f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Путівник 7-им Одеським МКФ

12.07.2016

Подаємо розлогий путівник 7-им Одеським МКФ, який розпочнеться 15 липня 2016 року, підготовлений кінокритиком, членом НСКУ Олександром Гусєвим. Фрагменти представленого аналізу масштабної та вишуканої фестивальної програми були опубліковані «УП.Культурою» та «Укрінформом».  

Одесский международный кинофестиваль, который пройдёт в этом году в седьмой раз, можно назвать наиболее демократичным среди главных отечественных МКФ. Смотры самых причудливых достижений авторского кино и самых изысканных классических шедевров пронизаны духом летнего развлечения, артхаус, от которого даже у испытанной аудитории глаза лезут на лоб, объявляется хитом для широкой аудитории, а жемчужины мейнстрима закатываются в самые авангардные программы.

Главным же следствием неутомимого стремления организаторов к золотой середине, их поисков компромисса между занимательным и высоким, их попыток привлечь к некоммерческим картинам зрительские массы (необходимые отечественному кинопроцессу не в меньшей степени, чем талантливые кинематографисты) стало превращение ОМКФ в главную площадку для демонстрации украинских картин. Именно Одесский кинофестиваль обычно позволяет составить наиболее точное представление о положении дел в украинском кино, и этот год не стал исключением.

В национальном конкурсе состоятся премьеры самых ожидаемых отечественных фильмов – Гнезда горлицы Тараса Ткаченко и Моей бабушки Фанни Каплан Алёны Демьяненко, чей препродакшн стартовал ещё в 2013-м, а съёмки неоднократно прерывались из-за привычных нашим кинематографистам перебоев с финансированием и других трудностей. При этом свою роль в их успешном завершении сыграл и Одесский кинофестиваль – два года назад, на Пятом ОМКФ, обе картины получили главные награды программы «Work in Progress».

Гнездо горлицы было объявлено победителем в день, когда стало известно о трагической гибели Виталия Линецкого, исполнявшего в фильме главную мужскую роль. Принимая награду, продюсер картины Владимир Филиппов срывающимся от волнения голосом пообещал сохранить исполнение замечательного актёра, хотя Линецкий успел закончить работу только над половиной сцен с участием своего персонажа. Это удалось сделать благодаря изменениям, которые Тарас Ткаченко внёс в сценарий, написанный черновицким писателем Василием Мельником (в 2012-м получившим за него диплом «Коронации слова»).

Фильм Ткаченко стал фактически первым в отечественном кинематографе обращением к судьбам наших соотечественников, вынужденных годами работать за рубежом (в альманахе короткометражек Украина гудбай и Истальгии Дарьи Онищенко эта тема была только заявлена). При этом Гнездо горлицы посвящено не только драматическим будням заробитчан в чужой стране, но и трудностям, с которыми они сталкиваются, возвращаясь на родину. Для центральной героини повествования (в её роли выступила Римма Зюбина) обязанности прислуги в доме преуспевающего итальянского адвоката поначалу кажутся своеобразным перерывом в её подлинной жизни счастливой матери семейства из Буковины, не имеющим другой цели и значения, кроме поддержки родных. Но пребывание в Италии затягивается, и, вновь оказавшись в родных местах, героиня обнаруживает, что произошедшее за годы разлуки необратимо изменило её близких и её саму.

Действие ленты Моя бабушка Фанни Каплан Алёны Демьяненко, снятой по сценарию её супруга и творческого соратника Дмитрия Томашпольского, напротив, разворачивается в прошлом. Вместе с тем фильм также кажется актуальным для современной культурной ситуации, демонстрируя весьма оригинальный творческий подход к процессу декоммунизации.

Как можно понять из названия, главным героем картины является наша соотечественница из Волыни, незадачливая революционерка, известная благодаря покушению на Ленина в 1918-м году – о том, справедливо ли ей приписывается честь исполнителя в этой акции, спорят до сих пор.

Но наибольшей неожиданностью оказывается не реконструкция обстоятельств покушения, отличная от канонического описания советских историков, а изображение личной жизни Каплан. По сюжету ленты (и, по уверению её создателей, в соответствии с историческими свидетельствами, которые им удалось отыскать) у освобождённой из царской каторги Фанни Каплан, приехавшей поправить здоровье в крымский санаторий, завязывается страстный роман с главным врачом, которым был не кто иной, как младший брат Ленина Дмитрий.

