знакома и дружу уже давно, французский аккордеонист Ришар Гальяно и рок-группа Tito & Tarantula. Из кинозвезд меня обаяла Джеральдин Чаплин в ее кедах с черепами, совершенно хулиганской искоркой в глазах и при этом добрейшим сердцем. Также британский режиссер Питер Веббер, с которым мы очень подружились в последнее время.

SI: А с кем так и не познакомились, но очень бы хотели?

Юлия: Моя давняя мечта – это привезти на Одесский кинофестиваль Мерил Стрип. Я даже поспорила со своим другом, что однажды так и будет. Правда пока мы каждый год исправно получаем ответ от ее агентов, что она, к сожалению, занята, но я не сдамся!

SI: Вы всегда любили кино? Что смотрели в детстве? 

Юлия: Любила всегда, но смотреть его много в детстве не было особой возможности, да и разнообразием теле- и кинорепертуар не блистал.  Я выросла в центре Киева и помню, как бегала на один и тот же фильм «Генералы песчаных карьеров» реж. Холла Барлетта в кинотеатр «Украина» еще до его закрытия на реконструкцию. Даже не знаю, сколько раз тогда я его смотрела. Я не разбиралась в детстве в иностранных режиссерах, но помню как рассматривала книгу «Бунюэль о Бунюэеле» и слушала разговоры взрослых о его фильмах у нас дома. К сожалению, такие картины мне негде было посмотреть – кинотеатры закрылись, а на телевидении началась эпоха форматов. ​В детстве нравились фильмы Марка Захарова. Не буду лукавить, что будучи подростком, я частенько смотрела американские сериалы.

SI: Большая ли у вас команда? 

Юлия: Мы, как живой организм, все время видоизменяемся. Постоянных сотрудников, которые занимаются фестивалем в течение всего года, у нас человек 10-12. Кроме них, есть сотрудники, которые работают удаленно, но по мере приближения к самому фестивалю наш штат разрастается до 200 человек, и это не считая волонтеров, которых тоже 200 с небольшим. Если добавить еще обслуживающий и технический персонал, который обеспечивает монтаж площадок, охрану, уборку, логистику и прочее, то во время фестиваля нас насчитывается более полутысячи.

SI: А чем вы занимаетесь в пассивные месяцы? 

Юлия: Действительно есть периоды более активной или даже гиперактивной работы, есть более спокойные периоды. Для многих руководителей культурных проектов, особенно в нашей стране, самое сложное сохранить команду на протяжении года. Этот момент многие игнорируют, а именно он в итоге сильно сказывается на развитии проекта, потому что каждый раз с новыми людьми начинается все сначала. Команда ОМКФ занимается параллельными проектам​и​. Мы проводим Зимний кинорынок в декабре, также в этом году попробовали себя в роли дистрибьюторов. Кроме того, в январе 2015 мы запустили экспериментальный для нас проект ОМКФ Digital. Это онлайн-кинофестиваль, где мы показали лучшие фильмы из программы 5-го Одесского МКФ, а также провели конкурс короткометражных фильмов. Все это, конечно, финансово не так выгодно, как хотелось бы. Но для нас это не только продолжение истории нашего основного проекта в сети, это ещё и попытка как-то повлия​ть на культуру просмотра легального контента в Интернете.

SI: Какие на ваш взгляд самые интересные картины прошлого года?

Юлия: Я не буду оригинальна и соглашусь с мнением международных кинопрофессионалов. Я бы отметила «Племя» Мирослава Слабошпицкого и «Иду» Павла Павликовского. Последний я увидела на фестивале в Гдыне и когда начались финальные титры, то не могла прийти в себя, какое-то гипнотическое воздействие. Мне также понравился мини-сериал с Фрэнсис Макдорманд «Что знает Оливия?», реж. Лизы Холоденко, который мне посчастливилось посмотреть на Венецианском кинофестивале.

SI: По поводу «Племени». Сразу напрашивается вопрос — какие картины недооценены?

Юлия: Да, провал этого года это однозначно невыдвижение фильма «Племя» от Украины на премию Оскар, а также реакция на этот фильм некоторых кинематографистов.

SI: По вашим ощущениям, как изменилась культурная сфера в Украине за последние 10 лет?

