f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Хвороби росту українського кіно. Як #КіноКраїна відзначила річницю

26.07.2016

Подаємо репортаж видання «Медіаняня» з перезентації діяльності об'єднання #КіноКраїна, що відбулася в рамках 7-го Одеського МКФ.

За девять дней Одесского международного кинофестиваля чего только ни произошло! За кадром осталось столько интересного, что хватит еще на несколько недель рассказов. И если фото с красных дорожек, громких премьер и веселых вечеринок вы наверняка уже увидели со всех ракурсов в соцсетях, то о том, что происходило на «междусобойчиках» в рамках секций Кинорынка и Киноиндустрии, возможно, еще не слышали. А зря! Именно тут на самом деле вершатся судьбы украинского кинематографа и происходит самое интересное.

Год назад, в прошлом июле, за день до открытия ОМКФ Сергей Созановский, Владимир Бородянский и Филипп Ильенко заявили о создании инициативы #КіноКраїна. Чего удалось добиться за первый год беспрецедентному объединению кино- и телеиндустрии с государственным агентством, рассказать решили тоже в рамках ОМКФ.

Рассказать о том, чем занимается #КіноКраїна, вызвались Виктория Ярмощук (MRM), Алексей Терентьев (Star Media), Ольга Ваганова (StarLightMedia), глава Госкино Филипп Ильенко и Евгения Дербал (FILM.UA).

Объяснить, что же такое #КіноКраїна и чем инициатива занималась весь прошлый год, доверили Ольге Вагановой:

– Инициатива, которая была создана год назад, добилась, во-первых, почти невозможного – объединения крупнейших кино- и телепродакшенов страны, а затем и их сотрудничества с государством. Когда мы задумали эту историю, почти сразу обнаружились две важные вещи. Первая – сугубо экономическая: окупить фильм только в Украине невозможно. В качестве примера давайте посмотрим на «Поводырь», кассовый рекорд 2014 года. Он собрал в кинотеатрах 12 млн грн. Но половина этих денег сразу уходит кинотеатрам – остается 6 млн грн. Еще часть – дистрибуторам. Еще часть, тоже значительное количество денег, ребята потратили на промо. В итоге бюджет производства картины – 16 млн. грн. – удалось вернуть меньше, чем на треть. Аналогичная история на телевидении: окупить производство качественного сериала невозможно, показывая его только на украинском телеканале.

Второе, что обнаружилось, – съемки всегда в результате больше, чем просто съемки. Когда снимается крупный проект – не важно, кино или сериал – это влияет на весь регион, в котором проходят съемки, а то и на всю страну. Для примера хочу напомнить о Хорватии, которая прославилась на весь мир как съемочная и туристическая локация благодаря «Игре престолов».

Но кино – это не только слава и отличный маркетинг, а еще и рабочие места, причем не только для кинематографистов, но и для смежных индустрий. Price Waterhouse Cooper подсчитали, что каждое рабочее место, созданное в киноиндустрии, создает еще одно рабочее место в смежной, а каждая единица валюты, потраченной на киноиндустрию, генерирует еще как минимум одну единицу в ВВП страны, в которую эти деньги инвестируются.

Чтобы привлечь масштабные съемки на свои территории, страны начали делать денежный возврат для киноиндустрии (больше об этом смотрите на интерактивной карте). Наверное, теперь вам понятно, почему #КіноКраїна начала свою работу с создания законопроекта, который внедрит нормы налогового возврата в украинское законодательство. Но о нем лучше расскажет Евгения Дербал.

Евгения Дербал поделилась массой подробностей законопроекта, но не переживайте, я переведу с юридического на человеческий:

– Между первым и вторым чтением в профильном комитете Верховной Рады было рассмотрено около 600 поправок в законопроект – это ли не показатель того, что документ важен для индустрии и для государства? В результате в законопроект были внедрены механизмы контроля за тем, чтобы фильмы, которые финансирует государство, обязательно были закончены (это значит, что продакшены, уже провалившие производство проектов за государственные деньги, должны будут доказать свою состоятельность, чтобы снова претендовать на финансирование, а еще – что по «распилу» кинобюджетов ударят аудитами, – МН), чтобы развивалась киносеть путем поддержки строительства кинотеатров в городах до 250 тыс. населения, и механизмы денежного возврата (подробнее о ребейтах читайте здесьМН). Хочу подчеркнуть, что в предложенных нормах однозначно указано, что государственное финансирование и денежные возвраты касаются только квалифицированных расходов, и копродукция со страной-агрессором по определению не попадает в эту схему.

Отдельно должна отметить, что налоговые возвраты – не нагрузка для государственного бюджета, так как возврат формируется из налоговых поступлений. В случае копродукции продюсеры заводят в Украину инвестиции, создавая объект налогообложения, а денежный возврат формируется из налоговых обязательств этого продюсера (говоря проще, вначале продюсеры платят бюджету, а потом бюджет возвращает от 10% до 25% этой суммы продюсеру, предварительно попользовавшись средствами как минимум год, – МН).

Кроме того, на денежные возвраты может претендовать не любой проект, а только фильм, который пройдет культурный тест. Чтобы получить собственно возврат, проект должен пройти еще и независимый аудит – в частности, расходной части бюджета фильма.