Одной из примечательных особенностей Моей бабушки Фанни Каплан является подбор исполнителей. Так, образ Дмитрия Ульянова воплотил Мирослав Слабошпицкий, согласившийся участвовать в проекте ещё до создания главного украинского фильма современности. В других ролях также можно будет увидеть представителей отечественной режиссуры, в том числе мэтров Романа Ширмана, Геннадия Кофмана и Влада Троицкого и наиболее заметных представителей нового поколения кинематографистов, Викторию Трофименко, Марину и Оксану Артёменко, Ирину Цилык.

Заглавную роль исполнила едва ли не самая востребованная из молодых украинских актрис Екатерина Молчанова, а роль Ленина стала последней для Алексея Девотченко. Таинственная гибель этого известного своей антирежимной позицией российского актёра не позволила ему, как и Виталию Линецкому, завершить работу над фильмом.

Историю создания ещё одной картины национального конкурса, Голубого платья Игоря Минаева, в определённом смысле можно назвать не менее драматичной, чем растянувшиеся на несколько лет съёмки фильмов Ткаченко и Демьяненко. Голубое платье рассказывает о молодом парижанине, выясняющем, что его скоропостижно скончавшаяся мать была советской актрисой, уехавшей на запад после распада СССР и последовавшего краха отечественной кинематографии. Листая её дневники и просматривая фильмы, герой знакомится с неведомым ему миром постсоветских 90-х и с его кинематографом, неизвестным даже гражданам распавшейся империи.

В сюжете Голубого платья угадываются отголоски судьбы самого Игоря Минаева, уроженца Харькова, много лет проработавшего на Одесской киностудии и эмигрировавшего во Францию, не имея возможности заниматься творчеством на родине. При этом в качестве отрывков из советских и постсоветских лент в Голубом платье использованы фрагменты из лент самого Минаева, запрещённых, не законченных или не выпущенных в прокат. Стоит напомнить, что снятый Минаевым в 1990-м Первый этаж стал одной из главных жемчужин проведённой на Одесском фестивале в 2012-м году ретроспективы украинского кино 90-х «Затерянный мир».

В конкурс украинских фильмов вошли также две документальные картины. Varta1 Юрия Грицыны, получившая специальный диплом национальной программы Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA, завоевала горячие симпатии украинских синефилов, став едва ли не самой оригинальной документальной кинорефлексией на события Революции достоинства. Грицына использовал в своём фильме записи переговоров дорожного патруля «Варта», в который объединились львовяне после ухода с улиц города милиции. При этом визуальным сопровождением напряжённых диалогов и перебранок, в которых описываются инциденты и погони, служат кадры апатичных спальных районов и пустынных промзон, снятые много месяцев спустя после революционных событий.

Холодный Яр. Интро Алины Горловой посвящён катаклизмам прошлого и их отражениям в настоящем. Авторы фильма исследуют феномен Холодного Яра, жители которого век за веком поднимали «знамя вольницы кровавой» против гнёта помещиков и оккупантов, пытаются выявить особенности ландшафта и климата, формировавшие непокорный характер здешних обитателей – и выяснить, какие изменения он претерпел, пройдя через горнило исторических трагедий.

Не менее примечательной является составленная из двадцати одной работы короткометражная секция национального конкурса, предоставляющая прекрасную возможность познакомиться с главными представителями отечественной режиссуры ближайшего будущего, в большинстве своём пока не преодолевшими барьер полного метра. Среди исключений можно отметить одного из наиболее видных украинских кинематографистов Владимира Тихого, чья Зеленая кофта была отмечена специальным дипломом Пятого ОМКФ. В нынешнем конкурсе режиссёр представит 9-минутного Дедочка, насыщенную сюрреалистическими образами сказку о пожилых обитателях села, затерянного на краю вселенной украинского поэтического кино.