Юлия: Все это время так или иначе мы переживали какие-то потрясения. 2004 — Оранжевая революция, 2008 — экономический кризис, а теперь война. Культура в таких ситуациях — самая чувствительная материя. С одной стороны это первое, что уходит на второй план и теряет приоритетность для людей. Но с другой стороны, это всплеск творческого потенциала, идей, нестандартных подходов. Тем не менее, за счет большей открытости появилось разнообразие в культурной среде, много новых направлений и альтернативных форм, которые могут существовать параллельно и находить своего зрителя. И в связи с этим возникла необходимость некой институционализации — появление реально работающих культурных организаций, культурных объединений, кластеров.

SI: Выросло ли количество киноманов в Украине за это время? И увеличивается ли аудитория  именно фестивального кино?      

Юлия: Безусловно. Количество зрителей, посетивших кинотеатры в прошлом году, выросло. Аудитория «другого» кино также приумножилась и это благодаря альтернативным дистрибьюторским моделям – кинофестивалям, тематическим программам, киноклубам, появляющимся как грибы после дождя даже несмотря на сложную ситуацию в стране. Правда положительная динамика касается в основном лишь больших городов и в большей степени именно Киева, что весьма прискорбно. Популяризация артхаусного кино — это сложный процесс, который затрагивает вопросы каждого звена киноотрасли и требует системного подхода.

SI: Расскажите о состоянии киноиндустрии в Украине. Как сокращение госфинансирования культурной сферы сказалось на зарождающемся современном украинском кино?

Юлия: На данный момент ситуация сложная и боюсь, что она возвращается к периоду под названием «90-е годы», когда не было ни своего национального кинематографа, ни кинотеатров, ни киностудий, которые функционируют в нормальном режиме. В этом есть вина и тех управленцев, которые занимают ключевые должности в сфере киноиндустрии. Да, бюджеты маленькие, но посмотрите на Грузию, Израиль, Хорватию, Македонию. С минимальными бюджетами они смогли найти эффективную систему. Все ступеньки – от образования, производства, дистрибуции и кинотеатральной сети требуют «лечения». Я верю в то, что есть люди, способные это сделать и тому пример Ваня Козленко, директор Центра Довженко, или Денис Иванов, директор дистрибьюторской компании Артхаус Траффик. Но они в меньшинстве и это весьма печально. Было много инициатив и предложений по реформированию того или иного участка, но все они рассеивались в пространстве, а на смену приходили бездарные проекты законов​, которые не решают проблемы, а просто создают видимость активности.

SI: Что еще тормозит развитие культуры в Украине, в частности кинематографа, кроме отсутствия поддержки со стороны государства? Как могут влиять на сложившуюся ситуацию арт-менеджеры? 

Юлия: Я думаю, что это отсутствие хорошего образования и хорошей материально-технической базы. Это очень глобальные проблемы, но они касаются всего — от незнания иностранных языков до незнания мировых киношедевров и особенно современного контекста.

Арт-менеджеры являются именно системообразующими игроками. Они анализируют ситуацию, разрабатывают стратегии и пути развития, и самое главное внедряют их в жизнь. По сути, и работники Министерства культуры и многих других ​государственных ​ведомств по вопросам культуры у нас являются менеджерами культурных проектов, но вот вопрос в их эффективности и желании конкретных изменений и результатов. За пределами Украины нас знают не как страну, где живут и работают Лауреаты Шевченковской премии (хотя там и бывают достойные кандидатуры), а благодаря таким событиям как Одесский МКФ, ГогольFest, музыкантам ДахаБраха и Jamala, танцовщикам Денису Матвиенко и фильму Мирослава Слабошпицкого​, что увы заслуга частных инициатив, а не государственной деятельности​.

SI: А как относятся к нашему кино за границей? Известен ли вообще международному киносообществу феномен украинского современного кино?

Юлия: В мире к украинскому кино относятся как к чему-то эпизодически появляющемуся, но не имеющему системного характера. Нет понятия «современное украинское кино», которое знают так же как, скажем, «новая волна румынского кино».​ Был момент, когда начали говорить о волне украинского кино под названием «украинские злые» благодаря фильмам из альманаха «Украина, гудбай», но широкой известности этому феномену получить не удалось.​ Знают Слабошпицкого, Лозницу, Марину Вроду как отдельных режиссеров без ассоциации со страной происхождения, а​ просто ​как талантливых людей. Знают классиков, таких как Довженко и чуть-чуть меньше Киру Муратову. С точки зрения индустрии Украина интересный рынок, но пока очень нестабильный и недостаточно развитый.

