f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

«Канарка» зникла. А де ж хвіст?

03.08.2016

Подаємо статтю видання «Медіаняня» про невтішний стан роботи над дитячим кінопроектом «Канарка, Пропелер і Хвіст», фінансованим Державним агентством України з питань кіно.

Лето – время кинофестивалей и отпусков, а уж никак не интриг и скандалов. И, признаться, я наконец-то собиралась отдохнуть, но не тут то было! Тучи сошлись над Госкино, так что пришлось мне спрятать купальник и идти выяснять, что же опять не поделили украинские кинематографисты. Как оказалось, не поделили они самое святое – детское кино.

Эта история началась давно. Очень давно, еще на первом питчинге Госкино (ведомство возглавляла Катерина Копылова). Тогда тоже было лето, только 2011 года. Стояла жара, и в отеле «Баккара» выбирали, кто же получит государственные деньги на кино. Среди многих претендентов была и Надежда Кошман с проектом детского фильма «Пилот и артистка». Снимать картину должна была студия «Кинематографист», но звезды не сошлись – проект не выиграл конкурс. Однако авторы не унывали и на второй конкурс подались с этим же проектом. Во второй раз «Пилоту…» повезло больше. Но когда настало время открывать шампанское и бить тарелки, что-то пошло не так. По словам Кошман, компания «Кинематографист» не заключила с ней контракт. По словам Госкино, госконтракт на производство фильма пришлось расторгнуть, на чем настояла студия, не урегулировавшая с Кошман вопрос прав на сценарий. Деньги, которые Надежда получила на период режиссерской разработки, были возвращены государству.

Череда неудач не сломила режиссера (она же – автор сценария): с этим же проектом, но уже под названием «Канарейка, Пропеллер и Хвост», и с другим продакшеном – «Хайлайт Пикчерз» – она пошла на пятый конкурс Госкино и… выиграла его. Тут-то можно было наконец-то расслабиться, открыть шампанское и разбить, в конце-то концов, тарелку! Но не в украинском кино. Путь деятелей украинского кино, как и героев украинской классической литературы, тернистый и, я бы сказала, страдальческий. 

Несмотря на то, что торжественная пресс-конференция с участием главы Госкино Филиппом Ильенко, на которой сообщили о запуске нового украинского фильма для детей, прошла еще в ноябре 2015 года, фильм так и не начали снимать. При том, что проект на 100% финансируется государством (такое право имеют все детские картины, выигрывающие питчинги Госкино), и ведомство уже выделило половину общего бюджета – более 5 млн. грн. Но воз и ныне там.

О чем собственно фильм. На сайте компании опубликован такой синопсис: «Заветная мечта 11-летнего Кольки – увезти маму в теплые края на собственноручно изготовленном самолете! Последний месяц летних каникул мальчик проводит в амбаре (импровизированном авиа-цехе) за чертежами и деталями будущего летательного аппарата. Соседские дети дразнят Кольку «пилотом», зная, что он панически боится высоты. Колькина мама – врач, мать-одиночка, пропадает на сменах в больнице. Так что Колька предоставлен «сам себе». Последние августовские деньки проходят в обыденной суете городской окраины. Но однажды в пустующем доме напротив Кольки поселяется грузинская семья. Мальчик быстро находит общий язык с соседями и обретает новых друзей. Ровесница Кольки – Кети и ее семилетний брат Каха проявляют неподдельный интерес к Колькиному увлечению авиацией. У Кети тоже есть жизненная цель – она хочет быть всемирно известной актрисой, как Мерилин Монро».

Что можно сказать точно, так это то, что начать съемки в последние августовские деньки 2016 года авторам вряд ли удастся. И вот почему.

Руководители продакшена обвиняют режиссера в том, что она уже несколько месяцев не может начать съемку. По словам директора компании Артема Колюбаева, Кошман требует полного контроля над авторской и продюсерской группами, хочет сама выбирать подрядчиков. Компания не может получить от режиссера списка утвержденных локаций и декораций. Не найдя общий язык с Надеждой Кошман, продакшен решил привлечь на проект другого режиссера – Алексея Пантелеева, подобрал локации, изменил сюжет и готов хоть завтра приступать к съемкам с новым составом творческой команды. В новом фильме, по их мнению, грузинскую семью должна заменить семья крымских татар, вынужденная оставить свой дом после аннексии Крыма.

В свою очередь Кошман заявляет, что тоже готова хоть завтра начинать съемки, только со своим составом творческой команды. Она обвиняет руководство компании в том, что ей не заплатили ни как сценаристу (руководство уверяет в обратном), ни как режиссеру, не оплатили работу ее команды, а с ней не идут на компромисс.  

В прошлый четверг стороны конфликта заслушал Общественный совет при Госкино, попросивший госагентство в ближайшее время собрать экспертную комиссию, которая бы тоже заслушала стороны конфликта и приняла бы какое-то решение.

Кстати, про комиссию. С месяц назад Общественный совет обратился в Госкино с просьбой: сделать заседания экспертов, на которых рассматриваются вопросы о замене режиссеров или продакшенов на выигравших питчинги проектах, открытыми для прессы. В минувший четверг Филипп Ильенко сообщил, что эксперты рассмотрели обращение общественности и подавляющим большинством голосов решили… отказать. По словам Филиппа Юрьевича, публичность таких заседаний может навредить деловой репутации украинских кинематографистов. Странно получается: заседания экспертов, который решают, показывать или не показывать тот или иной фильм/сериал украинскому зрителю, у нас открытые, и рассмотрение этих вопросов не может навредить деловой репутации, а вопрос замены режиссера – может (или эксперты, принимая отрицательное решение, руководствовались принципом «деньги любят тишину», особенно, когда речь идет о деньгах государственных?)... Вдохновленный таким решением экспертов, Общественный совет постановил: впредь подобные споры у себя на заседаниях не рассматривать, поскольку это – не дело общественной важности. Общественность должна лишь покупать билеты на украинское кино и восхвалять его – особенно то, которое снято за госсчет, то есть за деньги этой самой общественности. А ежели кто из общественности захочет покритиковать или узнать какие-либо подробности работы украинской киносферы, то сажать такую общественность на кол, или придавать анафеме, или сразу же заносить в «черные» списки, ибо не общественное это дело.

Что Госкино решит делать с проектом «Канарейка, Пропеллер и Хвост», и увидим ли мы когда-нибудь фильм про Кольку, предсказать сложно. Я пока скажу одно: грустно все это. И непонятно. И грустно. И за державу за детей обидно.

«Медіаняня», 2 серпня 2016 року

23 січня, середа, Червоний зал КРАЩІ ФІЛЬМИ СВІТОВОГО КІНОПРОКАТУ «ВОНИ НЕ ПОСТАРІЮТЬ»

23 січня, середа, Синій зал КІНОШНІ БУВАЛЬЩИНИ До річниці створення студії «Київнаукфільм»

24 січня, четвер, Синій зал ЦИКЛ ВЕЧОРІВ «КІНО І ФУТБОЛ» «Футбол у вітчизняному ігровому кіно» У програмі вечора показ фрагментів фільмів