В конкурсе вновь встретятся со своими новыми лентами постановщики картин-лауреатов прошлогоднего фестиваля Филипп Сотниченко (Сын, приз ФИПРЕССИ за лучший короткометражный фильм) и Екатерина Горностай (Поодаль, приз за лучшие актёрские работы). В Гвозде Сотниченко, в котором игровое сплетается в нерасторжимое единство с документальной фактурой, история семьи киевских интеллигентов предстаёт воплощением тех изменений, которые претерпело за последние десятилетия наше общество – и того, что осталось неизменным с советских времён. Сгущёнку Екатерины Горностай, напротив, отличает композиционная простота и лаконичность выразительных средств, однако и в этой картине семейные взаимоотношения и детали быта, изображённые с документальной точностью, становятся отправной точкой для более широких обобщений.

Юрий Шилов, дебютировавший на ОМКФ в прошлом году с игровой картиной Вес, представит на этот раз документальную работу, уже встретившую самый тёплый приём у критиков и зрителей – Панораму, которая получила приз студенческого жюри на Docudays UA и специальное упоминание жюри и приз зрительских симпатий на KISFF. Лента посвящена киномеханику культовой в кругах киевских синефилов «Кинопанорамы» и закулисью сеансов, оказывающемуся весьма киногеничным.

Среди новичков конкурса также немало имён, дорогих сердцу поклонников отечественного кино. Валерия Сочивец, являющаяся не только одной из наиболее значимых творческих единиц среди молодых кинематографистов, но и лидером гражданской организации СУК, без которой уже невозможно представить украинский кинопроцесс, покажет ленту Кровь о подростковой любви и сексуальной близости – теме, нечасто находившей в отечественных фильмах адекватное отражение.

Герою постарше, который, впрочем, не способен преодолеть инфантильную нерешительность и душевную леность, посвящён фильм Валерии Кальченко и Антонио Лукича В Манчестере шёл дождь, заслуживший репутацию одной из самых остроумных отечественных картин последнего времени.

Персонажи ленты Reve ta stohne on tour Надежды Парфан, режиссёра и руководителя не имеющего в наших краях аналога прокатно-фестивального проекта 86, не вписываются в рамки привычных представлений об инфантильности и зрелости. Фильм, получивший специальный диплом на «Докудейзах», представляет собой ироничный кинодневник путешествия двух эксцентричных украинских музыкантов, которые, не находя должного отклика на родине, отправляются покорять польскую сцену и обретают успех совсем не там, где ожидали.

Чувство неприкаянности знакомо и героям фильма 24, поставленного одним из наиболее самобытных украинских кинокритиков Станиславом Битюцким, чей аналитический разбор и высокие оценки в своё время способствовали признанию творчества его нынешних товарищей по конкурсу Екатерины Горностай и Юрия Грицыны (полнометражный дебют Битюцкого До свидания, синефилы был представлен на «Молодости» в 2014-м). В центре его новой картины – молодые люди, ровесники украинской независимости, не находящие своего места в жизни и чувствующие себя скорее наблюдателями, чем участниками происходящего.

Тем, кто решил взять свою судьбу в свои руки и руководствуется при этом самыми нелепыми стереотипами и предрассудками, посвящена картина Люди, которые пришли к власти Алексея Радинского и Томаша Рафа. Этот фильм, победивший в национальном конкурсе «Докудейзов», раскрывает переживания и иллюзии активистов сепаратистских движений.

В ленте Наримана Алиева Без тебя, участвовавшей в конкурсной программе Generation Берлинского кинофестиваля, исподволь ощутима тоска об утраченной стране, сплетающаяся с болью личных потерь. И всё же фильм свидетельствует о нашей способности хранить связь времён, верность близким людям и родной земле.

Посетители ОМКФ смогут узнать много нового и о прошлом отечественного кинематографа, с чьими достижениями 90-х годов широкая публика знакома ещё в меньшей степени, чем с современными украинскими картинами. В подготовленную Национальным центром Александра Довженко ретроспективу «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана» вошли пять картин: снятый Михаилом Беликовым первый фильм об аварии на ЧАЭС с пророческим для близкого будущего СССР названием Распад (1990); причудливый шедевр Киры Муратовой Чувствительный милиционер (1992); поставленный Александром Игнатушей ранний пример остросоциальной драмы Цветение одуванчика (1992); приключенческая комедия Вадима Кастелли Вперёд, за сокровищами гетмана! (1993); любовно-социальная драма Натальи Андрейченко Шамара (1994), ставшая одной из немногих в украинском кино попыток переосмыслить Период застоя.

