f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Космос як передчуття

17.10.2016

Генеральний продюсер «1+1 продакшн» Вікторія Лєзіна про перспективи українського кіно та телесеріального виробництва, потребу в оригінальних ідеях і необхідність подолати провінційне мислення.

Вікторія Лєзіна, «Детектор медіа»

Законопроект о господдержке украинского кино и сериалов принят. Слава Богу. Для меня же в работе над любым телевизионным проектом, помимо финансирования, имеет ключевое значение идейная, смысловая составляющая. Проще говоря, важно не только, сколько инвестировано в проект, а о чем он.

Недавно начальник мне говорит: ты не очень занята в субботу? Это второй день «ДеКино», сходи-ка, побудь модератором дискуссии о производстве сериалов в Украине, о перспективах, ну и так далее.

В дискуссии участвовали продюсеры и представитель Госкино. Не буду уходить в детали, самым ярким впечатлением для меня стало то, что на прямой вопрос о ключевых критериях отбора заявок на господдержку ответ так и не был получен. Зато традиционно самым простым и впечатляющим с точки зрения любого окологосударственного деятеля стал критерий языковой. То есть, если кто-то из наших украинских продюсеров сможет и поднажмет разработать англоязычный сериал с внешними партнерами, то шансов получить госфинансирование меньше.

Я все понимаю и только за то, чтобы мы производили продукт на своем языке. И конечно, мне немножко обидно было услышать, что разговоры о показе англоязычного контента с украинскими субтитрами в Украине – «космическая ситуация». С другой стороны, кассовый полный метр украинского производства тоже еще 20 лет назад был космической ситуацией. Для тех, кто не привык верить и инвестировать в развитие индустрии ничего, кроме собственной точки зрения. И я считаю, это совсем не «космическая», а единственно возможная ситуация. Знание иностранных языков и принятие их – самая простая пилюля от провинциального мышления, которое охарактеризовать непросто, но все мы догадываемся, как сильно это мешает развиваться.

Радует меня другое. Что мы с коллегами сошлись в одном – возможность получить поддержку на государственном уровне – уникальный исторический момент и шанс. Но мы же все понимаем, что наш медиарынок беден? И что производить дорогостоящий контент, уместный в мировом контексте, можно только при наличии внешних партнеров? А чем мы можем быть интересны внешним партнерам, кроме относительно недорогой рабочей силы? Я думаю, что то, в чем мы можем преуспеть, это в предложении себе и (да простят меня отрицатели космоса) миру настоящих оригинальных идей. Способных быть универсальными и работать на разных рынках. Ведь что такое телевизионная креативность? Это способность создать коммерчески успешную оригинальную идею.

Идей таких очень мало. На них перманентный спрос. Любой продюсер любого рынка мечтает обладать пакетом таких идей. Но проблема в том, что разработка качественной идеи невозможна без инвестиций в поиск, обучение, изучение и разработку. А это то, на что «тратить» неприлично. Потому что денег нет. Потому что мы не умеем верить и принимать смелые решения. Ну, в основном. Потому что нам страшно рисковать и инвестировать в людей, которые окрепнут и наберутся наглости от осознания своей творческой силы, нам страшно инвестировать в бумагу. На мой взгляд, это серьезная проблема индустрии, которая должна решаться не только усилиями медиагрупп и продакшнов, но и на государственном уровне в том числе. Потому что по большому счету, это самая главная инвестиция в мозги и образ мышления нации. И я попробую объяснить, почему так считаю.

Мне приятно, конечно, который год подряд быть в жюри питчинга идей The Next Big Thing от нашей медиагруппы. На этот питчинг на заданную тему подают свои идеи начинающие и не очень, востребованные и не очень люди, которым нравится создавать контент в аудиовизуальном пространстве. Для меня наш питчинг – это не только возможность увидеть новые идеи и пригласить начинающих в свою команду. Это уникальная возможность понять, что актуально для людей, которые может и хотят стать частью индустрии, но пока все же по ту сторону экрана и, значит, их взгляд на вещи для меня еще интереснее. И учитывая, что с каждым годом материалы, поданные на питчинг, неожиданнее, менее вторичны и смелее, все равно это очень слабый темп. Темп, который не соответствует запросам времени и одной из самых динамично развивающихся индустрий.

А я очень наивный человек. Мне, как и большинству самоучек, которыми создается почти с нуля украинский медиарынок, хочется верить в те принципы, которые помогли мне понять много важных вещей, начать строить карьеру и вообще как-то по жизни определяться. Они простые: нет ничего невозможного и дорогу осилит идущий. Любопытный, честный и добрый. И я верю, что ничто так не влияет на нашу жизнь, как массовая культура. Важной частью этой культуры являемся все мы, действующие, начинающие и даже уходящие медиадеятели. И от того, что мы делаем и как мы мыслим, на чем компромиссничаем, зависит немного больше, чем может показаться на первый взгляд.

Большинство из нас пришли в профессию почти случайно и учились уже в бою, в наших профильных вузах читают лекции теоретики, которые знают индустрию по книжкам, а мастерклассы и курсы по медианаправлениям, за редким исключением, дают люди, не создавшие в своей жизни ни единого успешного продукта. И я очень рада, что мы все понимаем, что редкий самоучка станет хорошим сценаристом, режиссером или продюсером. Если это происходит, то никакой он не самоучка, а уникальный талант, самородок. И трудно строить индустрию из расчета на самородки.

Я хорошо помню времена, когда уважаемые индустрией профессионалы отказывались читать библии форматных телепроектов, предпочитая производить их исходя из своих представлений о прекрасном. Время показало, что умение прислушиваться к профессионалам с более развитых рынков, оказалось важной компетенцией. И поэтому нам удалось вывести уровень производства телеконтента на достойный уровень. Мое мнение, ключевая проблема нашей индустрии, и как следствие современной массовой культуры, это отсутствие экосистемы для развития талантов. Потому что усилий отдельных студий и продакшнов для воспитания творческих молодых кадров мало. Потому что если не будут созданы хабы, гранты, лаборатории, не будут привлечены успешные и признанные в мировом контексте эксперты для обучения талантов, мы не сможем вытеснить такое ненавистное, но труднопреодолимое провинциальное мышление. Потому что самое дорогое и во что наиболее рискованно инвестировать продакшнам – это разработки. А главный навык, который сложнее развить, чем уровень ремесла, – это умение определять правильную творческую идею, разрабатывать ее и продавать.

И, конечно, спасибо всем, кто добился инициатив №3081-д , но этого мало. Потому что мы рождаем меньше оригинальных идей, чем хотелось бы. И мышление наше провинциальнее, чем мы можем себе позволить.

«ДеКино» закончился. А мы остались…

Вікторія Лєзіна, «Детектор медіа», 3 жовтня 2016 року

20 березня, середа, Червоний зал Прем’єрний показ художнього фільму «ЧОРНИЙ КОЗАК»

21 березня, четвер, Синій зал ІЗ СЕКРЕТІВ КІНООПЕРАТОРСЬКОЇ ТВОРЧОСТІ Фільм «ЗАГУБЛЕНІ В ПІСКАХ»,

22 березня, п’ятниця, Синій зал Цикл вечорів НЕІГРОВЕ/ХУДОЖНЄ Документальний фільм «Марія до Каллас»