f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Режисер Семен Горов: «Не соромтеся копіювати майстрів»

30.06.2016

Лілія Зінченко, «Детектор медіа»

22 июня в Киеве в рамках фестиваля короткого метра «Де кіно» и питчинга «The Next Big Thing 2016», в этом году посвященного клипмейкерству, состоялся мастер-класс режиссера Семена Горова.

На встрече с конкурсантами он рассказал об основах создания музыкального видео, удачных и проигрышных приемах, а также показал свои любимые клипы.

Горов отметил, что залог успешной работы — хорошо продуманный сценарий (будь то постановочное, анимационное видео или хроника), интересная локация и профессиональная команда. Также начинающий клипмейкер должен хорошо разбираться в музыке и не стесняться копировать признанных мастеров, через подражание приходит опыт и оттачивается собственный стиль, — считает режиссер.

Некоторые артисты могут позволить себе снимать целые постановочные истории, значительно превышающие хронометраж песни, превращая их в короткометражное остросюжетное кино. Как пример — клип на песню Майкла Джексона «Thriller» режиссера Джона Лэндиса, завоевавший множество наград (это тот случай, когда бюджет не играет роли, если вы снимаете видео на заглавную песню альбома, который продается миллионами экземпляров). Что доказывает: клипмейкерство — не просто создание картинки, сопровождающей аудиоряд, а настоящее искусство.

Сценарий

«Сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Он должен быть написан, отточен, выучен вами. Вы должны рассказывать его родственникам, друзьям в шумном баре, случайным людям в поезде, чтобы по их реакции понимать сильные и слабые стороны истории. Нужно суметь вложиться в 20 предложений, при этом вызвав интерес своим рассказом. Если сценарий не находит отклика в глазах слушателей — значит, с ним что-то не так», — говорит Семен Горов.

Сценарий должен быть прописан до мелочей, поражать и будоражить воображение. Например, как в видео на песню «A-HA» «Take on me», где зрителя погружают в обыденность — придорожное кафе, в котором девушка рассматривает комикс и мечтает об идеальном мужчине, изображенном там, а потом вдруг переносится в нарисованный мир.

Чем больше событийных поворотов, которые полностью или частично меняют героев либо сюжет — тем интереснее зрителю за этим наблюдать.

Раскадровка

Следующий важный шаг для клипмейкера — раскадровка, ведь сценарий — это литературный жанр, и его нужно уметь воплотить визуально, показать без звука.

«Это может быть элементарно, схематично нарисовано, но вы должны понимать, как именно будет выглядеть клип по кадрам. Конечно, для этого нужно знать основы кино, что такое общий, средний и крупный планы (хотя 80% современных коллег не заморачиваются). Сейчас многие клипы монтируют в одной крупности, и это может быть приемом, но все чаще это происходит от незнания», — подчеркивает режиссер.

С общих планов обычно начинается история. Из общего картинка должна перейти в средний, потом в крупный план, и обратно — это классика. Кадры должны гармонично сочетаться друг с другом, обеспечивая комфортный просмотр зрителю. Чем больше ракурсов и планов, чем они разнообразнее — тем полнее и интереснее история.

Правильно монтировать музыкальное видео — тоже сложная и важная задача: попадать в ритм песни, учитывать сильные доли, синкопы, усиливать эффект кадром.

Адекватная оценка собственных возможностей

Обычная ошибка начинающих клипмейкеров — они неправильно рассчитывают собственные силы, придумывают сложный и насыщенный сценарий, который невозможно осуществить. Чтобы снять обычный кадр — девушка обедает в кафе, — нужен час, и это если все будет вовремя, никто не опоздает, ничего непредвиденного не случится.