Возвращаясь к настоящему, следует в первую очередь упомянуть главную программу фестиваля, международный конкурс – излюбленное поле деятельности отборщиков, наиболее полно отражающее их вкус, сноровку и способность достигать вожделенного компромисса желаемого с возможным. Нужно отметить, что отборщики Одесского кинофестиваля, как и в случае с отечественными кинематографистами, демонстрируют здесь дар открывателей талантов. Завсегдатаям ОМКФ достаточно напомнить о таких блестящих лентах, сражавшихся за «Золотого Дюка», как прошлогодние Объятия змея Чиро Герры, впоследствии ставшие первым номинировавшимся на «Оскар» колумбийским фильмом, Все в нашей семье прежде мало кому известного румына Раду Жуде, вслед за этим поставившего один из главных фильмов последнего времени, Браво!, и Убейте меня, пожалуйста бельгийца Олиаса Барко, которому так у нас понравилось, что свою следующую работу, Полину, он снял в Украине (её премьера намечена на следующую весну).

С учётом вышесказанного добросовестный зритель международного конкурса имеет все основания рассчитывать на знакомство с будущими звёздами мировой (и даже, как свидетельствует пример Барко, отечественной) режиссуры. В этом году в программу вошли двенадцать картин, включая выбранное и в международный зачёт Гнездо горлицы. Среди этих фестивальных котов в мешке, о которых едва ли многие представители отечественного киносообщества, помимо членов команды ОМКФ, могли составить собственное мнение, рискнём выделить несколько наиболее примечательных на первый взгляд картин.

Лента Леа Фенер Людоеды, получившая приз зрительских симпатий на МКФ в Роттердаме, рассказывает о людях, чей образ жизни почти так же далёк от наших скучных будней, как и мир сказочных великанов-каннибалов. Отправной точкой сюжета служит турне труппы-кабаре по провинциям юга Франции с шоу, основанным на одноактной комедии Чехова «Медведь». Свои частные проблемы актёры пытаются разрешить в промежутках между репетициями и выступлениями, но постепенно творческие и личные неурядицы становятся почти неразличимы.

В Дочерях дансинга Агнешки Смочиньской, жанровом коктейле из мюзикла и хоррора, удостоенном специального приза жюри кинофестиваля «Санденс», звёздами сцены оказываются настоящие волшебные создания. Две прекрасные русалки являются в наш мир в варшавские 80-е, чтобы стать свидетельницами расцвета клубной культуры страны победившей «Солидарности». Сопровождая своими танцами выступления приглянувшихся музыкантов, они немало способствуют своей колдовской грацией росту их популярности. Однако сердечные тревоги необычных девушек выпускают на волю их страсти, весьма далёкие от душевных качеств кроткой героини Андерсена.

Безднам нашего животного начала посвящена психологическая драма Незаконнорожденное Адриана Ситару, одного из видных представителей румынской новой волны, знакомого завсегдатаям ОМКФ по его превосходным Людям и зверям, также показанным в международном конкурсе. Лента, получившая премию Международной конфедерации артхаусных кинотеатров программы «Форум» Берлинского МКФ, повествует о дружном семействе преуспевающего доктора, члены которого не видят большого зла ни в нарушении врачебной этики, ни в инцесте.

В Чужом доме грузинки Русудан Глурджидзе человеческая природа проходит испытание военным конфликтом. Несколько семей после окончания войны в Абхазии селятся в домах, жители которых были изгнаны в ходе прошедших этнических чисток. Не участвовавшие в боевых действиях, не разделяющие ксенофобских представлений соотечественников герои неожиданно для себя оказываются пособниками военных преступлений, согласившись воспользоваться их плодами.

В немецкой картине Привет из Фукусимы Дорис Дерри драма характеров разворачивается на фоне техногенной катастрофы. Молодая немка приезжает в Японию в составе гуманитарной миссии, чтобы помочь пострадавшим в аварии на АЭС Фукусима и благодаря этому самой выйти из сумрачного леса душевных терзаний. Фильм Дерри также стал фаворитом артхаусных кинотеатров, удостоивших его своей наградой в программе «Панорама» на том же Берлинском кинофестивале.

Очень большой фильм Мир-Жана Бу Шаайа стал первым в конкурсе ОМКФ представителем ливанской кинематографии, едва ли не самой примечательной в арабском мире. Авторы этой остросюжетной картины создают ироничный образ союза теневых дельцов с андеграундными кинематографистами, подтверждающий, что гений и злодейство вещи вполне совместимые.

