f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Дар'я Бассель, Docudays UA: «Не треба робити з культури інструмент пропаганди»

21.03.2015

20 березня 2015 року розпочався ХІІ Міжнародний фестиваль документального кіно про права людини DOCUDAYS UA, одна із найважливіших щорічних вітчизняних кіноподій. Координатор програми фестивалю Дар'я Бассель розповіла Катерині Коваленко про обов'язкові до перегляду стрічки і чотири українські фільми в конкурсній програмі.

Катерина Коваленко, Platfor.ma

Дар'я Бассель: Помню, как пару лет назад я написала в Facebook: ура, у нас есть один украинский фильм в конкурсе! Тогда меня никто не понял, и все подшучивали, что это вообще не результат.

В этом году мы получили много работ от начинающих режиссеров. События на Майдане и после него стали огромным толчком для развития украинской документалистики. Я вижу эмоциональный подъем, но брать их в программу фестиваля пока рано. Хорошее документальное кино требует денег – например, чтобы снимать в зоне АТО, нужно как минимум купить бронежилет и камеру. Снимать на телефон в этой ситуации – плохая идея. Режиссеры не должны делать фильмы на коленках, хотя иногда им удается и это.

В итоге мы выбрали для конкурсной программы четыре украинских фильма - и это небывалое количество. Два из них короткометражные: «Скрізь Майдан» Кати Горностай и «Пост Майдан» Сергея Андрушко. И это совершенно разные взгляды. У Кати он очень интимный: это наблюдения за разными людьми, кто-то влюбляется, кто-то женится во время протестов на Майдане. А Сергей, будучи журналистом, увидел события непредвзято и отстраненно. Он проследил, что происходило с людьми сразу после революции – буквально в течение нескольких недель.

 Также мы покажем «Все палає» (совместная работа Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова. – Platfor.ma). Его мировая премьера состоялась в прошлом году на немецком фестивале «DOK Leipzig», где он получил один из специальных призов. Права на него уже выкупили в Британии, его показывали на Netflix’е. Можно смело говорить о том, что это успешный фильм. Последняя  украинская лента в конкурсе – новая работа Марины Вроды «Пингвин». Ее короткометражка «Кросс» однажды уже победила на Каннском кинофестивале.

Полноценных лент о событиях на востоке Украины, на мой взгляд, пока нет. Но на открытии мы покажем фильм «ДНР, або Химерна історія країни-саморобки». Ребята в нашей команде говорят, что это «Тарантино по-украински». Фильм снимал британский режиссер Энтони Баттс, продюсер – украинка Аня Дискант. Они попали в гущу событий в том момент, когда, как всем кажется, еще можно было что-то изменить – прямо накануне референдума и немного после него. Им удалось близко подобраться к местным деятелям - можно увидеть, как проходили допросы, какие люди были замешаны, как все началось. Как минимум, этот фильм заставит задуматься, был ли у нас шанс этого избежать.

Фильм «ДНР» уже показали на «Артдокфесте» – единственном фестивале документального кино в России, который по своей сути является антипутинским. Чуть позже его на один день выложили в открытый доступ на российском сайте colta.ru, что вызвало активное обсуждение в интернете.

Заметно, что у российских документалистов вырос интерес к Украине. Взять хотя бы российский проект «Реальность». Они очень много снимают о событиях на востоке Украины, задействуют режиссеров из народа. Например, у них есть один военный из батальона «Айдар». Они познакомились еще на Майдане, когда тот снимал происходящее на телефон, подружились, ребята дали ему камеру. А потом он попал в «Айдар», откуда до сих пор снимает сюжеты о жизни батальона.

Одна из моих любимых короткометражек в конкурсе – «Другая страна». Нам ее привезет гватемалец Ренато Серрано, который учится во ВГИКе (Всероссийский государственный институт кинематографии. – Platfor.ma). Кстати, его очень не хотели отпускать  в Украину. Сначала он долго пытался достучаться до украинского посольства в Москве. В итоге с визой проблем почти не возникло, а вот с университетом оказалось сложнее. Он не мог уехать просто так, ему нужно было получить специальный отпуск от руководства ВГИКа. А это вуз государственный, и они ему официально «не рекомендовали» ехать в Украину. Мы очень расстроились, думали, что он уже не приедет. Помню, как я бегала по офису и кричала, что нужно писать им письма, брать на себя ответственность и решать проблему. Но, к счастью, все разрешилось мирным путем – он еще раз поговорил с начальством, и его отпустили.

Также мы ждем ещё одного российского документалиста Аскольда Курова. Сейчас он снимает фильм про Олега Сенцова. Если честно, я не понимаю, почему этого не делает ни один украинский режиссер, в то время как российскому это настолько болит. Да, Аскольд часто снимает в суде, и украинца туда бы не пустили. Да, у нас нет денег, но ведь в России ситуация не намного лучше. Это все не ответы, но их я, похоже, не найду.

У нас вообще сейчас осознанное и неосознанное, оправданное и не очень противостояние между украинцами и русскими. Я считаю, что в случае с культурой это переходит все границы. Все-таки мы должны держаться в рамках общечеловеческих ценностей.

Государственный аппарат, а именно Госкино, как раз и провозгласил движение в сторону пропаганды. Даже министр Кириленко объявил, что на кинопроекты денег не дадут, только на концерты в зоне АТО. В культурном сообществе это вызвало жуткий стресс, все и смеялись от ужаса, и плакали от горя. Официальные лица считают, что культура должна быть на услужении у государства, то есть пропагандировать его ценности. Но очень не хочется сужать культуру до инструмента пропаганды. Все зависит от личной мотивации художника. Кто-то готов идти на войну и снимать фильмы там, а кто-то может снимать ленты о своих ощущениях здесь – и это тоже важно.

Нужно помнить одно: то, что мы делаем сегодня, принесет плоды завтра – таков закон Вселенной. Не заботясь о культуре сейчас, мы обеспечиваем себе бескультурное будущее. Мне кажется, Советский Союз уже погубил все, что только можно было. Не хотелось бы продолжать эту традицию.  Тем более, что уровень украинской документалистики адекватен европейскому или американскому. Уровень профессионализма порой даже выше. У нас просто не развита инфраструктура, бизнес. Хватит сомневаться и чувствовать себя провинцией. Как только страна нас поддержит финансово, у нас все получится.

Катерина Коваленко, Platfor.ma, 20 березня 2015 року