SI: Какие возможности и перспективы есть у украинских режиссёров, актёров, операторов, сценаристов  и т.д. на родине? Стоит ли уезжать учиться  в Европу? 

Юлия: Сейчас в связи с событиями в Украине симпатия на нашей стороне. ​Тому пример, что многие кино​фестивали делают тематические программы​ на тему событий у нас​. Появилось много документального кино, снятого студентами и профессионалами о том, что происходит вокруг нас. Это экспортная история и прагматично интересна она только, пока есть интерес с политической точки зрения. Если говорить о возможностях, то на данный момент они ограничиваются малобюджетными проектами (так было с «Украина, гудбай!») или же работой на телевидении над телефильмами и телесериалами. Никто не хотел бы, чтобы продолжался отток кадров в Европу или другие страны, ведь кто останется здесь? Но я думаю, что кинообразование на сегодня однозначно лучше в Европе, также как и система поддержки молодых талантов​, а если ты молод и хочешь заниматься любимым делом, то будешь искать возможности везде​. К примеру, у нас нет понятия финансирования проекта на стадии его развития (написание сценария, кастинг, подбор персонала, локаций и пр.), резиденции, ​организаций, которые занимались бы промо украинского кино​​. ​​

SI: Вы часто ездите по разным фестивалям, включая кинофорумы класса А — Канны, Берлин, Венеция. Какое основное их отличие от украинских фестивалей?

Юлия: Ездить на эти фестивали нужно обязательно и это своего рода школа. Такие фестивали как Берлинале или Канны имеют многолетнюю историю, поэтому точно есть чему поучиться и в организационном, и в идейном плане. Есть несколько моментов, которые мы подсмотрели, адаптировали под наш фестиваль и успешно используем.

Отличие этих фестивалей от украинских в их престижности, конечно​.​ Но они долго к этому шли, постоянно развивались, ​задавая и следуя тенденци​ям​ индустрии.

SI: Чего ожидать от предстоящего Одесского кинофестиваля?

Юлия: Точно ждать сам кинофестиваль! Карты пока открывать не могу, но мы активно работаем над конкурсной программой. Что и как поменяется в этом году сообщим попозже. Мы уверены, что ОМКФ, как и другие культурные события сейчас нужны как никогда. На днях мы заявили наш традиционный open-air на Потемкинск​ой лестнице, где мы показываем шедевры немой классики в сопровождении симфонического оркестра. В это году мы привезем Майкла Наймана, пожалуй, самого известного кинокомпозитора, а он — свой оркестр, с которым сыграет для 15-тысячной аудитории оригинальное музыкальное сопровождение к фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». В прошлом году это​т​ ​фильм был признан​ ​авторитетным британским журналом Sight and Sound лучшим документальны​м фильмо​м всех времен.

SI: Вы входите в отборочную комиссию ОМКФ. Как часто и в каком количестве вы смотрите кино? Не надоело? Сохранили ли вы способность смотреть кино как зритель и получать удовольствие, не оценивая работу режиссера, оператора, сценарий и т.д.?

Юлия: Смотреть нужно очень много, где-то с января смотрю фильмы почти каждый день, около 50 в месяц. Нет, не надоело пока. Я все равно остаюсь зрителем в кино. Во-первых, потому что у нас зрительский фестиваль и в фильме я оцениваю именно то впечатление, которое он производит на зрителя. Тем не менее, по своей натуре у меня критический склад ума и поэтому бессознательно я всегда оцениваю.

SI: Если бы у вас была возможность смотреть лишь один фильм всю свою жизнь и слушать лишь один саундтрек, чтобы это было?

Юлия: Сложно выбрать один фильм, все зависит от моего состояния. Сейчас я бы назвала фильм Клинта Иствуда «Мосты округа Мэдисон» и саундтрек к нему, который я часто слушаю.

Наталія Мовшович, Style Insider, 3 квітня 2015 року 

21 лютого, четвер, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ КІНОРЕЖИСЕРА СЕРГІЯ ЛОСЄВА

22 лютого, п’ятниця, Синій зал Документальний фільм "Кенгір. Сорок днів свободи"

23 лютого, субота, Синій зал ТВОРЧА ЗУСТРІЧ З НАГОДИ 65-ЛІТТЯ ОЛЕКСАНДРА СПАРИНСЬКОГО