Одним из наиболее значимых примеров способности команды ОМКФ чутко реагировать на культурные запросы нашей стремительной и драматичной эпохи стали превосходные программы остросоциальной и правозащитной документалистики, проходящие на фестивале после Революции достоинства и начала военного конфликта на Востоке. Закономерным развитием этой тенденции стало введение соответствующей конкурсной программы. В конкурс европейских документальных фильмов вошло шесть картин, посвящённых как ключевым проблемам современности, так и вопросам творчества.

Мой друг Борис Немцов Зоси Родкевич предстаёт субъективным кинопортретом трагически погибшего политика, изображённым не только как харизматичный лидер российской оппозиции и борец с режимом, но и как обычный человек со своими частными проблемами и рефлексиями, которому волею Провидения пришлось взять на себя груз исторической ответственности.

Не я пересёк границу: Граница пересекла меня Тома Чагелишвили рассказывает о жителях грузинских и осетинских деревень, которых не смогли разделить колючая проволока, кровопролитные конфликты и национальные предрассудки.

Действие Земли просветлённых Питера-Яна де Пю разворачивается в одном из тех уголков Третьего мира, которые были превращены противостоянием сверхдержав в преисподнюю современной цивилизации: герои фильма, афганские дети, откапывают советские мины, чтобы продать их своим сверстникам, трудящимся на лазуритовых шахтах.

Олег и редкие виды искусства Андреса Дуке посвящена знаменитому авангардному музыканту Олегу Каравайчуку, месяц назад ушедшему из жизни.

Автор ленты В Калифорнии Шарль Редон, рассказывая о своей супруге, балерине, создаёт собственный киноавтопортрет, отражённый в зеркале балетного искусства и любви к спутнице жизни.

В программу вошёл и упоминавшийся выше Холодный Яр Алины Горловой.

Главная из внеконкурсных программ ОМКФ, «Фестиваль фестивалей», представляет собой авторитетный дайджест крупнейших международных площадок. Самым нашумевшим фильмом программы можно назвать завоевавшую «Золотую пальмовую ветвь» Каннского МКФ ленту Я, Дэниэл Блейк выдающегося британского режиссёра Кена Лоуча (его Доля ангелов стала лучшим из фильмов-закрытий ОМКФ – и лучшим фильмом о виски всех времён). Насыщенная яркими обаятельными характерами и выразительными сценами, лента Я, Дэниэл Блейк посвящена весьма актуальной в украинских реалиях теме борьбы за социальные выплаты, которую ведут персонажи, в силу возраста и имущественных проблем оказавшиеся на обочине общества.

Вошёл в программу и главный триумфатор Берлинского МКФ, получивший, помимо «Золотого медведя», награды Экуменического жюри и «Международной Амнистии» – Море в огне Джанфранко Рози, известного нашим зрителям по Священной римской кольцевой. Море в огне повествует об одной из главных драм современности – трагической одиссее людей, вверяющих утлым лодкам свои жизни, спасённые от этнических чисток, бомбёжек и рабства.

Венецианский кинофестиваль представлен Кланом аргентинца Пабло Траперо, получившим «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Эта картина рассказывает невероятную, чудовищную и при этом реальную историю о людях, использовавших связи с правящей в стране военной диктатурой для организации семейного бизнеса, заключающегося в похищениях и убийствах.

В роуд-муви Би Ганя Кайли-блюз, среди многочисленных наград которого – приз лучшему молодому режиссёру МКФ в Локарно, – реальность сонных провинциальных китайских городков и скучной, размеренной жизни их обитателей размывается, сплетается с причудливыми, поэтичными, волшебными образами, словно в классических китайских романах о странствиях людей и животных, живых и мертвецов.

Войдёт в программу и один из главных предметов гордости отечественного кино последних лет, фильм Романа Бондарчука Украинские шерифы, удостоенный специального приза жюри на престижном Международном фестивале документального кино в Амстердаме. Содержащаяся в названии отсылка к американскому Дикому Западу отнюдь не случайна. Фильм Бондаручка изображает своеобразный украинский фронтир, пространство нищеты и упадка, в котором снисходительные к местным жуликам и алкоголикам дружинники оказываются чуть ли не единственными представителями власти.