Помочь Евгении объяснить законопроект решил Филипп Ильенко:

– Хотел бы добавить несколько важных норм, о которых не успела упомянуть Евгения. В частности, продюсеры фильмов, которые получают субсидии на съемку от Госкино (но не полное финансирование), оставляют за собой авторские права на продукт – это важная новация законопроекта.

В 2014 году у нас полностью заморозилось финансирование, в 2015-м удалось хотя бы немного восстановить систему и проводить платежки через казначейство, и только к осени 2015-го, благодаря совместным усилиям Госкино, инициативы #КіноКраїна и людей, которым небезразличен украинский кинематограф, Верховная Рада и правительство увеличили финансирование кино. С тех пор было профинансировано 42 проекта, 20 из которых – полнометражные игровые фильмы.

Мы в Госкино отлично понимаем, что кроме финансирования фестивального кино, которое создает определенное международное реноме Украины, нам очень важно инвестировать в кино зрительское, в создание самодостаточной, способной развиваться самостоятельно индустрии. Для этого нужно, в первую очередь, показать украинскому зрителю, что есть иное кино (кроме Голливудского), на которое стоит сходить в кинотеатр.

Кстати о кинотеатрах. В Украине – больше 470 населенных пунктов со статусом райцентра, а кинотеатры есть не более чем в 70 из них. Огромное количество украинцев не ходит в кино только потому, что поблизости нет ни одного зала. Потенциальные зрители в Украине – это далеко не формальные 40 млн. Поэтому важное нововведение законопроекта – развитие кинотеатральных сетей в городах с населением до 250 тыс. жителей.

Не менее важный момент – приравнивание рекламы национального кино к социальной, что позволит массовому зрителю узнать о выходе украинских фильмов в прокат. На сегодняшний день существует масса ограничений для продюсеров в плане продвижения картин, мы постарались избавиться от самых серьезных из них.

Ну и наконец, следующий важный аспект – создание системы региональных комиссий и продвижения Украины (и отдельных ее регионов) как съемочных локаций. Именно так это работает для той же Грузии – ее продвижением на международных профессиональных рынках занимаются кинокомиссии. Например, 16–18 сентября мы организуем в Трускавце вокршоп для международных продюсеров и украинских региональных органов власти о создании и функционировании кинокомиссий.

Хочу отметить, что инициатива #КіноКраїна – уникальный пример государственно-частного партнерства в Украине, и киноиндустрия в этом смысле может быть образцом для подражания всем остальным отраслям. Все «болезни роста» киноиндустрии мы преодолеваем вместе.

О продвижении Украины как локации для съемок рассказала Виктория Ярмощук:

– Мы очень надеемся, что рассмотрение этого законопроекта состоится уже осенью, и очень рады, что государство активно участвует в разработке законопроекта и смотрит в том же направлении, что и индустрия. С другой стороны, ждать его принятия, чтобы начать действовать, мы не хотим.

Все локации Украины собрать сразу невозможно, поэтому сайт location4film будет постоянно развиваться и пополняться. Надеюсь, продюсеры на международных рынках соблазнятся красотами Украины и приедут к нам снимать уже в ближайшее время.

Точку зрения практикующего продюсера высказал Алексей Терентьев:

– Как продюсер считаю, что самое важное в законопроекте №3081-д – строительство новых кинотеатров в небольших городах Украины. Мы снимаем фильмы, чтобы их смотрели. Нам всем нужны экраны, ведь чтобы фильм окупился, нужно в среднем охватить 1000 экранов. В Украине нет и половины, а те, что есть – преимущественно в крупных городах. Без строительства нормальной сети говорить об успешности украинских фильмов бесполезно.

Если говорить о государственной поддержке кино, меня как продюсера отталкивает зарегулированность и забюрократизированность процесса. С другой стороны, возможно, это симптом той самой «болезни роста». Надеюсь, через несколько лет существования такой системы работы все в ней разберутся, и она перестанет казаться сложной.

Ну и в-третьих, для меня очень ценны нормы про борьбу с интернет-пиратством: мы постоянно теряем огромные деньги на незаконном размещении нашего контента в интернете. Хуже того, зритель привык не ходить в кино и не платить за просмотр чего бы то ни было в интернете, считая ежедневную кражу контента нормальным поведением. Если ситуацию не изменить, о каком успешном кино может быть речь?

Из зала прозвучало несколько претензий – в первую очередь, к тому, что Госкино «дает деньги только олигархам-собственникам телеканалов, как Коломойский или Фирташ». Филипп Ильенко предложил возмущенному комментатору зайти на сайт Госкино и проверить, каким компаниям и сколько выделило Государственное агентство на конкурсах, и какая у этих компаний связь с олигархами. А потом уже говорить предметно.

Вместо резюме встречи о судьбе украинского кинематографа и отчете #КіноКраїни предлагаю вам смежную тему для размышления. Пока Верховная Рада думает, с переменным успехом собирая кворум, над принятием законопроета №3081-д о государственной поддержке кинематографа, среди участников секции Киноиндустрии ОМКФ считанные единицы знали, о чем вообще документ, а тех, кто его хотя бы мельком прочел, были единицы. Зато подавляющее большинство было возмущено тем, что «без меня меня женили», подозревая инициативу #КіноКраїна и Госкино в манипуляциях.

«Медіаняня», 25 липня 2016 року