«Служение музам не терпит суеты. Кино нужно снимать без спешки, нельзя торопиться за счет качества. И если вы думаете, что снимете постановочный клип за один день — вы ошибаетесь. Мой совет: делайте простые сценарии, чтобы было больше времени на постановку кадров. Пусть это будет не так насыщенно, не так головокружительно, но точно, понятно, профессионально и не стыдно. Вы должны быть уверены, что вам хватит времени, сил и бюджета», — советует Горов.

И приводит еще один пример удачной постановочной работы — клип на песню группы «Guns N’Roses» «November Rain».

Взаимодействие с музыкальным материалом

Иногда сам автор с трудом может объяснить, о чем его песня. Но если режиссер не понимает ее смысла, то грош ему цена, — считает Семен Горов. Нужно обсуждать песню с автором, задавать вопросы, проводить параллели с другими историями, пытаться дополнить музыкальный материал, даже если он не самый замечательный.

Режиссер советует начинающим климпейкерам быть «немного классиками»:«Не стесняйтесь копировать мастеров — успех в любом деле начинается с копирования. Маленькая девочка начинает заниматься фигурным катанием, копируя движения своего учителя. Молодые художники первое время рисуют только кубы и кувшины, срисовывая их с картин известных мастеров живописи. Только через подражание человек становится профессионалом. За исключением гениев, конечно.

Если вам нужно снять погоню — не изобретайте велосипед, просто посмотрите десяток погонь, снятых до вас, и выберите лучшую. Копируйте. Не стесняйтесь, мастера тоже так делали, когда начинали. У вас все равно не получится так же, как у них. Но вы должны учиться на лучших примерах».

Демонстрируя один из своих первых клипов — на песню «Океана Эльзы» «Там, де нас нема» — Семен Горов рассказал, как цитировал в этой работе кадры из разных любимых фильмов. Например, снял Потемкинскую лестницу, как в картине «Броненосец “Потемкин”», где вместо солдат идут «красивые ноги в рваных колготках», то же касается и кадра с коляской.

Работа в команде

Предпочитая работать с классическими постановочными видео, режиссер все же рекомендует не бояться экспериментов — нынешние «звезды» любят, когда им создают модный, шокирующий, эпатажный образ: «Без этого нельзя. В клипах очень важно чем-то удивлять — артист должен стоять на голове в ярком гриме и необычном костюме. Но этому научить нельзя, должен быть талант».

Если таланта не хватает, нужно привлекать дополнительных специалистов — художников, гримеров, стилистов. Каждый начинающий клипмейкер может найти таких же начинающих модельеров, которые согласятся работать над проектом за минимальную плату, либо вообще без нее.

«Создание кино — это коллективное творчество, многое зависит и от таланта и навыков оператора, монтажера, художника. Чем больше хороших специалистов у вас на площадке — тем большая вероятность успеха», — добавляет Семен.

Жанры и приемы

Еще на этапе написания сценария режиссер должен четко понимать жанр будущего клипа (комедия, драма, фантастика и прочие), отталкиваясь от жанра самой песни или игнорируя его, что может быть хорошим приемом.

Важно придумать форму подачи — будет ли артист выступать главным героем видеоработы, будет ли видеоряд отображать смысл песни или полностью абстрагируется от него.

Например, заглавие песни «Losing my religion» американской рок-группы «R.E.M.» режиссер Тарсем Сингх воспринял буквально и показал в клипе множество религиозных кадров, хотя выражение «losing my religion» в переводе с американского сленга означает «терять рассудок / доходить до белого каления» и не имеет никакого отношения к Богу.

И напоследок Семен Горов посоветовал молодым клипмейкерам не идти на компромиссы: «Если вам что-то не нравится — локация, костюмы артиста, кадры — говорите об этом сразу. Не бойтесь быть жесткими, проявлять характер. Не нужно поддакивать, быть дипломатом, подстраиваться. От вас ждут честности. Делайте так, как видите, иначе вы не сможете быть успешными в профессии».

Фото Лілії Зінченко

Лілія Зінченко, «Детектор медіа», 24 червня 2016 року