Преодолению взаимной неприязни и собственных стереотипов посвящён Перекрёсток 48 израильтянина Уди Алони, получивший приз зрительских симпатий в программе «Панорама» Берлинского МКФ и приз как лучший игровой фильм на нью-йоркской «Трайбеке». Творческие устремления центрального персонажа ленты, молодого палестинского репера, наталкиваются на жёсткие рамки традиционного уклада жизни его окружения и националистические воззрения еврейских коллег по сцене.

Ещё один лауреат Венецианского МКФ, Франкофония знаменитого российского режиссёра Александра Сокурова, рассказывает о совместных усилиях, предпринятых директором Лувра Жаком Жожаром и офицером Вермахта Францем фон Вольф-Меттернихом во время нацистской оккупации Парижа для спасения музейной коллекции. Эта документально-игровая картина о способности представителей противоборствующих сторон объединяться ради спасения культурных ценностей – и человеческих жизней, – воспринимается и как размышление о возможности контакта между украинцами и россиянами в нынешней ситуации российской военной агрессии.

Именно этой теме посвящена украсившая программу «Специальные показы» лента Родные Виталия Манского, блестящего российского документалиста (завсегдатаям Одесского кинофестиваля он памятен как автор лент Труба и Книга, а также как глава национального конкурса Пятого ОМКФ, последний же его фильм, В лучах солнца о Северной Корее, собирал аншлаги на киевских «Докудейзах»). Манский, уроженец Львова, снял картину о своих украинских родственниках, оказавшихся по разные стороны и военных укреплений, разделивших Юго-Восток, и идеологических баррикад. На примере взаимоотношений и суждений своих близких он исследует те ментальные траншеи ненависти, обид и разочарования, что пересекли души едва ли не большинства из наших соотечественников.

Ещё один российский документалист Мария Павлова, с которой отечественные киноманы также могли познакомиться благодаря «Докудейзам» (её Дорогой дядя Вова о Болотном деле стал одним из лучших фильмов конкурса) представит ленту Здесь и сейчас о людях, застрявших на жизненном перекрёстке между любовью к родной провинции и стремлением вырваться в большой мир.

В этой же программе Ева Нейман, чья Песнь песней одержала победу в международном конкурсе прошлого фестиваля, представит свою предшествующую работу, Дом с башенкой. Эта экранизация автобиографического рассказа Фридриха Горенштейна стала лучшим в кинематографе независимой Украины фильмом о войне, представленной здесь не в кровавой героике фронтовых будней, а в бесприютности, хаосе эвакуации. Повествование о ребёнке и его умирающей матери, практически никем не замечаемых, не нужных окружающим, озабоченным собственным выживанием, воспринимается и как парафраз истории гонимого Святого семейства.

Пережитым Украиной историческим катаклизмам посвящён ещё один документальный фильм «Специальных показов», В поисках Бабеля Дэйвида Новака, который был впервые представлен у нас на Киевском МКФ «Молодость», где заслужил самые тёплые отзывы. В ленте жизнь великого одессита и обстоятельства его ареста и гибели исследует внук писателя.

Среди других лент программы отметим художественный фильм Яна Комасы Город 44 об одном из наиболее драматических эпизодов Второй мировой, когда в течение трёх месяцев варшавских уличных боёв был уничтожен цвет польского народа. Предшествующая картина Комасы, посвящённая той же теме, Варшавское восстание, знакома украинским зрителям по прошлогоднему фестивалю «Дни польского кино».

Программа «Гала-премьеры», составленная из фильмов, обещанных к выпуску в отечественный прокат, предлагает четыре картины мэтров и молодых звёзд авторского кино, способных составить конкуренцию дежурным блокбастерам. Наиболее примечательным фильмом подборки можно назвать Светскую жизнь Вуди Аллена.

В Джульете Педро Альмодовар обращается к одной из сквозных тем своего творчества, трудным взаимоотношениям матери и дочери. Сценарий картины написан им по мотивам рассказов из сборника «Беглянка» выдающейся канадской писательницы Элис Манро.

Неоновый демон Николаса Виндинга Рефна является привычным для этого датского режиссёра нуаром, выдержанным в неоновых тонах. Фильм повествует о злоключениях девушки, пытающейся выбиться в примы в мире лос-анджелесских фотомоделей, для чего ей приходится преодолеть страх крови и членовредительства.

Тони Эрдманн немки Марен Аде, известной нашему зрителю по очаровательной любовной истории мазохистки и говнюка Все остальные, посвящён трудностям общения отца и дочери, словно воплощающих различные стороны национального характера – прагматичного здравомыслия и жизнерадостного бунта против филистёрства. Эта отчаянно забавная и при этом глубокая трагикомедия получила награду ФИПРЕССИ на Каннском МКФ.

На ОМКФ будет проведена ретроспектива одного из наиболее уважаемых земляков Марен Аде, лидера «берлинской школы» Кристиана Петцольда, который лично представит четыре картины посетителям фестиваля.

Пять лент составили «Турецкий фокус», наиболее представительную на украинском большом экране программу турецкого кинематографа, переживающего сейчас расцвет. Помимо современных картин, зрители смогут увидеть Надежду Йылмаза Гюнея 1970-го года, один из наиболее любимых зрителями и критиками турецких шедевров.

Подборка «Шекспир в кино» представит экранизации произведений человека, без творчества которого турецкое искусство представить так же сложно, как немецкое или украинское. В организованную к 400-летию со дня смерти Барда ретроспективу войдут наиболее прославленные, наиболее спорные и наиболее любимые киноверсии «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Макбета», «Короля Лира» и «Бури» – не считая фильмов Григория Козинцева, и без того засмотренных поклонниками кино и литературы до дыр.

В программу «ОМКФ – детям», организованную совместно с Чилдрен Кинофестом, войдут лента Лукаса Мудиссона Мы лучшие!, обаятельная история о школьницах, организовавших панк-группу, арктическая робинзонада трёх подростков Операция «Арктика» Грете Бое-Вол, мультипликационный экшн Жана-Лупа Фелисиоли и Алена Ганьоля Мальчик-фантом о полицейском и призрачном мальчике, составивших эффективную команду по борьбе с преступностью, и ретроспектива лент британской анимационной студии «Aardman», прославленной образами Уоллеса, Громита и барашка Шона.

Для традиционного показа немой классики на Потёмкинской лестнице выбран Шерлок Холмс американского режиссёра Артура Бертелета. Эта киноверсия весьма популярного в своё время спектакля, основанного на произведениях Артура Конан Дойля, была снята в 1916-м году, причём главным её достоинством называли воплощение образа великого сыщика театральным актёром Уильямом Джилеттом, игравшим эту роль и на сцене. Фильм считался утраченным вплоть до 2014-го года, когда сотрудники Французской синематеки сообщили миру радостную весть о его обнаружении в одном из затерянных закоулков этой кинематографической Вавилонской библиотеки.

Из парадных показов осталось отметить фильмы закрытия и открытия, привычно собирающие даже тех поклонников прекрасного, которых не встретишь на других сеансах фестиваля. Откроет ОМКФ лента Ксавье Джанноли Маргарита, трагикомическая история о даме из французского высшего света 1920-х, упоённой музыкальным искусством и уверенной, что ей под силу внести в него весомый вклад собственными вокальными упражнениями.

В качестве же последней картины Седьмого Одесского кинофестиваля выбран План Мегги Ребекки Миллер, известной писательницы и постановщицы, дочери величайшего американского драматурга прошлого столетия Артура Миллера. План Мегги посвящён нашим чувственным вожделениям и грёзам о счастливой совместной жизни, чьё благополучное осуществление иной раз приносит гораздо больше огорчений, чем любовные неудачи.

Седьмой Одесский международный кинофестиваль пройдёт с 15-го по 23-е июля. Его основными фестивальными площадками станут, как обычно, кинотеатр «Родина» и Театр музыкальной комедии им. М. Водяного.

С подробным расписанием показов можно ознакомиться на сайте кинофестиваля.

Олександр Гусєв, 11 липня 2016 року

Фрагменти статті були опубліковані «УП.Культурою» (11 липня) та «Укрінформом» (14 липня).

Будинок кіно На його чотирьох поверхах розташувалися три кінозали:

Ресторан, бар і кафе у Будинку кіно Ресторан, бар і кафе у Будинку кіно – ідеальні місця для проведення банкетів, фуршетів, приймань.

Київ, Будинок кіно, оренда